Межгосударственные отношения России и Южной Осетии в 2010 году. Подведение итогов.

ср, 19/01/2011 - 15:03
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Годы после признания смело можно назвать экзаменационными в том плане, что всё это время руководству и жителям Республики приходится доказывать разумность взятых на себя Российской Федерацией обязательств по восстановлению нашего государства. А это достаточно сложно, учитывая тот факт, что в Рреспублику начали поступать очень большие средства на создание современной инфраструктуры и облагораживание всего, что было разрушено за последние 20 лет.

Начиная с противолавинных галерей на въезде в Южную Осетию и заканчивая грандиозной заменой коммуникаций в Цхинвале, которые не ремонтировались на протяжении полувека. Но получить разрешение на использование средств и увидеть эти средства воочию – это, в современном мире ГУПов, тендеров и различных аукционов, достаточно трудоёмкая и длительная работа. На пути к реализации наших планов стояло очень много сомнительных и проходных организаций, целью которых было хапнуть кусок покрупнее от пирога, именуемого «средства на восстановление Республики». Время шло, вместе с ним в никуда уходили большие деньги, а руководство Рреспублики вместе с жителями негодовало, где же обещанные объекты инфраструктуры и когда один подрядчик успел смениться другим. В Республику поочерёдно приезжали министры и большие чиновники из Москвы, и на время работа возобновлялась, Цхинвал превращался в стройку века. Но это всё на время.
2010 год можно назвать годом наших выпускных экзаменов, когда, наконец, нам доверили распоряжаться финансовыми вопросами и убедились в нашей ответственности и зрелости. Во многом этому способствовал приезд Игоря Шувалова, который, наконец, указал на несостоятельность схемы финансирования Республики через плеяду посредников. В Москве, видимо, поняли, что проблема «откатов» одинаково затрагивает и интересы Южной Осетии, и авторитет России в глазах Запада, который ищет повод, чтобы в очередной раз напомнить России об «авантюрности» решения по признанию Южной Осетии.
Начиная с 2011 года, финансирование Республики всецело ложится на плечи нашего руководства. С одной стороны, мы можем самостоятельно распределять средства на приоритетные проекты и знать, на что потрачен каждый рубль из бюджета Рреспублики. С другой стороны, возникает проблема нехватки квалифицированных управленцев, которые смогут распоряжаться этими средствами без задних мыслей.
Одной из серьёзных проблем остаётся несовершенство нормативной базы, регулирующей отношения между двумя государствами. Был подписан ряд соглашений, способствующих созданию единого правового поля в решении первоочередных вопросов, среди которых стоит отметить «Соглашение между Правительством РЮО и Правительством России о взаимных безвизовых поездках граждан Южной Осетии и Российской Федерации». Подписание этого соглашения позволило гражданам Республики, не имеющим российскогое гражданствао, пересекать границу по внутренним паспортам.
Наряду с межправительственным были подписаны межведомственные соглашения, в числе которых стоит выделить «Соглашение между МВД РЮО и МВД России о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных районов» и «Соглашение между МВД РЮО и МВД России в сфере правового обеспечения». Данные соглашения регулируют вопросы правового обеспечения деятельности органов внутренних дел, обмена оперативной информацией, содействия в разрешении ряда правовых коллизий.
Вопросы борьбы с преступностью относятся к сфере внутреннего законодательства каждого государства. Однако глобализация социальных и экономических процессов породила и организованную транснациональную преступность.
Преступные сообщества гораздо прагматичнее, чем государственные системы разных стран, реагируют на развитие всех типов коммуникаций, на любые упрощения режима пограничного контроля и передвижений. Прежде всего, это относится к незаконной миграции, торговле наркотиками, отмыванию «грязных» денег.
Однако до сих пор остаётся открытым вопрос заключения межведомственных договоров на основе данных соглашений. Следуя доктрине международного права, международный договор является юридически обязывающим документом и имеет высшую юридическую силу по отношению к внутренним нормативно-правовым актам государства. Подписание договоров между министерствами внутренних дел двух стран упрощает решение ряда первостепенных задач. Прежде всего это согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств; координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; установление юрисдикции над преступлениями и преступниками, что является главной проблемой сотрудничества государств в борьбе с преступностью; обеспечение неотвратимости наказания и оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников. Последний пункт наиболее актуален ввиду последних событий с участием ряда личностей, находящихся в данный момент на территории России, на которых в Южной Осетии заведены уголовные дела и осуществляется уголовное преследование. Все эти вопросы требуют тщательного и скорейшего разрешения. Вероятно, некоторые из них будут обозначены в готовящихся соглашениях между Генеральными прокуратурами двух государств.
В прошедшем году также было подписано соглашение между ГТК РЮО и Федеральной таможенной службой России. В этом соглашении определены формы сотрудничества государств в таможенной сфере, в том числе по упрощению таможенных процедур при взаимном перемещении товаров и транспортных средств, обмену информацией, координации деятельности таможенных служб в борьбе с преступлениями в таможенной сфере.
Также стоит отметить очень важное, с точки зрения военного сотрудничества, Соглашение между РЮО и РФ об объединённой российской военной базе на территории Республики Южная Осетия. Интересы обеспечения национальной безопасности предопределяют необходимость военного присутствия и размещения в Южной Осетии на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства, ограниченных воинских контингентов (военных баз). Они должны обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионе и давать возможность реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внутри- и внешнеполитических целей государства. Соглашение примечательно тем, что в первую статью внесён понятийный аппарат, дающий толкование многим правовым аспектам и вопросам военного сотрудничества, начиная с определения «объединённая военная база», её дислокации, режима, целей, включая немедленное реагирование на возможные террористические угрозы.
В целом, 2010 год выдался достаточно продуктивным в отношениях между Россией и Южной Осетией. Международные отношения — это отношения прежде всего между государствами как носителями суверенитета их народов. Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственную власть внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Главные внешнеполитические цели любого демократического государства состоят в том, чтобы обеспечивать его безопасность, создавать благоприятные внешнеполитические условия для экономического, социального и культурного развития страны, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина. Реализовать эти цели нам поможет богатый правовой опыт Российской Федерации, который необходимо заимствовать и адаптировать к реалиям в Южной Осетии для поступательного развития межгосударственных отношений и укрепления государственности.

Специально для ИА «Рес», Михаил Гассиев, студент Российского государственного гуманитарного университета

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest