Об утерянных экспонатах музея

вт, 01/03/2011 - 11:59
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Из государственного краеведческого музея пропала картина М. Туганова "Расстрел тринадцати коммунаров"

Война приносит не только человеческие жертвы, боль утрат и страдания, но своей разрушительной силой напрямую затрагивает и культурное наследие народа. Сказанное в полной мере касается и Южной Осетии.

События грузинской агрессии и последующего периода нанесли огромный ущерб культурной составляющей жизни, повлекли за собой разрушение памятников истории и архитектуры, имеющих бесценное значение. Достаточно вспомнить историю с знаменитым триптихом, похищенным из Государственного музея Южной Осетии и затем всплывшим на одном из престижных антикварных аукционов Женевы. Список утерянных раритетных экспонатов можно продолжить. Но самое печальное в том, что, похоже, его предстоит еще и дополнить.
В последнее время появилась информация еще об одной пропаже. Из краеведческого музея исчезло огромное полотно известного художника Махарбека Туганова "Расстрел тринадцати коммунаров". Об этом не так давно заговорили журналисты. Версий относительно пропажи несколько. Сами музейщики уверены, что картина с музейной стены была снята еще в девяностые годы. По словам заместителя директора музея Земы Чабиевой, картина Мастера нуждалась в реставрации, и тогдашний директор музея, ныне покойный Инал Сиукаев снял "Расстрел тринадцати коммунаров" и, видимо, передал кому-то из художников на реставрацию. Музейщики предполагают, что за картину мог взяться и известный художник Григорий Котаев. И еще: работники музея выразили просьбу обратиться через нашу газету к "художественной братии", ко всем, кто располагает хоть какой-то информацией, касающейся исчезновения картины, сообщить в Министерство культуры.
Однако своя правда есть и у других представителей культуры. Юза Плиева, долгие годы проработавшая в краеведческом музее и хорошо знающая историю большинства экспонатов музея, среди которых, по ее словам, было немало раритетных, убеждена, что картина "Расстрел тринадцати коммунаров" еще в 2000 году находилась в музее в отведенной для нее нише: "Я с полной уверенностью утверждаю, что в 2000 году картина находилась еще в музее. Я тогда заведовала отделом истории дореволюционного периода краеведческого музея. В том же году меня назначили директором музея Васо Абаева, куда я перешла работать. Я хорошо помню, что картина Туганова в эти годы находилась в музее. В связи с озвученными версиями по поводу пропажи картины скажу, что бывший директор музея Инал Сиукаев, о котором выше шла речь, работал задолго до исчезновения этой картины. Также не допускаю мысли, что картину мог реставрировать Григорий Котаев. Это глубоко порядочный человек и большой художник, настоящий мастер кисти, никогда не взялся бы за реставрационные работы - это мое глубокое убеждение".
О факте существования в музее картины Туганова до недавнего времени хорошо помнит и главный редактор газеты "Республика" Андрей Кочиев.
Своя версия есть и у экс-министра культуры Тамерлана Дзудцова: "Будучи министром культуры, мною было задумано отметить 90-летие со дня первого геноцида осетинского народа. В число других артефактов, повествующих об этом периоде, была внесена и картина Махарбека Туганова "Расстрел тринадцати коммунаров". Я сам лично несколько раз просил директора музея Владимира Ханикаева передать нам временно эту картину для экспозиции на выставке, посвященной памятной дате. "Однако всякий раз получал один ответ: "Хорошо, но надо только найти ее в музее". Если бы мне тогда сообщили, что картина пропала из музея, я бы как министр принял меры".
Кого в создавшейся ситуации винить сказать трудно. Ясно одно: сотрудники музея должны ответственней относиться к духовному наследию осетинской нации, поскольку они являются хранителями бесценных реликвий нашей культуры и истории. А из всего этого пока что можно сделать только один вывод: для того, чтобы сохранить в относительном благополучии экспонаты, государство, являющееся их официальным хозяином, должно, наконец, свои хозяйские обязанности исполнить. При этом речь идет не только об условиях хранения культурных ценностей, но и об улучшении условий работы тех, кто по долгу службы обязан эти ценности беречь. Наконец, хоть как-то можно же решить вопрос охраны музейных экспонатов?
В сложившейся ситуации охрана музейных ценностей необходима так же, как и основательное финансирование безопасности жизни музея, само здание которого находится в крайне аварийном состоянии. Хочется верить, что государство наконец-то поймет - культура это не только сфера услуг, а великое достояние и память народа, духовные и материальные ценности. И она не перестанет быть Золушкой у тех, кто думает, что без нее возможно процветание Отечества. Культуру, как и образование, сферу здравоохранения, науку, необходимо сделать приоритетным направлением развития нашего государства.

Алла ГЕРГАУЛОВА,
газета Южная Осетия

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest