План К.Аннана ― главный и единственный инструмент разрешения кризиса

вс, 24/06/2012 - 10:08
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В настоящее время в Сирии наблюдаются серьёзный политический кризис и внутренний конфликт, которые могут привести к изменениям в глобальной политической конъюнктуре. Сирийские события напрямую связаны с процессами, происходящими на Среднем Востоке.

Ситуация в Сирии и вокруг неё становится всё более тревожной. Вероятность развития событий по наиболее пессимистическому сценарию становится всё очевидней. Во многом такой сценарий получает большую подпитку благодаря действию внешних факторов, а именно ― политике западных стран, избравших путь односторонней поддержки вооружённой оппозиции, т.н. Сирийского национального совета, главной целью которого является свержение нынешнего руководителя страны Б.Асада.

"Дамаск и Цхинвал становятся ближе"

- Статья с таким заголовком была опубликована в нашей газете ровно три года назад, 27 июня 2009 года. В ней говорилось о том, что 25 июня Южную Осетию посетила группа осетин, проживающих в Сирии. Все они были участниками VII съезда "Стыр Ныхас". На съезд прибыло восемь сирийских осетин, и они в первую очередь выразили желание побывать в Южной Осетии. Однако возникли определённые проблемы с документами, и в результате в Цхинвал смогли приехать только трое из них: предприниматели из Дамаска Ахмад Албегов (он возглавляет осетинскую диаспору в Сирии) и заместитель главы осетинской диаспоры Хишам Кошха (Албегов). Тогда было высказано пожелание о том, что, после того как республика получила международное признание, контакты станут более частыми и продолжительными. Югоосетинская сторона в свою очередь поблагодарила сирийских осетин за поддержку во время агрессии августа 2008 года и помощь, которую они организовали и переправили в Южную Осетию. Особо было подчеркнуто, что сейчас у осетин есть все предпосылки для единения, все главные препятствия удалось преодолеть. Гости из Сирии осмотрели Цхинвал ― его разрушенные кварталы и восстанавливаемые объекты, состоялись встречи и беседы с горожанами. "Мы обязательно будем приезжать в Южную Осетию, причём в более представительном составе и на более продолжительное время", ― обещали сирийские осетины.
Ахмад и Хишам Албеговы говорили о том, с каким волнением они ехали в Южную Осетию. Им нужно было всё увидеть своими глазами, пообщаться с людьми, морально поддержать наш народ. Хишам Албегов был автором текстов в ООН и посольство России в Сирии, в которых выражался протест против действий организаторов и исполнителей нападения на южных осетин, звучал призыв к мировой общественности осудить агрессоров, прекратить кровопролитие.

Продолжение "арабской весны"

Сегодняшние события в Сирии ― продолжение "арабской весны" 2010-11 гг., которая вызвала к жизни кардинальные изменения не только регионального и глобального геополитического порядка, ― и мы не можем оставаться равнодушными наблюдателями этих процессов. События в Сирии, Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, Бахрейне свидетельствуют о "тектонических сдвигах", происходящих на Среднем Востоке. Эти процессы стали следствием реакции народа на позиции режимов, правивших ещё со времен "холодной войны" и стремившихся удержать власть в XXI столетии. Старые руководители потеряли возможность противостоять давлению. Их быстрое падение над натиском массовых движений стало следствием их слабости. Но в том, что смена произошла так быстро, сказалась значительная роль внешних сил: когда власть в этих странах зашаталась, США получили возможность вмешаться в дела региона.

Главные последствия этих событий:

1. Превращение такой страны, как Египет, в территорию без руководства с перспективой трансформации её в квазигосударственное образование, главную роль в котором будут играть ортодоксальные исламские фундаменталисты, основная цель их ― введение самых консервативных норм шариата во все аспекты жизнедеятельности страны. Такая политика неизбежно приведёт к росту напряжённости на ближнем Востоке, неизбежному противостоянию Египта с Израилем ("братья мусульмане" ― непримиримые враги Тель-Авива) и общим ростом градуса противостояния. Есть основания полагать, что в руководстве Египта весьма значительную роль будет играть "Аль-Каида".
Появились новые риски для мировой торговли, связанные с угрозами для полноценного функционирования Суэцкого канала.

2. Продолжение гражданского противостояния в Ливии. Свержение и средневековая расправа над М.Каддафи не превратили страну в край демократии и правопорядка. Пришедшая к власти оппозиция сделала террор, направленный против сторонников и родственников диктатора, основным приоритетом в своей деятельности. А это в свою очередь приводит к ответным действиям в тех регионах страны, в которых позиции сторонников Каддафи еще достаточно прочны. Арест и неадекватное осуждение двух россиян и еще 22-х граждан бывшего СССР прозрачно демонстрирует подлинную мотивацию нынешних ливийских властей, а также демонстрирует, кто на самом деле руководит Ливией в настоящее время. Дело в том, что это осуждение последовало практически сразу после визита в Триполи замгоссекретаря США Майкла Поснера. А опыт недавней истории показывает, что все самые негативные события случаются после визитов ответственных работников госдепа. Исследователи полагают, что подлинной мотивацией Запада в его действиях по свержению полковника Каддафи были многомиллиардные активы лидера Ливии в западных банках. Из более чем 200-миллиардов долларов народу Ливии досталось едва ли 2% от этой колоссальной суммы.
Сторонники этой точки зрения полагают, что в отношении Б.Асада этот фактор играет едва ли не решающую роль. Здесь, однако, необходимо учитывать многие элементы проблемы. Это и ключевое геополитическое положение Сирии, ее близость к тлеющему ближневосточному конфликту и даже опосредованное участие в нем (поддержка организации "Хезболлах" и Палестинского движения сопротивления), союзнические отношения с Ираном и противостояние с Саудовской Аравией и Катаром.
Далеко не последнюю роль в сирийской проблематике играет то, что семейство Асадов долгие годы было близко и бывшему СССР, и нынешней России. Именно стремление Запада свести к минимуму влияние Москвы в регионе толкает западные столицы на действия, ведущие к обострению положения, несмотря на очевидные негативные последствия. Ясно также и то, что именно позиция России лишает Запад возможности действовать в Сирии по "ливийскому" сценарию.

Не допустить развала

Совместная пресс-конференция, состоявшаяся 13 июня, по итогам переговоров между министрами иностранных дел РФ С.Лаврова и Ирана А.Сомехи четко обозначила точку зрения руководства России по сирийской проблеме, а именно то, что, по словам С.В.Лаврова, "наша позиция заключается не в поддержке Б.Асада или кого-то персонально в том или ином конфликте, в том числе применительно к ситуации в Сирии. Она базируется на глубокой озабоченности судьбой сирийского народа и сирийского государства, стремлением не допустить развала сирийского государства, которое основано на довольно сложной межэтнической и межконфессиональной конструкции, а также того, чтобы регион пострадал от событий в Сирии. А регион неизбежно пострадает в случае, если сработает сценарий, который некоторые хотят претворить в жизнь по т.н. "ливийской модели".
Сергей Лавров на этой конференции еще раз подчеркнул, что Россия не поставляет ни в Сирию, ни куда-либо еще оборудование, которое используется для борьбы с мирными демонстрантами, в отличие от тех же США, которые регулярно направляют в страны регионов такие спецсредства. Недавно была осуществлена такая поставка в одну из стран Персидского залива. "Только почему-то американцы считают это в порядке вещей. Мы такие средства не поставляем, а поставляем только то, что требуется Сирии в случае вооруженного нападения на нее извне. И думаю, что это отвечает суверенному праву Сирии", - сказал руководитель МИД РФ.

Турецкий гамбит

Через территорию Сирии Турция хочет также влиять на политику и экономику на всем Среднем Востоке, Турция видит в Сирии удачный объект для своих эксплуататорских устремлений. Кризис аннулировал экономические возможности Турции и это одна из причин настойчивости Турции, которая стремится вмешаться в военный конфликт. Она хочет одновременно не дать курдам Юго-Западного Курдистана упрочить свои позиции в период прекращения огня, и желает восполнить свои экономические потери. Именно поэтому Турция ведет политику эскалации сирийского кризиса. Она считает, что при таком развитии событий потребность в ее активности возрастет. Турция рассчитывает на то, что в таком случае она усилит свое экономическое и политическое влияние в Сирии. Но очень трудно сформировать буферную зону путем экстренного военного вмешательства. Одно лишь стремление создать в Курдистане буферную зону затянет Турцию в болото. Турция стремится сформировать в Сирии близкий для себя режим для того, чтобы не дать курдскому народу добиться его прав.
Напомним также, что 8 июня в Трабзоне МИД Турции, Азербайджана и Грузии подписали декларацию, где выразив поддержку друг другу в устремлениях интеграции в европейские и евроатлантические структуры, в то же время признали неприкосновенность права государств на выбор своей судьбы.
Министры подчеркнули "важность скорейшего урегулирования Карабахского, Абхазского и Юго-осетинского конфликтов на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости международно-признанных границ Азербайджана и Грузии".
Они также подтвердили свою приверженность укреплению сотрудничества и координации в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом во всех их формах и проявлениях, транснациональной организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков и оружия и торговли людьми.
В декларации выражена также поддержка вопросам сотрудничества в экономической, торговой, транспортной и энергетических сферах, и, в частности, проекту железной дороги Баку-Тбилиси-Карс как части "Железнодорожного шелкового пути 21 века". Этот же маршрут может сыграть важную роль в транзите грузов в Афганистан.
Стороны полны решимости развивать сотрудничество и в области строительства энергетических трубопроводов, и в частности в контексте реализации Южного газового коридора.

Компромисс возможен

А между тем, 19 июня глава Миссии наблюдателей ООН в Сирии генерал Р.Муд выступил перед членами Совета Безопасности ООН. Он сообщил, что наблюдатели ООН были вынуждены приостановить выполнение своих задач. Тем не менее Миссия не сворачивает свою деятельность. Ее мандат завершается 20 июля, и Совету Безопасности еще предстоит решить вопрос о ее дальнейшей судьбе.
Р.Муд подчеркнул, что план К.Аннана остается главным и единственным инструментом разрешения сирийского кризиса. Для возобновления деятельности Миссии необходимы снижение масштабов насилия и заверения от властей и оппозиции о готовности обеспечить свободу передвижения и безопасность наблюдателей. По его словам, правительство Сирии такие гарантии предоставило, а оппозиция - нет.
В настоящее время ситуация в Сирии продолжает накаляться. На этой неделе МИД Сирии распространил заявление, в котором подтверждается готовность властей без предварительных условий содействовать эвакуации гражданского населения из районов, находящихся под контролем боевиков. Отмечается, что правительство в течение последнего времени прилагало всевозможные усилия для осуществления данной задачи, в том числе с привлечением международных наблюдателей ООН. Однако вооруженные террористические группировки продолжают препятствовать этому, руководствуясь собственными прагматичными интересами и используя жителей в качестве живого щита.
И все же хочется надеяться, что политического и дипломатического влияния России хватит, чтобы в любом случае остановить войну. Политики окажутся способными на компромиссы. А Сирия, обладающая богатым этническим и религиозным составом общества, станет страной, признавшей это разнообразие. Один из пазлов которого состоит из сирийских осетин. И она как демократическая страна сможет влить новые силы в процесс демократизации Среднего Востока. Тем более что компромисс возможен и без войны. Варианты договоренности существуют - нужно только захотеть рассматривать их серьезно, задумываясь о судьбе каждого человека.

Залина ЦХОВРЕБОВА

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest