Журналисты мира о войне в Южной Осетии

сб, 27/08/2011 - 14:52
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Не может быть, чтобы Америка не знала. Почему Тбилиси начал действовать именно сейчас.

Михаил Саакашвили, президент Грузии, объявил по телевидению об ударе против Южной Осетии, мотивировав этот шаг необходимостью "восстановить конституционный порядок". "Порядок", который не существовал на протяжении 16 лет, с далекого 1992 года, когда сразу же после распада Советского Союза Грузия провозгласила свою независимость, а сразу же после этого Южная Осетия объявила о своей независимости от Грузии, потребовав от Тбилиси таких же прав, которых требовала Грузия от России.

Только Россия Бориса Ельцина не пошла из-за этого войной на Грузию, в то время, как Грузия атаковала Южную Осетию, убив, по меньшей мере, две тысячи жителей. Но Тбилиси так и не удалось сломить сопротивления, еще и потому, что не Россия, но часть российских генералов, а также братья-осетины из Северной Осетии поставляли оружие, обеспечивали тыл и оказывали помощь.
С тех пор ситуация оставалась неизменной. Получив мандат от Содружества Независимых Государств, членом которого в то время была еще и Грузия, хотя она и не играла в этой структуре активной роли, русские разместили на границе между Грузией и Южной Осетией войска, безусловно, не слишком нейтральные, но и не открыто враждебные по отношению в грузинам. Жители Южной Осетии обзавелись правительством, президентом. Численность ее населения не превышает 100 тысяч человек, и у осетин, проживающих на российской территории в статусе автономной республики, были возможности удовлетворять потребности южных осетин в электричестве, газе, продовольствии, а Москва, в свою очередь, выплачивала пенсии и зарплату государственным служащим.
Тбилиси никогда не признавал независимость Южной Осетии. Москва никогда не признавала за Осетией статус независимой страны. И так продолжалось на протяжении 10 лет. И, таким образом, когда Саакашвили объявляет о намерении восстановить конституционный порядок, он имеет в виду порядок, который не существовал практически с момента рождения постсоветской Грузии.
И поэтому возникает вопрос: почему сейчас? Почему так срочно? Быть может, Тбилиси опасался, что его может захватить столица Цхинвали, город, меньший по размерам, чем Павия? Безусловно, это не является объяснением. Объяснение кроется в европейском флаге, голубом, с многочисленными желтыми звездочками, который Саакашвили поставил у себя за спиной, который хорошо был виден во время позавчерашнего телевыступления, когда он объявил о наступлении. Это преувеличение, потому что Грузия не входит в состав Европы. Саакашвили, вне всякого сомнения, не действовал, не проконсультировавшись со своими основными благодетелями, Соединенными Штатами. И если он начал действовать, то он получил одобрение Вашингтона. Представить обратное, означает не понимать веса американского влияния на нынешнюю Грузию. Проблема в том, что Россия уже не та, что была в 1992 году, когда Борис Ельцин был отправлен Вашингтоном и российскими олигархами на пенсию. Не стоит забывать, что погибшими в Цхинвали и в осетинских селах стали, в основном, российские граждане, с российским паспортом в кармане.
Расчет Саакашвили понятен: если Россия всерьез разгневается, станет легче требовать немедленного приема в НАТО, а потом и в ЕС. А что же Европа думает по этому поводу? Хавьер Солана не может сказать лучше и больше того, что ему навязывают европейские правительства, которые разделяют стратегию Вашингтона. И те, которые, пусть даже не разделяют ее, но и не осмеливаются выступать против. А американская стратегия слишком понятна: держать Россию под давлением, втягивая и Брюссель в эту логику.
Остается вопрос, который должна поставить себе Европа и который должны задать себе все мы, по меньшей мере, все те, кто верят в право народов на самоопределение. Разве таким способом надо решать эту проблему? Поколение молодых осетин выросло в условиях войны с Грузией. Во дворах школ Цхинвали кладбища, а на надгробных камнях имена учащихся, погибших за годы этой войны. История с позором будет вспоминать тех, кто попустительствовал этому истреблению. Если, конечно, ситуация не изменится в еще более худшую сторону. А этого никак нельзя исключать.
Джульетта Кьеза
"La Stampa" 09.08.2008 г.

От оружия к бизнесу, что скрывается за мятежом

Грузины и осетины сражаются не в одиночку. Грузия, чтобы подготовить свои 32 тысячи военнослужащих, искала помощи от Запада до Украины, рассчитывая на то, что будут учтены ее пронатовский курс и участие в операции в Ираке. Вашингтон не мог позабыть, что Тбилиси направил в Багдад 2 тысячи своих военнослужащих: это участие может пострадать из-за кризиса. Грузия отдала приказ об отзыве половины своего контингента "для отражения русской агрессии".
Такое заявление - способ оказания давления на Соединенные Штаты, которые также присутствуют в регионе. В конце июля 600 грузинских солдат и 1000 морских пехотинцев приняли участие в совместных учениях Immediate Response.
Это были маневры в рамках военной подготовки, осуществляемой американскими инструкторами. Грузинам - говорят аналитики - "не хватает сержантов и капитанов", и Пентагон хочет восполнить этот недостаток. И получить экономическую выгоду. Объединив сотрудничество и бизнес, американцы могут разместить в Грузии свою продукцию. И так, постепенно, знаменитый Калашников будет замещен американскими винтовками М16, устаревшие джипы будут заменены гигантскими Humvees (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle).
Тайный рынок, на который внедрились и израильтяне. Некоторые израильские компании поставили Тбилиси оборудование для ведения электронной войны, предоставили советников и техническую поддержку. В апреле русские сбили пару беспилотных грузинских самолетов: эти дроны были произведены в Израиле. Контакт на поставку танков и БТР был, однако, заморожен после протестов Кремля. Эти средства должны были заменить танки Т-55 (около 200) и Т-72 (160), но не все они пригодны к применению. Контингент, укомплектованный несколькими десятками бронированных средств (44), 109 артиллерийских орудий, 8 боевых самолетов и около 30 вертолетов. В 2006 году грузины закупили в США и в Украине несколько сотен снайперских винтовок, используемых в смертельной "войне снайперов".
Гуидо Олимпио
"Corriere Della Sera" 09.08.2008 г.

Косово - да, Южной Осетии - нет

Как и следовало ожидать, западные политики (в большинстве своем), еще недавно со слепым энтузиазмом поддерживавшие последний этап расчленения Сербии и независимость Косово, не замедлили стать свидетелями первых (и, возможно, не последних) последствий собственной безответственности. Жители Южной Осетии сочли: раз можно менять границы по этническому принципу на Балканах, то почему бы не сделать этого на Кавказе? Тем более что усугубление существовавшей ситуации стало делом рук правительства Тбилиси, которое без какой-либо предшествующей провокации решило нарушить мирное соглашение, подписанное в 1992 году, и вторгнуться с огнем и мечом в регион, подавляющее большинство населения которого не хочет входить в состав грузинского государства. Все указывает на то, что не будь контратаки - тоже кровавой -армии России, одного из гарантов мирного соглашения 1992 года, войска Тбилиси утопили бы южноосетинское сопротивление в крови.
Можно было бы ожидать, что те, кто так яростно вчера защищал право косоваров на самоопределение и отделение от Сербии, проявят сегодня те же чувства к жителям Южной Осетии. Ан нет: на этот раз главным приоритетом оказалось сохранение территориальной целостности Грузии в ее нынешней форме. Еще вчера гибкие границы на Балканах вдруг приобрели сакральный статус на Кавказе. В чем причина таких двойных стандартов? Или есть хорошие и плохие сепаратисты? Первые пользуются поддержкой Запада и вредят союзникам России, как косовары, вторых следует атаковать, потому что они вредят друзьям Запада, как южноосетины. К тому же, в отличие от кинозлодея и к тому же партнера Москвы, каким был Слободан Милошевич, нынешний грузинский президент Михаил Саакашвили, множивший число угодных американцам заявлений, направил свои войска в Ирак и хочет интегрировать Грузию в НАТО. Перед лицом такой преданности разве может что-либо значить для западных администраций судьба жителей Абхазии и Южной Осетии?
В ожидании, когда ЕС определит (если получится) свою позицию по данному конфликту, остается слабая надежда на то, что европейцы сумеют продемонстрировать хотя бы минимальную независимость суждения от США, чьи интересы в зоне конфликта отличаются от европейских: для Вашингтона этот чрезвычайно отдаленный конфликт - всего лишь еще один эпизод в борьбе за ослабление влияния России на окраинах бывшего СССР. Кроме того, остается еще одна надежда: что европейские политики наконец-то найдут в себе смелость задуматься о состоятельности стратегии, проводимой в последние десятилетия в юго-восточной части континента. Стратегии, приведшей к пересмотру границ якобы ради великих принципов и прав народов, но ограничившейся в результате попыткой передела старых зон влияния и воскрешения старых призраков холодной войны. И раз уж после Косово право народов на отделение от государства, в котором они не хотят жить, превратилось в новую ось европейской дипломатии, пусть, по крайней мере, это право признается за всеми, а не выборочно.
Тьерри Малиньяк
"El Pais"11.08.2008 г.

За тех, кто остался в Цхинвале, остается только молиться

Президент Грузии Михаил Саакашвили объявил всеобщую мобилизацию и заявил, что "только так мы сможем спасти нашу страну". Он сообщил, что грузинские вооруженные силы контролируют большую часть территории Южной Осетии. Российские миротворцы в Абхазии приведены в состояние повышенной боевой готовности. В некоторых регионах России формируются отряды добровольцев для отправки в Южную Осетию. По словам очевидцев, жители Цхинвала пережили ночью "настоящий ужас", когда на город обрушились залпы реактивных установок "Град".
Сотрудник телерадиокомпании "Звезда" Владимир Плетнев, находящийся со съемочной группой в зоне конфликта рассказал в интервью Радио Свобода: "Обстановка совершенно ужасная. Мы въехали на территорию Южной Осетии практически в полночь. Когда мы подъехали к Цхинвалу, здание правительства уже горело. Мы остановились, чтобы переждать обстрел и проникнуть в сам город. Обстрел не прекращался, были короткие очереди из автоматов, из гранатометов. В четыре часа ночи произошло что-то ужасное: из системы "Град" был обстрелян центр. Вы не можете себе представить, что там происходило. Это сплошное пламя. Центр города просто горел. Я могу только себе представить, что чувствовали жители этого города, находясь под таким обстрелом. Естественно, сразу мы собрали всю съемочную группу и уехали оттуда".
К шести часам утра журналисты "Звезды", по словам Владимира Плетнева, подъехали к селу Джава. "Там мы остановились, чтобы перезарядить наши мобильные телефоны, которые уже истощились за ночь. Но буквально через 40 минут на это село налетели Су-25. Они сделали сначала два круга, на третьем круге они стали нас бомбить. Одна из бомб взорвалась в 25 метрах от нашей машины. Машину очень сильно покорежило, нас завалило землей. Мы как могли спрятались. Потом уже выяснилось, что это был не единичный авиаудар. Также под бомбежку попали с.Гуфта и объездная дорога. Сейчас я нахожусь уже на территории России. Мы только что выехали на дорогу на Бурон, она находится сразу за Южной Осетией, возле границы с Россией".
Владимир Плетнев сообщил, что из Южной Осетии идет массовая эвакуация гражданского населения на территорию России: "В ту сторону идут пустые автобусы, они привозят беженцев. Все, кто хочет уехать, уезжают. Те, кто не хочет - остаются на месте. Остается только молиться, чтобы с ними ничего не произошло страшного".
Евгения Назарец
"Svoboda News" 08.08.08

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest