Программа реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта движется вперед

сб, 22/12/2007 - 11:48
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Миссия ОБСЕ реализует в Южной Осетии программу экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта. После того, как в 2006 году на встрече стран-доноров в Брюсселе на восстановление зоны грузино-осетинского конфликта было выделено около 8 миллионов евро, началась работа по претворению в жизнь проектов, разработанных после оценки потребностей зоны конфликта. О том, какие программы были завершены в течении 2007 года, и какие планируется провести в 2008 рассказывает Глава офиса ОБСЕ по Программе экономической реабилитации Райан Грист.

- Программа реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта состоит из десяти секторов. Семь из них касаются восстановления инфраструктуры, один - восстановление сельского хозяйства, другой – это бизнес планирование, и десятый сектор – это непосредственно, команда руководящая всей программой.
Первая часть проекта касается водоснабжения, сюда входят вопросы водоснабжения Цхинвала и сел Цхинвальского района.
К примеру, есть два уже завершенных проекта. Первый - строительство резервуара и проведение линии водопровода в села Анев – Нул – Кимас и установление вдоль этого водопровода кранов. Качество выполненных работ было проверено недавно послом Великобритании в Грузии Денисом Кифом, главой Миссии ОБСЕ Терхи Хакала и представителями оргкомитета от Южной Осетии и Грузии Леонидом Тибиловым и Дмитрием Манджавидзе.
Еще один завершенный проект – это проведение аналогичного водопровода в села Дисев – Хелчуа.
Третий проект, который так же, как я надеюсь, в скором времени будет завершен – это ремонт и восстановление Цхинвальского резервуара. Сейчас по программе Миссии ОБСЕ восстанавливается самый большой, из имеющихся четырех, резервуар. Я надеюсь, в начале будущего года мы сможем приступить к восстановлению еще одного резервуара Цхинвальского водохранилища.
В будущем году мы планируем завершить еще несколько проектов.
Мы провели определенную работу по школам, в частности проведены строительно-восстановительные работы школ в селах Ортев, Тбет. Так же строится здание для школы и клиники в селе Свер.
Существует так же большой проект восстановления Цхинвальской больницы. Подготовительные работы по этому проекту уже завершены, подготовлена вся документация для восстановления отопительной системы больницы, мы надеемся, что в начале следующего года все документы для выставления этого проекта на тендер будут уже готовы и этот вопрос будет решен.
Что касается проектов по восстановлению газо- и электроснабжения зоны конфликта, то к работе мы уже приступили, профинансированы они Еврокомиссией, и ЕК уже выделило один миллион евро на восстановление этих объектов. Мы надеемся газифицировать села Тбет, Хетагурово и еще несколько сел. Но в рамках этого сектора некоторые проекты сложно реализовать из-за политических разногласий.
Однако, есть проекты менее проблематичные, например доставка маслоочистительного оборудования для трансформатора на электроподстанции. Точно так же будет доставлено оборудование для обеспечения технической безопасности на электростанции и газораспределительные станции.
Что касается восстановления сельского хозяйства, то в этом году мы провели много тренингов, в которых участие приняли около 1500 человек. Эти тренинги охватывали различные области деятельности в сельском хозяйстве: сельскохозяйственное производство, производство меда, бизнес-планирование и т.д.
Конечно, проведение тренингов очень важно, но на данный момент ОБСЕ собирается разработать механизм для организации торговли между сторонами. Успешное производство подразумевает, реализацию товара. Для этого мы занимаемся планированием этого проекта.
Так же в новом году мы собираемся реализовать программу микро-кредитов, для этого мы собираемся разработать механизм, который позволит малым предпринимателям получить кредиты для своей деятельности.
Что касается руководства всей программой по экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта, то в прошедшем году мы набрали достаточно большую команду, которая помогает нам в продвижении программ. В нашей команде работают как грузинские, так и осетинские специалисты. Он и работают в согласии и достаточно гармонично. Но большую часть команду составляют осетины.
Мы работаем в тесном сотрудничестве с местными организациями, но так же мы работаем в тесном сотрудничестве с Тбилисским офисом ОБСЕ. Это необходимо для того, чтобы сотрудничество было налажено с двух сторон.

- Какие страны сегодня выступают как доноры для экономической реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта?
- На данный момент мы насчитываем 21-го донора программы. Самыми большими из них являются: Еврокомиссия, США, Бельгия и Швеция. Каждая из них выделила около миллиона евро. Далее идут «среднего масштаба» доноры: Великобритания, Венгрия, Норвегия, Италия и Германия. Затем идут доноры сумма предоставленная которыми не так значительна, но мы в любом случае им благодарны: Турция, Андорра, Хорватия, Польша, Чешская Республика, Голландия, Литва и т.д, так же сама Грузия.
Несмотря на то, что у нас уже существует список, согласованных для реализации проектов, но тем не менее нам нужны дополнительные средства, потому что появляются новые проекты, некоторые проекты оказываются более дорогостоящими, чем предполагалось в результате оценки. Так же существует, очень большой список проектов, который бы я очень хотел видеть осуществленным, но на которые пока нет денежных средств.

- На встрече стран доноров в Брюсселе в прошлом году было выделено около восьми миллионов евро на реабилитацию зоны конфликта. Какая часть этой суммы уже реализована?
- Доноры обязались выделить семь миллионов восемьсот тысяч евро. Из этой суммы на счету ОБСЕ уже имеется четыре миллиона евро – большинство доноров выделяют средства, которые они обязались выделить на восстановление зоны конфликта, частями: одну часть в течении первого года, вторую – в течении следующего. Из выделенных средств на восстановления инфраструктуры нами потрачено около 600 тысяч евро.
Но все еще остается много работы. Нужно признать, что в этом году работа продвигалась медленно. Надо учитывать, что мы все-таки работаем в зоне конфликта.
В следующем году мы собираемся реализовать несколько крупных проектов, например, восстановление Цхинвальской больницы и проведение водопровода Знаур-Мухаур. Все доноры подтверждают, что если они увидят успешно осуществленные проекты, то они будут рады выделить дополнительные средства. То же самое говорит и Россия, которая несколько раз подтвердила свою готовность выделить денежные средства через механизм этой программы. Я надеюсь, так и будет.

- Влияет ли застой, наблюдающийся в переговорном процессе в формате СКК, на реализацию экономической реабилитации зоны конфликта?
- Весь процесс реабилитации зоны конфликта изначально проводился под эгидой Смешанной Контрольной Комиссии (СКК). Организационный комитет по реализации этой программы также работает под руководством СКК. С сожалением нужно признать тот факт, что переговорный процесс движется медленно, но, тем не менее, я должен сказать, что встречи оргкомитета проводятся регулярно, недавно такая встреча была проведена в Вене. В среднем встречи оргкомитета проводятся раз в 6 недель.
Естественно, если бы СКК продолжало активную деятельность, весь процесс нашей работы заметно бы упростился и шел быстрее. Но, тем не менее, мы продолжаем свою работу.

- И последний вопрос, насколько вам комфортно работать в Южной Осетии?
- Я здесь работаю уже около 2-х лет. И за этот период я ни разу не чувствовал себя под угрозой, как раз напротив. То же самое могу сказать от имени своих коллег, работающих здесь: никакого дискомфорта мы не ощущаем. Так же я стараюсь воодушевить других людей приезжать сюда работать. Есть очень много областей, в которых бы наша помощь была полезной.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest