Вновь обретенная Родина

чт, 30/06/2011 - 10:02
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Цхинвал середины прошлого века отличался от теперешнего каким-то особым, только ему присущим духом, колоритом, необыкновенной атмосферой дружелюбия и умиротворенности. Это был многонациональный город, в котором мирно сосуществовали осетины, грузины, армяне, русские, украинцы, евреи, греки и представители других национальностей.
Если, к примеру, русское и украинское население выросло в годы ВОВ в результате бегства с оккупированных немцами территорий, то армяне обосновались в Цхинвале давно, о чем свидетельствует тот факт, что они преимущественно проживают в старой части города, одна из главных улиц города когда-то носила и сегодня носит название Осетинская, а ее продолжение от музея в сторону большого рынка - Армянская.

Одна из известных армянских фамилий Цхинвала - Налбандовы. Едва ли кто в нашем городе в 50-60-х годах прошлого века не знал Моисея (Мосико) Налбандова. Известен он был, прежде всего, должностями, которые занимал. Умение работать с умом ему, наверное, передалось от отца, Николая Налбандова, который в дореволюционные годы был преуспевающим купцом, до 1926 года он держал мясную лавку, торговал мясом, рыбой, икрой, солью и другими товарами, о которых - натуральных, не испорченных цивилизацией - цхинвальцам сегодня приходится мечтать. Николай сам разъезжал по селам и закупал товар у населения. В то же время он был участником первой мировой войны, с которой вернулся обладателем Георгиевского креста. Помимо сына у него была дочь, Арусяк Налбандова, которая всю жизнь проработала в партийных органах и была хорошо известна цхинвальцам. Скончался Николай Налбандов в 1947 году.
Взрослая жизнь его сына Моисея началась в 1940 году, когда он 18-летним парнем отправился на учебу в авиашколу г. Кировабада. Но через год началась Великая Отечественная война, и осенью 1941 года он добровольцем ушел на фронт. Сержант Налбандов нес боевую службу на Южном фронте. В 1942-1943 гг. он командовал взводом. В 1943 году корабль, на котором он переправлялся, в результате вражеской бомбардировки раскололся надвое и пошел ко дну. Почти все, кто был на борту, а там, по рассказам Моисея, было много бойцов из Южной Осетии, погибли. Раненный в руку и голову Моисей смог выплыть, сказались детские и юношеские годы, прошедшие на берегу Лиахвы. После госпиталя приехал в родной город, долечивался в здешнем госпитале, а потом в течение трех месяцев являлся комендантом г. Сталинир. Поправившись, вновь отправился на фронт, вновь был ранен.
Вернулся в родной город в апреле 1944 года инвалидом 2-й группы. За боевые заслуги был награжден орденом Боевой славы 3-й степени, многими медалями, в их числе медалью "За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне". Спустя год начал работать заведующим сектором трудоустройства инвалидов ВОВ, с 1945 по 1949 гг. - председателем артели "Красный Октябрь". В 50-х годах работал начальником жилуправления г.Сталинир, потом был назначен первым директором автотранспортного предприятия, сам пригнал в город первую партию автомобилей. Последняя занимаемая им руководящая должность - директор Цхинвальского завода пива и фруктовых вод. Здесь он проработал восемь лет и вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья. Предприятие под его руководством достигло трудовых успехов: расширился ассортимент(начали производить лимонад), увеличился объем выпускаемой продукции. И самое главное - она была качественной. Цхинвальские пиво и лимонад были настолько популярны, что машины прибывали из разных уголков Грузии и даже из-за ее пределов и всю ночь дежурили перед пивзаводом, чтобы утром заполучить товар. Одна из бывших сотрудниц завода Ева Гаглоева, которой довелось работать под началом Налбандова, на мой вопрос, каким он был директором, не задумываясь, ответила: "Очень хорошим. Был строгим, но справедливым, никого зря не обижал. При нем работа пошла вперед. Он сплачивал коллектив, хорошо ко всем относился. Очень часто устраивал для коллектива экскурсии".
Одна из таких экскурсий сыграла с ним злую шутку. В очередной раз отправив группу своих работников на экскурсию в Вардзию, он находился в своем кабинете, когда раздался телефонный звонок и голос на том конце провода сказал, что автобус с его людьми перевернулся. Вскоре выяснилось, что это был другой автобус, но дело было сделано. Моисея Николаевича тут же, в кабинете, парализовало от услышанных слов, сказались и военные раны. Коллектив, очень ждал его возвращения на работу за ним долго сохраняли место, но он так и не смог оправиться. В 1968 году его не стало. До последних дней жизни его навещали друзья, которых у него было много, среди них Але Кумаритов, Володя Джиоев, Петр Петросов, Сослан Дзассеев и другие.
Моисей Налбандов был главой большой семьи, отцом четверых детей. Видимо, это наследственная в их роду черта по мужской линии: умирать, не дожив до старости. Моисей ушел из жизни в 54 года, в самом трудоспособном для мужчины возрасте. Его младший сын Владимир и того не прожил, скончался в 44 года от инсульта. Год назад скончался, и опять от инсульта, его старший сын Николай, названный так в честь деда. Ему было 60.
Выпускник цхинвальской средней школы №5, потом физико-математического факультета Юго-Осетинского госпединститута, Николай Налбандов продолжил учебу, окончил факультет экономики Всероссийского института легкой промышленности. Когда в Цхинвале была запущена фабрика бельевого трикотажа, Николай получил должность начальника отдела сбыта, а потом был назначен заместителем директора фабрики по коммерческой части. Но известные события 1989-1992 гг. привели к тому, что предприятие прекратило существование.
Последние несколько лет он работал на предприятии хлебобулочных изделий начальником отдела сбыта, пользовался любовью и уважением коллектива, в том числе руководства. Директор предприятия Вадим Цховребов вспоминает: "Николай был исключительный человек. Сказать про него - хороший - ничего не сказать. Мне трудно подобрать слова, которых он заслуживает: очень добрый, порядочный, отзывчивый, душевный человек, надежный друг. На работе проявил себя отличным специалистом, грамотным во всех вопросах, хорошим сослуживцем. Он был большим патриотом Осетии. Он был отличный семьянин, воспитавший хороших сыновей. Один из них работает на нашем предприятии, он такой же порядочный человек, исполнительный работник, как и отец. Коля никогда не демонстрировал себя, был скромным, немногословным. Но при этом обладал твердым характером, он не умел льстить, заискивать и себя никогда не позволял унижать, его нельзя было согнуть. За это его любили все друзья. Признаюсь, я порой завидовал качествам его характера. Нам его очень не хватает".
Николай любил свой город, свою семью, своих друзей. Последние 20 лет, на протяжении которых мы только и делали, что выживали, нанесли ущерб и этой семье: в 1992 году в результате артобстрела был разрушен дом, доставшийся ему от деда, в старом городе. Он планировал, когда жизнь вернется в нормальное русло, открыть здесь вместе с братом торговый центр, то есть продолжить дело своего дедушки. Коля очень гордился своим дедом и своим отцом. Сейчас на том месте, где был их дом, строится новый, многоэтажный, и семья Налбандовых надеется получить в нем квартиру.
Николай был женат на осетинке, Екатерине Габараевой, тем самым теснее связав себя узами родства с осетинским народом, среди которого он вырос и жил. "Человек исключительно мирный и неконфликтный, Коля тяжело переносил все то, что происходило в его городе последние 20 лет. А война августа 2008 года особенно подкосила его. Но у него и в мыслях не было уехать куда-нибудь подальше от этого постоянного напряжения. Когда многие цхинвальцы еще в начале 90-х годов начали покидать город и ему тоже советовали уехать, в их числе и я, он категорически отказывался, говорил, что когда-то его предки покинули историческую родину, потеряли ее и вновь обрели в Южной Осетии, и он не хочет терять и вторую родину. За все 20 лет противостояния он никогда никуда из Цхинвала не уезжал", - рассказывает вдова Николая. Слезы начинают ручьем бежать из глаз Кати, стоит завести речь о супруге. Они прожили счастливо почти сорок лет.
Эти слова-исповедь о родине дорогого стоят. Сегодня исполняется годовщина со дня смерти Николая Налбандова. Пусть земля Южной Осетии, в которой он покоится, будет для него пухом. И для его брата, отца, дедушки. Рухсаг ут!

Ульяна Джиоева

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest