Если все работают, катастрофа отступает

пт, 06/02/2009 - 11:01
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Изменение приоритетов при выборе профессии приведет к нежелательным последствиям

В Южной Осетии принято считать, что среди молодежи существует высокая безработица и что молодому поколению негде трудоустроиться.
В конце прошлого года Комитет по труду и занятости РЮО поместил в нашей газете сведения о вакансиях на предприятиях, учреждениях и организациях республики. Перечень вакансий свидетельствует о востребованности преимущественно рабочих специальностей. Естественно, рынок труда формируется с учетом социально-экономического положения республики, тем более в поствоенный период, когда на первый план выходят задачи по восстановлению разрушенной инфраструктуры. Соответственно в условиях, когда Цхинвал превратился в строительную площадку, в первую очередь требуются рабочие руки. Но в перечне из сотен вакансий есть и интеллектуальные профессии. Однако цхинвальская молодежь не спешит на стройплощадки и предприятия, основная ее часть не хочет работать на стройке и производстве. Не заманить ее в "кузницы и житницы" даже высокой зарплатой.
В 90-е годы общепринятые взгляды на труд у югоосетинской молодежи трансформировались в устойчивое понимание труда исключительно в несении дежурств на Транскаме в составе таможенных, миграционных, дорожных, карантинных структур, ГАИ или, на худой конец, службе в армии. Стремление посвятить себя службе в силовых структурах похвально, но лишь когда оно подкреплено образцовой службой, а не бравированием служебным положением, извлечением из этого незаконных привилегий и вседозволенностью.
В Южной Осетии военная служба традиционно привлекательна среди молодежи. Связано это не столько с предрасположенностью осетин к военной службе, а с преимуществами, с удобным режимом службы. Да и денежное довольствие в армии на порядок выше зарплат бюджетников.
Однако служба службе рознь. Если служба в армии привлекает многих, то служба в органах внутренних дел считается не самой почетной. По данным Комитета по труду и занятости РЮО, в органах внутренних дел имеется 130 вакансий, но туда никто не идет. Служба в милиции труднее, ответственнее и режимнее, чем в армии. Нет желающих работать и в ИТК, хотя размер зарплаты составляет 8000 рублей, что свидетельствует о серьезном перекосе в сознании молодежи, считается большим грехом охранять "братву" в тюрьме.
В основе же желания работать на таможне, в миграционной службе, ГАИ и др., видимо, лежала корысть. Манипуляции полосатым жезлом и повелительный взмах руки обеспечивали личное благосостояние. В прошлом десятилетии государство закрывало глаза на безобразия и издевательства над гражданами России, Армении, Южной Осетии на извилистых трассах Транскама. Пределом мечтаний молодых ребят было трудоустроиться в структуры, имевшие посты на "большой дороге". Тысячи молодых ребят-резервистов числились в запасных списках названных структур, в надежде получить теплое место и выйти на валютную тропу - Транскам. Плоды той кадровой "политики" мы пожинаем сегодня.
После августа 2008 г. в Комитет по труду обратилось в общей сложности 103 человека, трудоустроено 43. Из этого списка Комитет укомплектовал шесть бригад для Спецстроя РФ, всего 25 человек. Особенность работы в Спецстрое в том, что эта организация не принимает работников в индивидуальном порядке. Спецстрою нужны бригады. "Однако проблема в том, - говорит председатель Комитета по труду и занятости РЮО Нонна Мкртчян, - что рабочие места в основном мужские, но идут к нам большей частью женщины. Из 103 обратившихся к нам 85 - женщины. Так что вопрос трудоустройства женщин остро стоит на повестке дня".
К сожалению, молодежь предпочитает мерзнуть на посту, бездельничать на улицах, покупать и продавать, но не работать и производить. На стройках трудятся в основном представители старшего поколения. И в сельском хозяйстве, на заводах, в дорожном строительстве, энергетической отрасли преобладает старшее поколение. Образно говоря, народное хозяйство республики "стареет", доля участия молодых в производственном процессе республики ничтожна. Упомянутые 25 человек, которых Комитет набрал для Спецстроя, преимущественно молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет. Однако в масштабах Цхинвала, с учетом стремления Спецстроя пополнить ряды местными кадрами - это очень мало!
Спецстрою нужны дипломированные специалисты с опытом работы и разрядами, но приходится мириться с реалиями и зачислять местные кадры в разнорабочие. Связано это с отсутствием квалифицированных кадров. После развала системы профтехучилищ в конце 80-х годов власти республики не решили проблему подготовки рабочих кадров. Вот и работали в Южной Осетии сантехники, кафельщики, маляры, штукатуры из Грузии. Хотя открыть курсы маляров, сантехников, штукатуров и др. не составило бы труда. Уже сейчас невооруженным глазом видно качество работ местных строителей. Фактически собственных кадров у нас нет.
Но свято место пусто не бывает. То, что "грех" для нашей молодежи, в самый раз для дагестанцев, которые, по словам Нонны Мкртчян, звонят в Комитет, желая устроиться на работу в Южной Осетии. "А мы хотим в первую очередь своих граждан устроить", - говорит руководитель Комитета. В то же время государство не должно забывать о тех, кто объективно не может трудоустроиться. Однако пособия по безработице (49 рублей), по непонятной причине не выплачиваются с января 2008 г..
В деле подготовки кадров руку помощи, как всегда, протянула Северная Осетия. "Владикавказский центр занятости предложил нам сотрудничество. Он предлагает принять на учебу молодых ребят из Южной Осетии, которые хотят учиться на маляров, штукатуров, строителей, кулинаров. Центр устроит их на учебу на три месяца с ежемесячной выплатой 700 руб. по безработице, и дополнительно 700 руб. стипендии. Итого 1.400 рублей. Центр обеспечит и проживание. Но этот вопрос должен решиться на уровне руководства", - говорит Нонна Мкртчян.
Думается, идея должна воплотиться в жизнь, потому что если молодежь страны не является производительной силой - это аномальное явление. С таким отношением к труду "экономическое чудо" Южной Осетии не грозит. К примеру, вот как создавалось американское экономическое чудо. Советский журналист-международник Евгений Русаков в своей книге "Америка без стереотипов", пишет, что "на мышление американцев больше всего повлияли Эмерсон, Торо и Уильям Джеймс. Проанализируйте философию современного американца, и вы поймете, что их учения соединились и создали особенный талант американца - умение не сдаваться перед препятствиями и делать невозможное". На мышление же нашей молодежи воздействуют не прагматизмом и самоусовершенствованием, а стенаниями об обездоленности народа.
Патриот - это и рабочий, медсестра, колхозник, учитель, художник, в конце концов, который запечатлевает на холсте национальный колорит. Советская пропаганда 80 лет хоронила Западную Европу. Однако "загнивающий" и "разлагающийся" капиталистический Запад пережил Советский Союз. Между тем, нынешнее благополучие государств Европы кроется в фанатичном отношении к труду и образованию. Как сказал Жорж Сименон, "если все работают, катастрофа отступает". В этом смысле перед СМИ республики стоит задача - воздействовать на общественное сознание, особенно молодежи, в сторону уважения к рабочим и труженикам. СМИ в основном пиарят творческую и культурную "богему". Герои сюжетов на 90% артисты, музыканты, певцы. Ни одного труженика села или производства! Надо развернуть молодежь лицом к труду, рабочим специальностям. У страны, где молодежь заражена легким заработком, нет будущего, и быть не может. Поэтому требуется кардинальная коррекция сознания молодежи. Но не все могут быть владельцами магазинов, юристами, торговцами и военнослужащими. Простой пример, характеризующий влияние милитаризации общества на экономику государства. В начале ХХ века из Южной Осетии в армию было призвано более 10000 человек - 12,5% работоспособной части населения автономной области. В частности, в результате обрабатываемые земельные площади уменьшились почти на 30%. ("Грузинская ССР". Изд-во главной научной редакции Грузинской советской энциклопедии. 1981. стр.355)
Не пользуется популярностью у молодежи и журналистика. Лишь один из обратившихся в комитет изъявил желание работать журналистом. Для иллюстрации, в газетах "Южная Осетия", "Хурзарин" и "Республика" вместе взятых работают лишь два журналиста моложе 30 лет. Молодежь мужского пола в единственном числе в телевизионном сообществе представляет Батрадз Хуриев.
Как ни странно, среди зарегистрированных в комитете есть молодые люди, желающие преподавать в сельских школах. Но их сдерживают проблемы с транспортом и отсутствие жилищных условий на селе. Последние восемь лет руководство Минобразования призывало молодых педагогов учить сельских детишек, однако решить комплекс необходимых мер и создать условия до сих пор не удалось. Пришло время оперативно и эффективно решать внутренние вопросы. Вот когда потянутся в сельские школы молодые учителя, остановится отток населения из сел.
Данные Комитета по предприятиям тоже не вызывают оптимизма. Не пользуются уважением у молодежи "Эмальпровод" и "Вибромашина", хотя специалисты предприятий готовы поделиться опытом с молодежью. Как отмечают в Комитете по труду, на этих предприятиях хронические вакансии. Но люди туда не идут, там невысокие зарплаты. Завод "Эмальпровод" сейчас переживает не лучшие времена, кадров нет. "Да и до кризиса молодежь к нам не шла работать. Хотя не раз давали объявления о приеме на работу. Нам нужны электрики, водители. Возьмем сразу и с удовольствием", - констатирует замдиректора по кадрам Анатолий Габараев. А по данным начальника отдела кадров завода "Электровибромашина" Джульетты Битиевой, средний возраст сотрудников предприятия составляет от 45 до 60 лет, что не может не вызывать тревогу.
Несмотря на перекос в сознании молодежи, нельзя сбрасывать со счетов фактор пенсионеров и совместителей. "Пенсионеры и совместители остаются на своих местах. Очень много мест появится в случае, если они будут уволены, - отмечает Нонна Мкртчян. - Мы не можем устроить на работу молодых с высшим образованием. Это экономисты, юристы, бухгалтеры, учителя. Их некуда трудоустроить". Глава комитета говорит также о неправильном подходе отдельных руководителей: "Все хотят принять работников со стажем работы. А где они могут получить этот стаж, если их изначально не берут на работу?"
В текущем году Комитет планирует провести несколько мероприятий и оптимизировать свою деятельность: во-первых, началась перерегистрация с целью приведения в порядок статистики; второе: будет проведен социологический опрос, это позволит выявить степень безработицы и определить, какие профессии больше нужны, какой процент населения готов поменять профессию на более оплачиваемую; в-третьих, планируется проведение ярмарки вакансий.
Конечно, фактор пенсионеров и совместителей имеется, однако сотни вакансий свидетельствуют не о безработице, они говорят о капризах молодых людей, которые хотят синекуру. Ведь все хотят больших заработков, и сразу. Однако так не бывает. Самые лучшие руководители и специалисты - это те, которые прошли все ступени карьерной лестницы, которые пахали несмотря на трудности и невысокие доходы. Такие, в отличие от золотой и тепличной молодежи, знают цену труду и деньгам!
Через какое-то время кадровый кризис в Южной Осетии усугубится, когда некому будет проводить электричество, обтачивать детали, чинить телефоны, собирать урожай на полях, работать на стройках, и обнаружатся последствия равнодушного отношения к подготовке кадров.

Александр Келехсаев, газета "Южная Осетия"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest