Давид Санакоев: Чтобы построить гражданское общество необходимо обеспечить безопасное развитие государства

вт, 12/04/2011 - 09:24
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

О работе по защите прав и свобод человека в Южной Осетии, гражданском обществе и международном сотрудничестве в интервью ИА «Рес» рассказал уполномоченный президента РЮО по правам человека Давид Санакоев.

С какими проблемами к Вам обращаются граждане Республики чаще всего?

Должность уполномоченного президента РЮО по правам человека была учреждена в качестве дополнительной гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод граждан. Деятельность этого института ни в коей мере не подменяет собой другие механизмы, предназначенные, согласно законодательству РЮО, защищать права и свободы граждан Республики.

К нам обращается довольно много граждан с широким кругом вопросов. В некоторых случаях эти вопросы не относятся к нашей компетенции, и мы направляем граждан в инстанции, где они могут защитить свои права, объясняем им возможности и механизмы защиты своих интересов. Если вопросы граждан связаны с действиями или бездействием должностных лиц, уполномоченный обращается к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
Хотел бы в этой связи уточнить, что деятельность уполномоченного по правам человека заключается, прежде всего, в том, чтобы выявить проблемы в области прав человека и поставить этот вопрос перед соответствующими должностными лицами, которые своими действиями или бездействием способствуют нарушению прав человека или допускают это со стороны своих подчиненных. Как правило, наша деятельность носит рекомендательный характер.
Обращаются к нам довольно часто. Много обращений бывает, например, по поводу условий содержания в местах лишения свободы, так как по объективным причинам в Южной Осетии нет возможности строго придерживаться соответствующих норм при заключении человека под стражу.
Также граждане обращаются в связи с вопросами соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов. Бывают жалобы на нарушения социально-экономических прав, а также обращаются беженцы и часто – граждане, чьи родственники находятся в заключении в Грузии или считаются без вести пропавшими.

Вы упомянули о проблемах, связанных с условиями содержания заключенных. По каким причинам эти условия не соответствуют нормам?

Это довольно сложная проблема. К сожалению, в нашей Республике нет возможности содержать осужденных и подследственных в условиях, соответствующих международным стандартам. Это связано с объективными причинами, но в любом случае мы стараемся найти выход для того или иного заключенного, оказавшегося в сложных условиях.
Со стороны государства есть понимание проблемы. Мы проводим соответствующую работу с Министерством юстиции и другими ведомствами по улучшению условий содержания заключенных. Одна из проблем заключается в том, что здание исправительной колонии изначально не предназначено для отбывания длительных сроков заключения. Для решения этой проблемы необходимы значительные средства.

Как Ваш институт взаимодействует с иностранными правозащитными организациями?

Институт по правам человека Южной Осетии сотрудничает с такими же институтами в Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе. Осенью 2008 года мы заключили соглашение с уполномоченными по правам человека Абхазии и Приднестровья, в котором предусмотрено сотрудничество в области прав человека, всяческое содействие друг другу в этой области. Позже, в декабре прошлого года, к этому соглашению присоединился Нагорный Карабах.
Что касается международных правозащитных организаций, то мы контактируем с институтами защиты прав человека Совета Европы, ООН и других международных организаций. В частности, мы довольно тесно сотрудничаем с комиссаром СЕ по правам человека Томасом Хаммарбергом, который внес определенный вклад в облегчение участи граждан нашей Республики, захваченных в разное время грузинскими силовыми структурами. Эта работа продолжается, потому что проблема еще не исчерпана, и мы надеемся на успешные результаты.

Как Вы оцениваете уровень развития гражданского общества в Южной Осетии?

У нас нередко происходит подмена понятий, и когда говорят о гражданском обществе, под этим зачастую подразумеваются неправительственные организации. Однако гражданское общество, конечно же, намного обширнее и включает в себя не только НПО, но и общество в целом, взаимоотношения власти и граждан, развитие и взаимодействие всех общественных институтов. Разделять эти понятия, по-моему, нельзя, и если мы строим гражданское общество, то необходимо стремиться к объединению в гармонично развивающуюся общественную систему, где соблюдаются права и свободы граждан, которые должны находиться под защитой своего государства. Однако для этого необходимо обеспечить безопасное развитие государства.
У нас функционирует ряд общественных организаций, которые играют значительную роль в неправительственном секторе, начиная от профессиональных союзов, которые пытаются наладить плодотворные контакты с коллегами в России и других странах, и заканчивая общественными организациями, которые непосредственно занимаются вопросами в правозащитной сфере. Таких организаций пока немного, но я думаю, они будут развиваться.

Андрей Тадтаев

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest