Начало становления ЮОГУ (1932-1942 гг.)

пт, 26/10/2007 - 16:52
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Начало становления ЮОГУ (1932-1942 гг.)Высшее образование в Южной Осетии началось с основания первого в истории осетинского народа педагогического института.
В 20-е годы в области, как и по всей стране, начались коренные перемены в духовной жизни народа, называемые в то время «культурной революцией»; формировалась принципиально новая система школьного образования, развернулось строительство общеобразовательных школ для подрастающего поколения, культурных учреждений, пунктов обучения грамоте взрослого населения.
Время повелительно диктовало, в первую очередь, подготовку специалистов, педагогических кадров для общеобразовательных школ области в период начавшегося процесса внедрения родного языка в сферу государственного аппарата и в систему народного образования.
В подготовке квалифицированных специалистов нуждалось и народное хозяйство области. Наркомпрос торопился с решением этой проблемы как одной из «важных задач образовательных и народнохозяйственных планов».
19 октября 1931 г. состоялось специальное заседание коллегии ОблОНО Юго-Осетии, которое на основании постановления ЦК ВКП (б) от 11 октября 1931 года приняло решение - открыть пединститут в г. Сталинире. Коллегия избрала Комитет под председательством А. Тибилова для разработки организационно-технических работ. В Комитет вошли: из ОблОНО (А. Исакова), ЦИКа (В. Битиев), Парткома (И. Гассиев) и Совпрофа (Г. Газзаев).
1 января 1932 года в г. Сталинире состоялось торжественное открытие педагогического института. Тогда же был открыт пока первый курс с двумя отделениями: агробиологическим и физико-математическим с количеством студентов 20 человек. Курс был всего трёхгодичным, чрезвычайные меры вынуждали принимать в институт лица с образованием в объёме 7-летней школы. В 1931 году на 1 курс института было подано 31 заявление.
Конечно, высшая школа могла быть создана раньше, если бы не разрушительная война и геноцид грузинского меньшевистского правительства в 1917-1921 гг. Отсутствие собственных кадров вынуждало органы власти автономной области приглашать специалистов из других вузов страны.
В первое время педагогический институт не имел своего помещения, поэтому для занятий первого курса под аудитории были отведены комнаты в музыкальной школе и техникуме.
Некоторое время агропединститут помещался в здании театра им. К. Хетагурова, затем он был переведён в здание Сталинирского педучилища и работал в семи классных и кабинетных помещениях: администрация же института занимала две маленькие комнаты, Институт пока не имел ни кабинетов, ни лабораторий.
Первый выпуск состоялся в 1933 году.
В 1933/34 учебном году в институте были открыты также физико-математический факультет и факультет языка и литературы в составе двух первых курсов (осетинский и русский секторы).
В 1934/35 учебном году вновь открытые факультеты имели уже свои кабинеты: физико-математический, ботанический, зоологический, кабинеты осетинского языка и литературы, русского языка и литературы, военный кабинет, также была оборудована химическая лаборатория.
Медленно, но неуклонно шла тенденция роста первого высшего учебного заведения области. В 1936 г. здесь уже приступили к работе три факультета: факультет естествознания (3 курса), факультет языка и литературы (2 курса), физико-математический факультет (2 курса). Вузовскую подготовку получали абитуриенты на постоянно действующих подготовительных курсах и на курсах рабфака.
На трёх курсах факультета естествознания обучалось 43 студента, 2-х курсах языка и литературы – 30 студентов, 2-х курсах физмата – 32 студента. На 4-х курсах рабфака было 26 слушателей, а на подготовительных курсах – 17 человек. Всего 122 студента.
Но в 30-х гг. в институте была пока низкая материальная база, не было еще надлежащих условий для работы преподавателей и студентов.
Вопрос о подготовке педагогических кадров был предметом постоянного внимания партийных и государственных органов автономной области. В решениях Накомпроса подчёркивалось, что «на одну школу приходится только два педагога с высшим образованием...». Это обстоятельство заставило Наркомпрос в 1937 году реорганизовать педагогический институт в 2-х годичный учительский институт.
Тяжелый период пережил институт в первое десятилетие не только своей организации и становлении. Некоторые педагоги института объявлялись «врагами народа». В институте царила атмосфера подозрительности, преследования «врагов народа». К «классовым врагам», «контрреволюционным троцкистам» были причислены Багаев Сергей (преподаватель), Дзагоев Сардион и Алборов Николай (студенты). В связи с «делом вредителей», «врагов народа» некоторые преподаватели, зав. кафедрами были уволены с работы. В это время ректором Сталинирского учительского института был назначен В.А. Хетагуров. Зам. директора был В.Г. Корнаев.
В 30-х годах появились кружки художественной самодеятельности, спортивные, политграмоты, по изучению истории ВКП (б). Но научно-студенческих кружков ещё не было.
Химическая лаборатория и 7 кабинетов института помогали совершенствованию знаний по преподаваемым специальностям. Из местных кадров в это время на штате состояли 16 человек: В.А. Хетагуров, Б.Т. Корнаев, Н.С. Кочиев, З.Н. Ванеев, П.Ю. Гадиев, И.С. Плиев, И.Е. Гассиев, A.M. Нартикоев, Д.Г. Бекоев, А.Т. Харебов, Н.И. Келехсаева; из приезжих: Т.С. Панпалов, В.Г. Арутюнов, С.М. Веллер, Д.Г. Гонашвили, А.Е. Гогуа.
Научный уровень преподавательского состава ещё не удовлетворял потребности высшей школы. Среди местных кадров был всего один доцент, 8 и.о. доцента, остальные – преподаватели и ассистенты.
Научно-исследовательская работа в конце 30-х гг. в учительском институте ещё не велась, обозначился только круг вопросов на дальнейшую перспективу и только отдельными преподавателями определялись исследовательские темы.
В 1937/38 учебном году в учительском институте было 10 курсов, контингент составлял 105 человек, включая слушателей рабфака.
До февраля 1939 года учительский институт не имел собственного помещения. В сентябре 1939 года занятия проходили уже в своём помещении, институт же был переименован в педагогический в 1940 году.
В 1938/39 учебном году при филологическом факультете открылись новые сектора – грузинский и русский, и контингент приёма, соответственно, увеличился до 255 человек против 133 в предыдущем году.
В 1940 году дирекция института поставила вопрос перед местными органами власти об открытии исторического факультета; его необходимость диктовалась потребностями преподавания всеобщей и отечественной истории.
На историческом факультете начали читать лекции по истории З.А. Ванеев, Г.Ф. Кулумбегов, С.Г. Бекоев.
В 1941 году в институте было организовано 8 кафедр: кафедра педагогики (зав. кафедрой кандидат исторических наук Гадиев Пётр Юрьевич), естествознания (профессор Юзбашьян Семён Моисеевич), основ марксизма-ленинизма (Кулумбегов Георгий Фёдорович), истории (профессор Азатян Гаик Нагапетович), физики и математики (и.о. доцента Панпалов Павел Семёнович), грузинского языка и литературы (доцент Бегиашвили Федор Малхазович).
Кафедры были созданы, но остались вакантными кафедры осетинского языка и литературы и русского языка и литературы.
Деканами являлись: литературного факультета – И.С. Плиев, естествознания – Б.Т. Карнаев (в связи с переходом Е.Ф. Санакоевой на другую работу).
Начавшаяся Великая Отечественная война внесла существенные изменения в жизнь института. Педагогический институт был переведён на 3-х годичные курсы обучения, а начало учебного года начиналось с 1 августа. Здание института было переведено под госпиталь, а институт был переведён в здание школы. Начался большой отсев студентов на старших курсах в связи с призывом в Красную Армию, а также с младших курсов из необеспеченных семей, родители которых были мобилизованы в армию. В результате отдельные курсы были закрыты из-за их малочисленности. В армию были призваны и преподаватели: в 1945 году 5 человек преподавателей ушли на фронт.
В 1941 году в институте числилось 323 студента, в 1942/43 гг. в связи с отсевом на первых курсах осталось 125 человек.
В учебные планы института был введён всевобуч.
Всеобщая военная подготовка должна была охватить студентов, преподавательско-административный персонал с последующей сдачей экзамена по МПВО, которое включало стрелковое дело, изучение ручных гранат, ручных пулемётов; тактическую, стрелковую, физическую, огневую, химическую подготовку. Студенты сдавали экзамен на комплекс: «Готов к труду и обороне».
В институте проводилась политико-воспитательная работа, она стала обязательным условием всего учебного процесса. Прикреплённые к курсам агитаторы читали лекции и доклады на актуальные темы (о фашизме и фашистской агрессии, о режимах на оккупированных немцами территориях, об организации помощи фронту).
Согласно постановления СНК СССР и Центрального Комитета ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. студенты вузов и техникумов, за исключением выпускных курсов, привлекались в порядке мобилизации на работу в колхозы, совхозы и МТС.
В 1942 году по приказу Всесоюзного Комитета по делам Высшей школы (ВКВШ) директор Сталинирского педагогического института В.А. Хетагуров был освобождён от должности в связи с переходом на другую работу, после него институт возглавил З.Н. Ванеев.
В последующие годы расширялся состав профессорско-преподавательского состава. В 1941/42 гг. на всех факультетах института работало 20 человек, а в 1944/45 учебном году на шести кафедрах работало уже 45 штатных преподавателя.
Те далекие и трудные годы канули в Лету. С 1993 г. Юго-Осетинский государственный педагогический институт был реорганизован в университет.
Сегодня Юго-Осетинский государственный университет – центр подготовки педагогических кадров.

Евгения Джиоева,
доктор исторических наук, профессор,
декан исторического факультета ЮОГУ.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest