Предприниматели рассчитывают на поддержку нового руководства

пт, 01/06/2012 - 09:40
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Прошло почти четыре года со времени грузинской агрессии 2008 года, в результате которой пострадали и предприниматели Южной Осетии. Но предпринимательское сообщество осталось неудовлетворенным (как впрочем, и многие другие сообщества людей) тем вниманием, которое проявило государство в деле решения их проблем. О все еще нерешенных проблемах, о позитивных моментах мы беседуем с председателем Юго-Осетинской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Фарн" Альбертом Валиевым.

- Предпринимательскому сообществу надо позиционировать себя в связи с тем, что у нас появилось новое руководство. В августе 2008 года предприниматели Южной Осетии понесли значительный материальный урон. Для выявления суммы ущерба по предложению Э.Кокойты была создана комиссия, одна, потом вторая. Изначально упор делался на то, что финансовых средств у государства достаточно, чтобы выплатить компенсации пострадавшим предпринимателям. От комиссии требовалось выявить примерную сумму ущерба. Мы с энтузиазмом приступили к работе, выполнили ее, подготовили справку, в которой указывалась сумма - 140 млн рублей, не такая уж большая. Но компенсации так никто и не получил. Вместо этого нам выделили кредитные средства с трёхпроцентной ставкой в сумме всего 20 млн рублей.

Одним из самых больных вопросов стало то, что многие разорённые предприниматели остались с задолженностями по кредитам, полученным до войны. Банки продолжали начислять проценты, как ни в чём не бывало, а Правительство никаких мер не принимало. В ходе работы нашей комиссии мы подняли на уровень Правительства этот вопрос. У части предпринимателей были погашены задолженности. Но в дальнейшем очень негативную роль сыграли контролирующие органы. Комитет государственного контроля начал требовать проводить буквально бухгалтерские ревизии и по своему усмотрению решать, кому полагается списание задолженности, а кому нет. Хотя речь шла об общей послевоенной кризисной ситуации, и ко всем должен был применяться одинаковый подход, независимо от степени нанесённого войной ущерба. В результате таких действий десятки фермеров и предпринимателей остались с задолженностями, попав в долговые ямы или полностью разорившись. Л.Х.Тибилов в то время был председателем ООО "Первый республиканский Банк", и он единственный, кто безоговорочно и без всяких условий простил всем своим клиентам довоенные кредиты. Такой человеческий подход даёт уверенность предпринимательскому сообществу на понимание вопросов предпринимательства со стороны действующего президента нашей республики.

Я считаю, что Правительству не надо жалеть денег на развитие предпринимательства. Это активная часть нашего населения, которая при определенной помощи легко восстанавливается, и все вложения со временем возвращаются. Мне кажется, людям надо дать землю, беспроцентные кредиты, отдать им, наконец, помещения, хозяевами которых они давно стали (малая приватизация) и так далее. Став самостоятельными, предприниматели меньше будут зависеть от бюджета. Это, в свою очередь, приведет к снижению нагрузки на государственную казну и, как следствие, к высвобождению средств для вложения в программы социально-экономического развития.

- Предприниматели часто поднимают вопрос о таможенных постах на территории РЮО. Как обстоят с этим дела сегодня?

- На словах чиновниками предпринимательская инициатива поощряется, а на деле мало что делается. Люди стараются устроиться на бюджетные должности, занять хлебное местечко. Приведу свежий пример. Этой зимой был снят таможенный пост в с. Рук. Это было воспринято очень положительно всеми предпринимателями. В прошлом году зимой был период, когда не пропускали через границу продукты питания, и какое-то время в магазинах уже не было продуктов первой необходимости. В этом был какой-то умысел, предпринималась попытка монополизировать этот вид предпринимательской деятельности. Мы подготовили письмо президенту, встретились с ним, и наряду с этим вопросом отметили, что если мы не можем влиять на российскую таможню, в той мере, как хотелось бы, то хотя бы уберём с дороги наш пост, чтобы избавить предпринимателей от дополнительных пошлин.

Доходы от таможенного поста мизерные. К тому же это сказывается на конечной цене продукта и, как следствие, страдает рядовой покупатель. Так почему же не освободить от таможенных сборов предпринимателей, но уже две недели как пост установлен и вновь пошли жалобы от предпринимателей. Мы опасаемся возвращения ситуации, которая имела место в 90-х годах. В то время посты стояли на каждом шагу по трассе, их было около 15. Каждый пост тогда открывался с благими намерениями, мол, в бюджет пойдут дополнительные доходы. На самом деле они наносили урон нашей экономике, с одной стороны, а с другой - мы размножили иждивенцев. Всем хотелось и хочется легких денег, но надо сделать так, чтобы граждане зарабатывали их честным трудом. Люди должны быть благодарны предпринимателям, ведь в то сложное время не было никаких финансовых поступлений со стороны России и мы выживали за счёт малого предпринимательства.

- Вы хотите, чтобы государство выплатило предпринимателям обещанные в 2008 году компенсации за потерю бизнеса?

- Это, отдельный вопрос и к нему надо вернуться. Человек потерял дом и ему его восстановили (хотя не всем еще). А предприниматели тоже потеряли свои объекты, источники существования. К примеру, кафе в Пионерском парке кормило мою семью. Мне было бы легче потерять дом. Но этот вопрос даже не рассматривается. Многие предприниматели, так и не сумев восстановить объекты своими силами, к сожалению, ушли из бизнеса.

- У вас было замечательное во всех отношениях кафе, оно пользовалось успехом и у цхинвальцев, и у гостей города, его, конечно, не хватает. Не пытались ли вы восстановить его, ведь оно остается в руинах?

- У меня с восстановлением этого кафе возникли проблемы. Я несколько раз пытался начать его строить своими силами, но меня останавливали. Дело в том, что это место кому-то было нужно. А я этого не понимал. Пришлось мне, чтобы жить на что-то, поменять бизнес. Фактически я начал с нуля. 15 лет строил кафе и вмиг его потерял. Такие же, как я пострадавшие предприниматели пытались отстаивать свои интересы через общественные организации предпринимателей, но безрезультатно.

- Есть отдел по поддержке и развитию малого предпринимательства при Министерстве экономического развития. Он не поддерживает предпринимателей?

- Сегодня это уже не отдел при министерстве, а управление. И.о. министра экономического развития Алексей Хабалов - один из членов нашего общества "Фарн". У него есть общее видение наших проблем, их сути, ведь он сам предприниматель. С ним легче решать дела. В последнее время удалось добиться позитивного решения некоторых вопросов, а именно то, что Сбербанк РЮО начал выдавать кредиты под 12 процентов годовых для всех желающих на общую сумму 200 млн рублей. Два года назад было принято Постановление Правительства по этим кредитным средствам, которое было одобрено Президиумом Парламента, но этот вопрос решился только после смены власти. Сегодня можно прийти в сбербанк и легко получить кредит, без бюрократических проволочек. Многие люди об этом не знают. Но этот кредит больше выгоден тем предпринимателям, которые уже работают, имеют свое дело. Для начинающих же предпринимателей нужны другие программы. В прошлом году Минэкономразвития приобрело теплицы, которые были отданы предпринимателям в виде товарного кредита. А.Хабалов, когда он еще руководил Управлением по поддержке и развитию предпринимательства, подготовил программу развития предпринимательства. Я думаю, когда Правительство окончательно сформируется, будут налажены более тесные контакты между государством и предпринимательским сообществом.

- Какие новые виды предпринимательства можно развивать в Южной Осетии помимо, традиционных?

- В высокогорных местах Южной Осетии можно развивать такой вид бизнеса, как экотуризм, который развит в западных странах. Создается быт, уклад, свойственный коренным жителям гор, которые бы стали местом для посещения туристов. А наши высокогорные села и есть наши этнокультурные территории, к примеру, тот же Ерман. Два года назад в это село вернулись две семьи, получив небольшой льготный кредит. На эти средства они смогли приобрести только скот и наладить какой-то быт. Государство обещало поставить им дома (срубы), провести электричество, но ничего этого не было сделано, и они проживают там в тяжелых условиях. Нынешняя зима выдалась на редкость снежной и несмотря на усилия Администрации Дзауского района по очистке дороги, село оказалось отрезанным от внешнего мира. Здесь хочется сказать о внимании и готовности поддержать фермерские хозяйства со стороны главы Администрации Дзауского района Цховребова И.Г., в частности, на просьбу ерманских фермеров помочь в построении навеса для скота, им без промедления был выделен лесоматериал. Но этого, конечно же, недостаточно, и опять-таки, не надо жалеть сил и средств для развития высокогорных территорий, со временем это даст результат и всё, как говорится, окупится сторицей. Большой процент людей будет занят своим делом, на рынке будет качественная мясо-молочная продукция, а на местах создаваться условия для развития туризма и т.д. Многие горожане рвутся стать фермерами, "строят" проекты на словах, им кажется это легко, но энтузиазм исчезает уже через месяц практической работы. По большей части только коренные жители могут жить и работать в таких условиях. И это большой плюс нашему государству, когда оно старается вернуть людей в свои родные места. На Западе жителей таких территорий субсидирует государство, лишь бы они там оставались. Это нормально.

Я хочу обратить внимание на частную инициативу. Все-таки у нас отдается предпочтение государственным предприятиям. Но мы тоже в этом государстве живем. Строится, например, животноводческая ферма на 500 голов. Огромная сумма под ее строительство заложена (по смете около 500 миллионов рублей). Пока не ясно, как она будет функционировать и где найдут такое количество работников. А несчастным фермерам выдают по несколько миллионов на строительство ферм. Тогда и частникам пусть выдают соизмеримые с такими же цифрами суммы, ведь их труд всегда эффективней. Цель у нас одна и та же, независимо от формы деятельности - создавать рабочие места, производить местную продукцию, насытить рынок. Для нас выгоднее всего мелкие предприятия. С одной стороны мы говорим о развитии фермерства, а этот комплекс, если он заработает, разорит мелких фермеров, не выдержавших конкуренцию. Но, наверное, крупный агрокомплекс тоже нужен, при соблюдении некоторых условий, если будет производить продукцию на экспорт, например.

- Рассчитывает ли предпринимательское сообщество на поддержку нового руководства в решении своих проблем?

- Конечно, какие-то положительные шаги уже делаются, и мы это отметили. Но хочется, чтобы новое руководство уделяло больше внимания предпринимателям, оказывало соответствующую поддержку. Сейчас Россия выделяет на развитие Южной Осетии большие средства, и очень важно использовать их с умом, чтобы экономика возродилась и Южная Осетия стала самодостаточным государством.

Газета "Южная Осетия"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest