Представители осетинской ассоциации «Ренессанс» (Сæндизæн) выступили в отделении ООН (Женева) с докладом «Ситуация связанная с правами человека в Южной Осетии и Грузии»

пт, 28/01/2011 - 11:38
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

27 января в 16:00 на десятой сессии рабочей группы Совета по правам человека ООН, которая открылась накануне в европейском отделении ООН в Женеве, состоялся брифинг делегации международной Ассоциации осетинских обществ «Возрождение».

Нарушение прав человека в Грузии
Выступление представителя МАОО «Возрождение» на сессии по рассмотрению нарушения прав человека в Грузии.
(Перевод с английского)

Добрый день, дамы и господа!
Позвольте мне представить себя и моих коллег. Меня зовут Михаил Гассиев, я - представитель осетинской ассоциации «Возрождение». Моими коллегами являются руководитель бельгийской организации «Возрождение» Радион Пухаев, эксперты организации Давид Санакоев и Дана Акалаева.
Ключевым вопросом этого мероприятия, как вы уже смогли прочитать в заявлении, является ситуация, связанная с правами человека в Грузии и Южной Осетии. Мы организовали этот брифинг для Грузии потому, что она будет проходить универсальную периодическую проверку – процедуру, которая позволит международному сообществу определять и объективно оценивать ситуацию на территории. Но тем не менее, иногда УПП сталкивается с недостатком информации, и тогда мы видим позитивную роль (сторону) НПО и общественных организаций, предоставляющих полный отчет о текущем положении дел на территории.

Позвольте представить вашему вниманию наш отчет. Это результат долгой и активной работы нашей организации. И после презентации мы будем рады ответить на все ваши вопросы и выслушать ваши комментарии.
Грузия позиционирует себя как стойкую и эффективно развивающую молодую демократию. Они заявляют, что создание демократических институтов и защита прав человека успешно осуществляются, и наряду с этим, проводятся беседы о процедуре мониторинга прав человека.
Национальный отчет, который был представлен Совету по правам человека, тем не менее, не отразил реального положения дел на территории. Вот почему необходимо держать международное сообщество в курсе, чтобы они имели объективное суждение, основанное на информации, полученной из различных источников – как международных, так и национальных. Грузия будет представлять свой отчет завтра, 28 января, так что мы собираемся предоставить вам важную информацию, связанную с правами человека в стране. Во многих случаях я ссылаюсь на национальный отчет Грузии и на совместную информацию, предоставленную ВКПЧ.
Во-первых, относительно ситуации с национальным институтом Грузии – офисом государственного защитника. В национальном отчете Грузии говорится, что он является одним из самых важных людей, осуществляющих внутренний мониторинг системы защиты прав человека, и контролирует соблюдение прав согласно национальным и международным стандартам прав человека. Согласно параграфу 17 Отчета, государственный защитник независим в осуществлении своих функций, которые регулируются Конституцией и законом. Закон запрещает всякое неподобающее давление и вмешательство в дела государственного защитника.
К сожалению, грузинские власти открыто препятствовали деятельности бывшего государственного защитника Созара Субари. В 2007 году на него было совершено нападение, и он был избит грузинской полицией, по той причине, что участвовал в демонстрации оппозиции, несмотря на то, что он сообщил полиции, кем он является. Его честный и независимый подход к нарушениям прав человека не позволил ему долго занимать этот пост – он больше не был переизбран.
Его краткий отчет о ситуации, связанной с правами человека в стране с 2007 по 2010 гг., содержит 1300 страниц и выявляет многочисленные нарушения прав человека в так называемом «лидере развивающихся демократий».
Согласно закону, такой отчет должен представляться в парламенте дважды в год (в марте и октябре). Несколько раз (впервые – в 2006 году) отчет был отложен без обоснованных причин. В 2008 году государственный защитник был вынужден представить этот отчет гражданскому обществу в отеле вместо парламента. Тогда он сказал в своей речи: «Тот факт, что я стою не в парламенте, а в отеле "Мариотт" в Тбилиси перед вами, показывает то, как парламентарии относятся к проблемам, связанным с правами человека. Это ясно показывает, что в Грузии сотни и тысячи нарушений прав человека».
В государственном отчете говорится, что судебная власть независима. Тем временем, многочисленные свидетели, включая омбудсмена, систематически заявляли, что судебные решения всех уровней зависят от исполнительной власти. В собранных данных НПО отражено, что судебная система и прокуратура стали всего лишь инструментом для выполнения правительственных заказов. Отчеты независимых НПО подтверждают достоверность фактов политически обоснованных обвинительных приговоров, давления на свидетелей со стороны властей и других грубых нарушений. Омбудсмен не раз заявлял, что суды в Грузии зависят от прокуроров и действуют согласно их приказам. Он изложил это таким образом: «Суды стали подобием нотариальных контор, которые проводят в жизнь решения прокуратуры».
Действующие лица на этой записи являются этническими осетинами – Алан Хачиров, Алан Хугаев, Солтан Плиев. Они исчезли 13 октября 2008 года. Алану Хачирову на тот момент, когда он был похищен, было только 15 лет.
Теперь я бы хотел привлечь ваше внимание к видеофильму. Я хотел бы обратить ваше внимание на отчет, сделанный независимыми международными экспертами Николосом Сибиром из Франции и Брюсом Пеггом из Австрии, основанный на отчете патруля ОБСЕ. Этот отчет был сделан 14 октября 2008 года и говорит, в частности, что трех осетин перевезли в Гори 13 октября. Эксперты полагают, что этими осетинами были Алан Хачиров, Алан Хугаев и Солтан Плиев.
Эти трое всё ещё числятся без вести пропавшими, и это несмотря на факт, что Южная Осетия периодически направляет информацию о пропавших без вести лицах грузинской стороне, ОБСЕ и представителям ЕС. Это несмотря на то, что Комиссар Совета Европы по правам человека подтвердил, что службы безопасности Грузии держали их в заложниках.
Другой случай. В октябре 2008 года правоохранительные органы Грузии захватили осетинских граждан Лалиева, Казиева и Торошелидзе. Они были осуждены судом Гори и были отпущены только через год и три месяца. В течение четырёх месяцев они подвергались унижениям и пыткам.
Подобных примеров более чем достаточно.
Согласно параграфу 37 государственного отчёта, «В последние годы Грузия достигла существенного прогресса в борьбе против пыток, жестокого и нечеловеческого обращения». Этим всё сказано. Мы убедительно просим международное сообщество, так же как и НПО, принять участие в судьбе этих трёх человек, которые стали жертвами похищения, пыток и бесчеловечного обращения.
Закон о свободе слова и самовыражения, который был принят в июне 2004, гарантирует множество свобод для СМИ. В частности, он направлен на защиту журналистов не только от давления со стороны государства, но также со стороны частных лиц и объединений. Свобода слова также обозначена в государственном отчёте Грузии.
К сожалению, этот закон всё ещё не применяется, и свобода всё ещё не гарантирована. Продолжаются грубые нарушения свободы слова, притеснения и запугивание журналистов. СМИ остаются под контролем правительства.
Седьмого ноября 2007 года члены сил безопасности ворвались в здание оппозиционного телеканала «Имеди» после их сообщений, не совпадавших с политикой правительства. Канал был закрыт, имущество и оборудование были сильно повреждены. Это произошло незадолго до президентских выборов. Затем «Имеди» был вновь открыт, однако его руководство было заменено, и с тех пор канал стал проправительственным.
Ещё один недавний пример. Известный журналист Вахтанг Комахидзе, глава студии «Репортёр», в конце 2009 года посетил Южную Осетию. Он собрал материалы по конфликту 2008-го и собирался сделать документарный фильм по этим событиям, чтобы обнародовать факты, которые грузинские власти тщательно старались скрыть. Затем начались проблемы – согласно его словам, власти начали запугивать его и его семью. Ему пришлось бежать в Швейцарию и просить статус политического беженца. В настоящее время он находится в Женеве.
Наконец, как случилось, что страна со свободными СМИ полностью запретила многие иностранные телеканалы на своей территории? Это скорее риторический вопрос, но в Грузии это происходит.
В государственном отчёте говорится, что этнические меньшинства в Грузии полностью защищены. В то время как факты говорят о противоположном. Осетинское меньшинство подвергается разным формам дискриминации во всех сферах – образовательной, сфере обслуживания, имущественной, в праве участия в принятии решений. Во многих случаях они также лишаются своей культуры, идентичности и языка.
Этническое осетинское население Грузии, радикально уменьшившееся после массовых выселений и объявления вне закона в 1991-1992, имеет весьма ограниченные возможности для обучения на родном языке, так как осетинские школы в Грузии продолжают закрываться, как это произошло в селе Болкви Лагодехского района Грузии.
Возьмём, например, раздачу земель. Как правило, этнические осетины получают меньшие и менее плодородные участки, чем грузины. К примеру, права 148 осетин были грубо нарушены во время раздачи земель в селе Цицканантсерис Карельского р-на Грузии. С 5 жителями деревни Пичховани-Богири Лагодехского р-на Грузии обошлись таким же образом.
Ущемляются даже права детей из осетинских семей, оставшихся в Грузии после этнических чисток в 1990-х: они лишены права учить свой родной осетинский язык. В 2007-м Министерство образования Южной Осетии направило в Грузию большегрузный автомобиль с учебниками. Я хочу подчеркнуть, что эта просьба была поддержана грузинскими директорами тех школ, где учились осетинские дети. Однако на КПП в Гори фура была остановлена, а учебники конфискованы по ложному обвинению в том, что учебники были политически ангажированы. Это были учебники по языку и национальным традициям для детей от 1 до 5 классов.
В заключение я бы хотел затронуть другую больную тему – этнические чистки и массовое выселение. Согласно данным последней советской переписи 1989 года, на территории Грузии проживало 126 тыс. осетин. В это число не входит население Юго-Осетинской автономной области, которая в настоящее время является территорией Южной Осетии.
Согласно последней переписи Грузии в 2002 году, осетинское население составляет только 36 тысяч. Это является следствием систематической политики этнических чисток и выселения, проводимых грузинскими властями.
Это просто статистика, но она представляет огромные человеческие страдания. В 1991-1992 гг. 80 тысяч осетин были вынуждены бежать из Грузии, потому что боялись подвергнуться насилиям, пыткам и убийствам. Ещё 10 тысячам пришлось бежать позднее. Девять сёл Гуджаретского ущелья, деревни Сакавре и Пицеси, другие посёлки Горийского и Карельского районов полностью обезлюдели.
Имущество осетин – движимое и недвижимое – так никогда и не было возвращено. Не были выплачены компенсации, не проводилась даже оценка нанесённого им ущерба.
Тем временем, в 2008, 2009 и 2010 годах грузинская делегация представила Генассамблее ООН предварительную резолюцию по беженцам и переселённым лицам из Абхазии и Южной Осетии. Это говорит о правах грузин, переселённых после агрессии вооружённых сил Грузии против Южной Осетии. Фактически Южная Осетия предложила вернуть беженцев в Ленингорский район при содействии Главного комиссара ООН по беженцам. Пока это не произойдёт, их официальный статус будет неопределённым. Некоторым гражданам грузинской национальности, нашедшим убежище и получившим статус беженцев в Грузии, не запрещается вернуться в свои дома в Ленингорском районе, если они не совершали военных или политических преступлений.
В то же время, в резолюции Грузии нет ни единого слова о тех десятках тысяч осетинских беженцев, вынужденных покинуть Грузию за прошедшие двадцать лет.
Более того, не сказано ни одного слова о 36 000 осетинских граждан, которые были вынуждены покинуть Южную Осетию в августе 2008 года из-за массированных обстрелов и бомбардировок со стороны грузинских вооруженных сил. Многие из них все еще не вернулись, другие, вернувшись, нашли свои дома в руинах. Проблема осетинских беженцев игнорируется международным сообществом, Генеральной Ассамблеей не было вынесено ни одного решения и не было составлено какого-либо значимого документа. Главной проблемой является то, что южные осетины не имеют голоса в ООН. Более того, Грузия решительно не дает гарантий по неприменению силы против Южной Осетии и Абхазии, и эта серьезная угроза безопасности остается важным препятствием для возвращения беженцев в регион.
Сейчас бы мне хотелось отразить ситуацию в сфере прав человека в самой Южной Осетии.
Вследствие 20-летней политики угнетения, запугивания и враждебности, проводимой грузинскими властями, Республика сталкивалась с серьезными экономическими и социальными проблемами, которые усугубились из-за военной агрессии 2008 года.
Как мы уже отметили, беженцы остаются одним из самых наболевших вопросов в мирном урегулировании конфликта. На сегодняшний день только Международный комитет Красного Креста работает в Южной Осетии на постоянной основе. Работа Комитета значительна, и одним из его позитивных примеров является воссоединение межэтнических семей. В рамках этой программы многие семьи вернулись в свои дома, как в Грузии, так и в Южной Осетии. Для дальнейшего разрешения проблемы необходимо привести в действие эту программу в рамках системы УВКБ ООН для гарантий безопасного возвращения.
Много внимания уделяется Ленингорскому району. В течение 20-летнего конфликта эта часть Южной Осетии контролировалась местными грузинскими властями, и была присоединена к Мцхета-Мтианетскому административному району.
После конфликта 2008 года Грузия прекратила осуществление контроля над этой территорией и покинула ее. В течение нескольких лет она, в основном, была населена грузинами, некоторые из них предпочли переехать в Грузию. Другие предпочли остаться.
После восстановления новой осетинской власти никого не принуждали делать то, что бы противоречило интересам грузинского населения в районе. В Ленингоре не было ни военных действий, ни обстрелов – район полностью был в безопасности. Напротив, власти создали грузинскому населению все условия для работы, для получения образования, для встреч с родственниками, которые жили или переехали в Грузию. Статья 4 Конституции Республики Южная Осетия гласит: «Русский язык, наравне с осетинским в местах компактного проживания грузин, так же, как и грузинский язык, будет признан государственным языком и другими институтами». И этот закон соблюдается осетинскими властями в Ленингоре.
Грузинское население Южной Осетии может:
1. Свободно выезжать на заработки в Грузию и обратно;
2. Выбирать образование – хотят ли они, чтобы их дети получили образование в Грузии, или же в Южной Осетии. Одной из первых построенных после конфликта школ на территории Южной Осетии была грузинская начальная школа в Ленингоре, хотя на тот момент реконструкция школ в Цхинвале все еще не сдвинулась с мертвой точки. В школах грузинские учителя, программа утверждается Министерством образования Грузии. Примечательно, что осетинский язык в этой школе – предмет, изучаемый по выбору. На данный момент в районе 5 русских и 6 грузинских школ.
3. Грузинское население, у которого также есть гражданство Грузии, имеет такие же условия для работы и для жизни, как и все граждане Южной Осетии. Более того, они могут получать две пенсии в двух странах без всяких ограничений с осетинской стороны.
Что же касается пересечения границы, между Южной Осетией и Грузией нет двусторонних соглашений, выставлено несколько временных контрольно-пропускных пунктов. Ежемесячно граница пересекается 18 000 раз. Таможенные процедуры с осетинской стороны упрощены. Грузинские пограничники часто нарушают их при пересечении гражданами Грузии границы из Южной Осетии в Грузию и обратно. В результате некоторые села испытывают недостаток в продовольственных товарах, лекарствах, прессе и т.д. Случались инциденты, когда машинам скорой помощи из Цхинвала и Гори преграждали путь в эти села. Каждый отдельный случай требовал вмешательства миротворцев и ОБСЕ. Но иногда бывало слишком поздно. Эти факты были подтверждены НПО, работавшими в Ленингорском районе, и с ними были ознакомлены международные организации. Например, г-н Чибиров был задержан на посту около с. Авнев более чем на 10 часов. В результате он скончался.
Было бы неправильно говорить, что в Южной Осетии нет проблем в сфере прав человека. Наши демократические институты еще молоды, им еще долго надо развиваться. Независимая судебная система только начала функционировать. Сейчас осетинские власти работают на укрепление демократической атмосферы, обеспечивающей соблюдение прав человека, и способствующей развитию энергичного и ответственного гражданского общества. Но страна сталкивается с ограничением возможностей. По этой причине условия в тюрьмах далеки от идеальных, правоохранительные органы не всегда имеют возможность эффективно бороться с преступностью. Существует значительная нехватка квалифицированных судей, вот почему о фактах становится известно после чрезмерно долгих задержек.
Из-за ограниченных экономических условий мы сталкиваемся с серьезными проблемами в обеспечении экономических и социальных прав – прежде всего, в праве на здоровье и праве на соответствующее жилье.
К несчастью, жители Южной Осетии лишены своих прав на доступ в международные судебные механизмы по правам человека, такие как Европейский Суд по правам человека. Мы убедительно просим, чтобы международное сообщество способствовало обеспечению доступа Южной Осетии к соответствующим международным организациям и порядку индивидуальной подачи рекламаций.
В заключение я хочу обратить ваше внимание на слова Генерального секретаря ООН, который позавчера обратился к Совету Европы по правам человека. Он заявил, что всеобщая периодическая проверка не должна быть формальной и, соответственно, необходимо сделать ее более эффективной и проливать свет на нарушения прав человека по всему миру. Потому что права человека принадлежат человечеству и каждому из нас, так как все мы люди.
Спасибо за внимание. Были бы признательны за ваши комментарии и вопросы.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest