НЕДЕЛЯ В КОММЕНТАРИЯХ

вт, 13/06/2006 - 18:29
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

13-го во вторник встретятся президенты РФ В.Путин и Грузии М.Саакашвили. Для Южной Осетии этот вторник все равно, что пятница, 13-ое. Совершенно нелогично, неожиданно В.Путин согласился встретиться с человеком, чье поведение стало основной причиной обострения отношений России и Грузии до предела. Видимо, необходимость встречи так сильна, что российский президент закрыл глаза (и уши!) на все те оскорбления, которые сыпались в адрес России и в его лично адрес из уст грузинского президента и его команды: про российский фашизм, про фекалии, которые хорошо продаются в России, про карлика Лилипутина и т.д.

В Грузии не скрывают, что М.Саакашвили к телефону за уши подтащили американцы - это следует понимать как уступку России Америке перед саммитом «большой восьмерки», но, зная характер В.Путина, можно прогнозировать, что он дорого заставит заплатить за эту уступку потом, когда саммит в Петербурге будет уже позади. К тому же то, о чем будут говорить два президента наедине, не будет знать никто, кроме, может быть, лабрадора Кони, а то, что они расскажут поле встречи перед журналистами, будет уже совсем непохоже на первоначальный текст.

Надо признать, что перед встречей напряглась не только Южная Осетия – понятно, что мы-то привыкли к своей роли троянского коня, и не только Игорь Георгадзе замер в тревожном ожидании – ему полезно не расслабляться и не очень рассчитывать, что Россия всерьез делает на него ставку. Напряглась и Грузия – застегнулась на неделю на все пуговицы и причесала свой изрядно разболтанный лексикон. Н.Бурджанадзе своим волевым решением ввела на неделю мораторий не только на непечатную фразеологию, но и критику в адрес России. Ситуация напоминает анекдот, в котором хозяин обещал ободрать все перья своему попугаю-матерщиннику, если он еще хоть раз выругается. Кончилось тем, что попугай, не выдержав такого варварского наказания, ощипал себя сам, после чего пустился во все тяжкие.

Грузия с трудом, но попыталась даже изобразить своеобразное миролюбие в отношении Южной Осетии.

«Грузия не собирается вводить войска в Южную Осетию – у нее другие задачи», - заявил член комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Давид Киркитадзе. «Я хочу сказать к сведению властей Южной Осетии и к сведению грузинской общественности: грузинская армия готова принять любое наступление с их стороны и навести на всей территории порядок. Но на данном этапе это не является нашей задачей», - сказал он.

Запрет на критику все нарушил председатель парламентского комитета по обороне Гиви Таргамадзе, который слишком резво для моратория выразил недовольство результатами визита делегации депутатов Госдумы РФ в Грузию 5-6 июня. Таргамадзе обвинил председателя комитета ГД по делам СНГ Ахмеда Билалова в неуважении суверенитета Грузии. Он сказал, что обратился к Билалову с предложением, чтобы при посещении конфликтных зон на территории Грузии российские депутаты брали грузинские визы, на что российский депутат ответил категорическим отказом. После чего или независимо от этого, Н.Бурджанадзе отказалась встретиться с российскими депутатами, сославшись на то, что именно в запланированный для встречи день у нее очень перегружен рабочий график, а вместо этого предложила русским парламентариям поехать на экскурсию в Кахетию, посмотреть виноградники, и встретиться с ней на следующий день. Русские от виноградников отказались и от встречи с Бурджанадзе тоже, и уехали в тот же день в Москву. Так что запрет не ссориться не сработал. Впрочем, Грузию, конечно, прорвет после встречи, но это зависит от результатов разговора.

Стороны готовятся к встрече, а эксперты строят предположения, о чем будут говорить два президента. Министр сельского хозяйства Грузии спит и видит сладкие сны о том, что президенты договорятся о возвращении российских рынков для сбыта грузинского вина. Бурная фантазия уносит бедного министра и следующему саммиту – к «большой восьмерке» в июле, где, по его мнению, запад в лице президента Буша заступится за «Хванчкару» и заставит русских покупать грузинское вино. Совершенно очевидно, что саммит «большой восьмерки» будет решать лишь вопросы общих приоритетов и к вопросам о Грузии вряд ли снизойдет. Вопросы типа состояния демократии в России и диктатуры в Белоруссии лидеры «восьмерки» тоже обсуждать не будут. Будут решаться вопросы параметров мирового экономического развития. Члены «восьмерки», возможно, будут требовать от Путина ратификации хартии энергетической безопасности и т.д. Что касается встречи Путина с Саакашвили, то Россия, дав согласие на эту встречу, демонстрирует западу перед саммитом «большой восьмерки», что она не давит на постсоветские страны и стремится поддерживать дружеские отношения с ними.

Как предполагают грузинские эксперты, такого рода встречи обычно назначаются, когда принципиальное согласие по тем или иным вопросам уже достигнуто. Мы можем утверждать, что есть принципиальное намерение сторон об улучшении взаимоотношений, что включает широкий спектр уступок России в адрес Грузии: возможно, это как раз будут вопросы вина и «Боржоми», виз и тарифов на электроэнергию, разблокирования финансовых отношений, прекращения «репрессий» в отношении грузин в России, отказ от намерений устроить «крапивную революцию» во главе с Игорем Георгадзе и т.д. В самой откровенной части разговора В.Путин потребует объяснить позицию Грузии по интеграции с НАТО и стремлению в ЕС, а также козни ГУАМа против России и вновь напомнит вышеперечисленный список рычагов давления на Грузию.

Прорыва по вопросу урегулирования конфликтов не ожидает никто, хотя козырь этот у Грузии единственный, он же и единственная крупная купюра при торге с Россией. Н.Бурджанадзе уже заявила, что, оказывается, у России есть уникальный шанс помочь маленькой стране урегулировать конфликты. При всей опасности такого торга, можно выразить надежду, что для России важней будет сохранить лицо после всех заявлений, сделанных в поддержку непризнанных республик, и не свернуть с пути поддержки Южной Осетии и Абхазии. Что же касается Грузии, она может торговаться сколько угодно, но важней для нее добиться экономической стабилизации в условиях, когда после всего, что сделала с ней Россия, последняя просто обязана на ней жениться. Грузии стоит трезво, без фанфаронства, взглянуть на себя со стороны и оценить свои возможности.

«Официально считается, что 800 заводов в Грузии не работает, но реально их наверняка больше. Часть заводов резко снизила свой технологический потенциал, перейдя на производство ширпотреба для деградировавшего сельского хозяйства: телеги, керосинки, лопаты, мотыги и прочее. Железная дорога в плачевном состоянии — многие участки пути повреждены, на некоторых участках одноколейное движение, дорожная автоматика и блокировка частично разрушены, частично устарели, подвижный состав ветхий (и это при том, что в Грузии есть свой электровозостроительный завод!). Из 20 тысяч километров автомобильных дорог асфальтовое покрытие имеется только на 10%, остальные в плохом или очень плохом состоянии, 8 тысяч требуют немедленного ремонта. Итак, на что же может рассчитывать ставшая аграрной Грузия? Проживет ли она вином и мандаринами? Трудно поверить. Вина в мире на сегодняшний день производится в два раза больше, чем потребляется. На российский рынок уже рванулись десятки фирм, чтобы занять нишу Грузии. Боржом и мандарины? В Абхазии уже построен один из крупнейших в Европе пунктов по обработке и складированию цитрусовых, так что динамичные и злые конкуренты у Грузии есть. То же и насчет воды: у России есть свои воды, а уж Абхазия ждет — не дождется, чтобы ее «Ауадхара» пошла потоком через границу».

В такой ситуации военные угрозы Грузии против Южной Осетии больше пугают саму грузинскую общественность, чем южную Осетию. Напрягают они и Запад, где неуравновешенность грузинских политиков угрожает стабильности в регионе, который США хотят сделать своим плацдармом под боком у России.

«В конфликтных зонах Южного Кавказа увеличивается опасность военного столкновения между Россией и США, поскольку двусторонние отношения резко ухудшаются. Такой мрачный прогноз проходил лейтмотивом недавнего заседания правления Института «Восток-Запад» (EWI) в Чарльстоне.

Стоит отметить, что советники EWI – бывшие американские высокопоставленные чиновники и корпоративные лидеры. Своеобразная «теневая» элита, по-прежнему влиятельная. В глобальном плане участники встречи не исключили, что «популистские» президенты на Тайване и в Грузии рискуют перегнуть палку в своих националистических устремлениях и спровоцировать военные конфликты между США и Китаем, и США и Россией. В последнем случае - в мятежных, поддерживаемых Россией Абхазии и Южной Осетии.

В едином порыве участниками совещания было отмечено, что все заявленные кандидаты в президенты США критикуют Россию. И ситуация будет ухудшаться по мере приближения обеих стран к выборам в 2008 году. Правда, они призвали не допустить наступления «холодного мира» между странами».

Можно посоветовать Соединенным Штатам: если они будут удивляться поведению России в случае, если Грузия начнет агрессию против Южной Осетии, пусть в США вспомнят собственное поведение, когда ввод войск Милошевичем в Косово завершился бомбежкой Белграда НАТОвской авиацией.

Инга Кочиева для радио «Айзæлд-FM»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest