Образ ожидающей женщины снова ожил в памяти

ср, 12/05/2010 - 09:42
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В конце минувшей недели по инициативе Министерства культуры РЮО в зале Совета профсоюзов Цхинвала состоялся концерт мастеров искусств России и Южной Осетии, посвященный празднованию 65-ой годовщины Великой Отечественной войны. Много интересных встреч, проектов, посвященных знаменательной дате, проводилось за последнее время в республике, но, наверное, одним из наиболее масштабных стал именно этот концерт.

Цхинвальцы, сами того не ожидая встретились с маститыми мастерами большого кино. Поздравить ветеранов, общественность республики, научную и творческую интеллигенцию, представителей исполнительной ветви власти, работников посольства Российской Федерации в Южной Осетии и просто цхинвальцев приехали народная артистка СССР, лауреат специального диплома Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, лауреат диплома и премии за лучшее исполнение женской роли в фильме "Бабье царство", лауреат приза Хрустальный Лотос "За создание на экране истинной русской женщины", кавалер ордена "Знак Почета", живая легенда российского кино Римма Маркова, заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств в Польше, исполнительница роли жены Штирлица Элеонора Шашкова, заслуженный артист России, лауреат приза "Малый осетр" за комедийный перевертыш в лучшей мужской роли, кавалер "Ордена миротворца", боевик по кличке Шрам в сериале "Мужская работа" и чеченский боевик Вагиф в сериале "Спецназ" Эвклид Кюрдзидис и артист театра и кино Александр Пятков, сыгравший во многих военных патриотических фильмах. "Русский солдат дошел до Берлина, русский солдат в 2008 году спас Цхинвал".
Первое отделение концерта открыл оркестр народных инструментов Цхинвальского районного отдела культуры под управлением заслуженной артистки РЮО Нины Валиевой. Естественно и просто звучала в этот вечер музыка Тимура Харебова, Булата Газданова и других. Мужской хор государственного ансамбля песни и танца "Симд" исполнил акапеллу о семи братьях Газдановых. Солировала Ирина Дамбегты. Затем началась вторая часть концерта. На экран проецировались эпизоды из фильмов, в которых снимались приехавшие в Цхинвал артисты. Зрители увидели эпизод из фильма "Семнадцать мгновений весны", встречу советского резидента Максима Исаева-Штирлица с женой. Есть много примеров того, как актеры, снявшись в кино, просыпались утром знаменитыми. Но чтобы известность принесла эпизодическая роль без слов, длящаяся на экране всего пару минут? Второго такого случая в истории кинематографа, пожалуй, и не было. Возможно, не все помнят, как зовут эту актрису, уже совсем немногие знают, в каком театре она работает. Но стоит сказать всего два слова - "жена Штирлица", и сразу становится понятно, о ком идет речь. Однажды кто-то сказал, что если бы заслуженная артистка Элеонора Шашкова сыграла только в этой картине и только эту роль, она бы все равно вошла в историю советского кинематографа. Да… образ Шашковой в этом фильме - это образ вечно ждущей женщины.
"Когда мне приходится встречаться со зрителями, меня часто спрашивают, как снималась эта сцена, - рассказывает югоосетинскому зрителю Элеонора Шашкова. - Я была тогда еще очень молодой актрисой, сцена снималась в Москве, в кафе "Элефант", точной копии того берлинского кафе. Конечно, сниматься в этом эпизоде было не просто. Режиссер фильма Татьяна Лиознова хотела снять нас с Вячеславом Тихоновым отдельно, поэтому в мой съемочный день она дала Славе выходной. Первый за полгода! А я должна была играть "На камеру". Мне это ужасно не понравилось - ведь нужно было показывать любовь, не имея перед собой живого образа. Однако деваться было некуда. Началась съемка, а у меня ничего не получается. Вдруг в студию заходит Тихонов, как позднее выяснилось, ему захотелось увидеть свою "жену" (смеется)… Татьяна Лиознова нас познакомила. Слава выглядел ужасно уставшим. Но он улыбнулся мне и произнес в присутствии всей многочисленной съемочной группы: "Первое, что ты должна запомнить - вокруг фашисты". Все расхохотались. Когда Лиознова восстановила тишину, Вячеслав Васильевич сел рядом с оператором так, чтобы я могла смотреть прямо на него. Я смотрела в его сине-серые глаза и "влюблялась", входила в роль. А Тихонов так за меня переживал, иногда он прикладывал указательный палец к губам, подавая знак, чтобы я не переборщила с эмоциями. А у самого глаза увлажнялись - видно, сильные переживания испытывал. На следующий день мне позвонила режиссер и говорит: "Элла, ты свободна сегодня? Отлично! Срочно приезжай, Слава без тебя не может сниматься". Мы доснимали тот же эпизод встречи, только теперь уже я была возле оператора, а Тихонов смотрел на меня. Кстати, аккомпанировал нам сам маэстро Микаэль Таривердиев. Вы знаете, спустя годы жены советских разведчиков присылали мне письма со словами благодарности, потому что я передала то, что им приходилось чувствовать. Я очень рада, что этот фильм был в моей жизни, ведь благодаря ему я обрела такого друга, как Слава Тихонов".
Чувствовалось, как весь зал, затаив дыхание, слушал историю создания этого гениального эпизода и мог видеть вживую до боли родную и знакомую всем "жену Штирлица".
С большой радостью цхинвальцы встретились и с Риммой Марковой. Эта благожелательная, непринужденная, наделенная от природы чуть ироничным юмором, она создавала на сцене атмосферу бодрящую, даже веселую, часто разряжаемую взрывами смеха. Личность столь же незаурядная, как и притягательная. Невозможно не поддаться обаянию этого человека с лицом открытым и молодым. Этой актрисе подвластны все жанры и, наверное, секрет ее популярности - любовь к родной земле и к родному народу. Она говорила о роли кино в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, о том, что современное телевидение отнюдь не способствует формированию позитивного устойчивого мировоззрения у молодежи, которая перестала читать. "Я искренне считаю телевидение преступной организацией, - сказала Римма Маркова. - У подрастающего поколения пропал интерес к высокому искусству. В конечном счете человек, воспитанный на эрзацах, которое показывает сегодня телевидение, переносит свою неполноценность к труду, к обществу в целом, пренебрегает нормами морали, скатывается в болото мещанства и потребительства. Сегодня единственное спасение молодежи - в образовании. Образование, и только образование, может сформировать личность. Поэтому я считаю, что телевидение должно стать государственным. Ведь сегодня мы все становимся свидетелями того, как плоды недооценки воспитательной работы за последние десятилетия сказались на молодых людях. Моральные убытки, которые нам принесло телевидение и развлекательное чтиво, мы констатируем с самым великим сожалением", - заключила актриса.
Овации зала вызвал, как его представил ведущий, "русский грек"- заслуженный артист России Эвклид Кюрдзидис, сыгравший в сорока картинах современного российского кинематографа. Он снялся в известной голливудской картине "Бабий яр". Эвклид исполнил несколько песен на греческом языке. Несуетное пение было лишено намеков на какую-либо умозрительность. Сильная красота греческих песен вызвала у зрителей неподдельный интерес, вслушиваясь в выразительно гибкий голос актера, так и хотелось поверить в иллюзию импровизации. Он эмоционален и абсолютно погружен в свое чувство, при этом сдержан. Настоящий грек. На вопрос корреспондента газеты "ЮО", кто он все-таки, русский или грек, актер ответил: "Я живу в России, но взращен на греческой культуре, поэтому я себя считаю и вправду русским греком" (смеется)… Мощный динамический потенциал голоса Эвклида Кюрдзидиса мгновенно заполнил зал.
В заключение концерта перед зрителями предстал актер Александр Пятков. Под звуки известной всем песни "День Победы" в исполнении актера гости вышли на сцену. Эта песня воспринималась как лирико- психологическая поэма, повествующая о прошлом. Здесь с наибольшей полнотой воплотилась творческая задача артиста - стремление не просто исполнить ее, но и донести идею, пафос авторской мысли до зала. Министр культуры РЮО Махарбег Кокоев вручил мастерам большого кино благодарственные письма. Действительно, для цхинвальцев эта встреча стала настоящей радостью. Ведь одно из достоинств высокого искусства - существование вне каких-либо оценочных категорий. Уже давно стемнело, уже давно зал и сцена опустели, но встреча с "большим кино" долго еще не забывалась.

Алла ГЕРГАУЛОВА
газета "Южная Осетия"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest