Батрадз Харебов: Доклад «комиссии Тальявини», несмотря на всю ожидаемость его содержания, явился еще одним серьезным ударом по режиму Саакашвили

пт, 02/10/2009 - 18:16
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Блиц-опрос: «Комиссии ЕС по расследованию причин августовской войны в 2008 г., опубликовала свой доклад. Ваш комментарий?»

Андрей Тадтаев, журналист:
Чтобы объективно оценить доклад комиссии Тальявини, надо его детально изучить или хотя бы прочитать 1000-страничный текст. Пока на русском языке доклад не опубликован, о нем можно судить по сообщениям и комментариям в прессе. Там же говорится о том, что от комиссии досталось всем – грузинам, осетинам, русским и даже странам, вооружившим Грузию. Сделано ли это из желания быть максимально объективным, или чтобы никого не обидеть, обвинив всех – об этом можно будет судить опять же после изучения самого доклада.
В целом же любая комиссия могла при желании найти виновных в каких-либо преступлениях и нарушениях прав человека или международного права у всех воюющих сторон. Невозможно участвовать в такой ожесточенной и кровопролитной войне, сохранив белыми перчатки, даже если воевать в них. Грузия первой начала войну – не признав этого очевидного факта, Тальявини с коллегами не могли бы претендовать доже на тень объективности.

Отражая нападение, Россия применила непропорционально большую силу, утверждается в докладе. Наивно было бы ожидать, что российское командование запрашивало разведданные о количестве сил и средств противника, чтобы, не приведи Бог, не создать численный перевес. Однако как раз в этом заключается один из постулатов военной науки. И если бы российские войска остановились на границе Южной Осетии, что, по мнению комиссии, более соответствует нормам международного права – это дало бы грузинской армии возможность прийти в себя и продолжить боевые действия.
Что касается «этнических чисток», в которых авторы доклада обвиняют югоосетинских военных и ополченцев, то если грузинские села Южной Осетии были очищены от грузинских вооруженных формирований, а население покинуло их вместе с отступающими войсками, и это также один из эпизодов войны. До августа 2008 года, эти села служили источником провокаций против осетин и в Южной Осетии весьма сожалели, что проявили непонятое благородство и не зачистили их еще в начале 1990-ых годов, когда проехать через Авневи, или Кехви – Тамарашени, было равнозначно самоубийству.

Батрадз Харебов, начальник информационно-аналитического отдела Парламента РЮО:
Доклад «комиссии Тальявини», несмотря на всю ожидаемость его содержания, явился еще одним серьезным ударом по режиму Саакашвили. Западные лидеры и раньше прекрасно знали, кто начал войну, но тем не менее, в угоду своим политическим интересам, называли конфликт «агрессией России против Грузии», оставляя Южную Осетию за скобками. Там привыкли опираться на какой-то базовый документ и теперь он есть. В своих политических построениях им придется цитировать положения доклада, хотя трактовать их будут по своему. Впрочем, это сути не меняет – названа сторона, начавшая войну, и это уже окончательно и сомнению не подлежит. Досталось и России, хотя и меньшей степени. Ее обвинили в «эскалации конфликта» и в «чрезмерном военном присутствии». Но это уже чисто субъективные умозрения. Никто еще не установил норм, когда начинать, а когда заканчивать войну, какими силами воевать. России, видимо, предлагалось воевать против Саакашвили силами одной роты и сразу прекратить военные действия, как только тот объявит о капитуляции. Кстати, о «непропорциональном применении силы» довольно образно отозвался известный политолог Андрей Кокошин. Он согласен, что Россия действовала против Грузии «непропорционально», но «непропорционально» мало. По его мнению, следовало действовать как США против Югославии, т.е. бомбит мосты, электростанции промышленные объекты, телебашни, а не ограничиваться исключительно военными объектами. Тем, кто выступал за установление истины в августовском инциденте, можно сказать, повезло, что доклад поручили именно Хайди Тальявини. Она опытный дипломат, специалист по Кавказу, известная своей принципиальностью, не захотела на излете своей безупречной профессиональной карьеры ставить под сомнение свою репутацию. У доклада мог оказаться и другой руководитель и тогда результаты были бы другими. Свидетельство тому хотя бы то, что текст доклада должен был быть обнародован еще в июле, затем дату перенесли на август, и только после этого было принято окончательное решение рассекретить его в конце сентября и только после одобрения Генсека ООН Пан Ги Муна. Это означает, что текст признан на самом высоком уровне. Хотя был большой нажим доклад полностью засекретить. Какие политические последствия может иметь доклад «комиссии Тальявини»? По большому счету ничего революционного он не принесет. Но вместе с тем – это удар по репутации «демократической» Грузии, ее покровителей, определенное оправдание действий России, в какой -то мере фактор, работающий на укрепление международной легитимности Южной Осетии. Кроме того это доклад-предупреждение всем тем, кто попытается повторить «опыт» Грузии – истина, хоть и в куцем виде, всегда будет установлена. Согласитесь, что и этого уже достаточно.

Ирина Каджаева, политолог:
Сразу хотелось бы оговориться, что доклад Международной комиссии представляет собой довольно масштабный документ, в котором насчитывается несколько сот страниц, и за один-два дня в полном объеме его изучить невозможно. Он состоит из трех частей: первая содержит оценки и выводы, собственно сделанные членами комиссии, вторая состоит из документов, подготовленных экспертами комиссии по различным аспектам, включая исторические, а третья представляет собой копии документов, представленных сторонами в ходе работы экспертов.
Лично я пока успела ознакомиться только с первой частью доклада, поэтому на сегодняшний день могу рассказать лишь о предварительных впечатлениях.
Основной вывод европейской комиссии таков: войну начала Грузия. Что бы там не утверждали в Тбилиси, в докладе Еврокомиссии об этом говорится прямо: Грузия совершила агрессию, когда президент страны Михаил Саакашвили в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. отдал приказ о нападении на Южную Осетию. Конечно же, члены комиссии ряд обвинений выдвинули и в адрес России: они посчитали ее виновной в провоцировании и эскалации конфликта. Но, тем не менее, эксперты однозначно ответили, что в рамках международного права не существует никаких оправданий действиям грузинского руководства, принявшего решение открыть огонь по югоосетинским населенным пунктам.
Что же касается действий России в августе 2008 г., Еврокомиссия заявила, что после убийства российских миротворцев Москва имела все законные основания для военного вмешательства.
В целом же, эксперты осудили действия всех сторон конфликта. Грузия, как я уже отметила, названа агрессором, виновным в развязывании войны. Россия получила осуждение за то, что расширила свое вторжение за пределы РЮО. Южная Осетия названа виновной, как написано в докладе, в «этнических чистках грузин».
Справедливости ради следует заметить, что определенную часть вины эксперты возложили и на международные организации - ООН, ОБСЕ, НАТО, Евросоюз. По мнению членов комиссии, несмотря на то, что все эти структуры имели на Кавказе своих представителей, Запад во многом недооценил ситуацию и занял слишком прогрузинскую позицию, не приложив достаточных усилий, чтобы удержать руководство Грузии от войны.
В целом же, беглый анализ этого доклада позволяет утверждать, что фактически Евросоюз согласился с имеющимися на сегодня реалиями кавказского региона, хотя от юридического признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии Европа продолжает отказываться. Еще один вывод заключается в том, что после признания Грузии агрессором Россия и Южная Осетия получили полное право добиваться от международных структур ее наказания. Думаю, в самое ближайшее время такая работа будет организована.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest