Самой старшей жительнице Дзауского района в этом году исполнилось 112 лет

чт, 07/06/2012 - 10:37
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Дзагоева Анна Сосоевна родилась в 1900 году в селе Монастер Цхинвальского района. У её отца, Сосо Дзагоева, кроме неё было ещё три сына. Но один из них умер совсем маленьким. Вскоре после этого скончалась и мать семейства.

«Около 10 лет отроду я стала хозяйкой дома. Всю домашнюю работу после смерти матери мне пришлось взять на себя. Тяжело было успевать ухаживать за отцом и братьями, да и хозяйство у нас было достаточно большое. Я и замуж вышла довольно поздно. Всё жалела отца и братьев, что останутся без женского внимания», — вспоминает Анна Дзагоева.
В 1920-е годы, когда осетинский народ подвергся геноциду со стороны грузинских меньшевиков, Анне было 20 лет. Как она рассказывает, в селе поднялась паника. Люди в спешке покидали свои дома. И отец Анны, опасаясь за честь и жизнь дочери, спрятал ее в лесу.
«Одна, среди немого леса, я пугалась каждого шороха. Но беда прошла мимо. Отец и братья успели покинуть село до того, как туда вошли грузинские меньшевики. И горными тропами мы с трудом добрались до Северной Осетии. Через некоторое время мы вернулись в родное село. Но села как такового уже не было. Остались обгоревшие обломки и угли. На месте нашего дома мы нашли всего лишь золу и оплывшую от огня домашнюю утварь. Пришлось строиться заново.
Жизнь входила в своё обычное русло. Мало-помалу восстановил хозяйство и мой отец. Братья тем временем повзрослели, и я вышла замуж.
Мой муж Маргиев Дмитрий Арсенович был родом из села Тли Дзауского района. Их было четыре брата и две сестры. Ко времени моего замужества родителей у него уже не было.
У нас появились три дочери. Жизнь в горном селении была тяжёлой. Но мы были молоды и сильны, и все тяготы переносили легко.
Судьба же решила испытывать меня дальше. Началась Великая Отечественная война. На фронт ушли оба моих брата. Через некоторое время забрали на фронт и мужа. Он даже не зашёл попрощаться с детьми, прямо с сенокоса его и забрали», — рассказывает Анна Сосоевна.
Ещё при муже умерла одна из дочерей Анны. Разумеется, женщина переживала, но она старалась ради дочерей держать себя в руках. Засучив рукава, Анна работала и в колхозе, и в собственном хозяйстве.
В это же время в селении Рук Марта Плиева мобилизовала женщин тыла на помощь фронту. И в этом деле активное участие принимала Анна Сосоевна. Ее руками был связан не один десяток тёплых вещей для фронтовиков. Из собранных сельхозпродуктов она выделяла определённую часть для отправки на фронт. А однажды даже пригнала быка.
«Больше всего я огорчилась, когда забрали единственную в хозяйстве лошадь. Мне приходилось ездить к отцу в Монастер за ячменём и зерном. И лошадь в этом деле была необходима. Когда же её забрали, я стала таскать всё на себе. Девочек я оставляла на родственников. Выходила из дома затемно и пешком отправлялась в дорогу. И так же, пешком, но уже нагруженная возвращалась обратно», — сетует Анна Дзагоева.
Война закончилась. Но Анна Сосоевна не дождалась мужа и одного брата. Муж пропал без вести, а брат погиб на фронте. Второй брат вернулся искалеченым и уже на родине скончался.
Когда Анна поняла, что муж уже не вернётся, она вместе с дочерьми переехала в посёлок Дзау, где живёт и по сей день. Дочери вышли замуж. Теперь у Анны Сосоевны 5 внуков, одна внучка и 7 правнуков.
«Мама всегда была очень заботливой. И сейчас она терпеть не может неопрятности. Учитывая её годы, она достаточно бодрая. Есть, конечно, проблемы со здоровьем: зрение плохое и ноги больные. Но она держится молодцом. Опираясь на палки, выходит во двор, старается поменьше лежать. Она ветеран труда, была награждена медалью. Только ей обидно, что в последние годы её заслуги перед обществом перестали замечать и ценить. Пожилые люди, они ведь как дети. Им необходимо внимание», — говорит дочь Анны Оля.
Несмотря на непростой жизненный путь, Анна Сосоевна с теплотой вспоминает многое из своей жизни. Она уверена, что секрет долголетия её поколения в том, что и само время, и образ жизни людей тогда были другими: «Вставали мы по утрам ещё затемно, чтобы успеть сделать всю работу и в собственном хозяйстве, и в колхозе, и за детьми присмотреть. Конечно, было тяжело. Но вечерами, после работы, всё селение собиралось вместе. Молодежь устраивала «хъазт». Все пели и танцевали. А звуки осетинского фандыра и дойры прогоняли усталость. Главное, дружно мы жили, с теплотой и пониманием относились друг к другу. Каждый был уверен, что в случае надобности, его не оставят одного, а поддержат, помогут чем надо».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest