Мировые медиа: вызовы XXI века

ср, 11/07/2012 - 09:02
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Более 300 руководителей средств массовой информации из 103 стран собрал на прошлой неделе в Москве по инициативе ИТАР-ТАСС Всемирный медиа-саммит. На нём присутствовали представители таких крупнейших информационных агентств, теле- и радиоканалов, как Ассошиэйтед пресс, Би-би-си, Рейтер, Эн-би-си, "Аль-Джазира", Киодо, Синьхуа, МЕНА. Среди гостей ― руководители девяти международных организаций, в том числе ЮНЕСКО, а также делегация Европарламента. За круглым столом в конференц-зале Всемирного торгового центра ИТАР-ТАСС собрал "рыцарей пера", предоставив равные права представителям всех стран и различных СМИ независимо от того, представляли они малые или большие державы, небольшие или крупные СМИ. Впервые журналистам из Южной Осетии была предоставлена такая высокая трибуна.

Первый Всемирный медиа-саммит, прошедший в 2009 году в Пекине, сформулировал в качестве своей главной цели содействие развитию всемирной медиа-индустрии, продвижение в мировой медиа-среде идей социальной и профессиональной ответственности. Главной темой второго Всемирного саммита стало обсуждение острых проблем глобального медиа- пространства, новые информационные вызовы, векторы трансформации современных средств массовой информации, финансовые и другие аспекты деятельности мировых медиа. Саммит прошёл под девизом "Мировые медиа: вызовы XXI века".
В приветственном обращении к лидерам мирового информационного сообщесва на Всемирном медиа-саммите президент России Владимир Путин отметил, что форум ― влиятельная общественная трибуна, где обсуждаются актуальные и острые проблемы современности, в решении которых солидарная позиция средств массовой информации способна и должна сыграть значимую, поистине уникальную роль. "Именно информационные ресурсы во всём их многообразии ― от газет и телеканалов до электронных СМИ и Интернета ― во многом определяют сегодняшний и завтрашний день в мировой политике и экономике, во всех сферах жизни. Такая роль требует высокой профессиональной, гражданской и нравственной ответственности", ― прозвучало в обращении президента РФ.
За обеспечение независимости работы СМИ высказался премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
"Важно, чтобы газеты, теле- и радиоканалы, сетевые ресурсы могли работать независимо, на благо общества, объективно рассказывать о событиях, отражать весь спектр мнений и позиций, способствовать сохранению культурного многообразия и продвижению гуманистических ценностей", ― говорится в приветствии премьер-министра.
Обращаясь к участникам Всемирного медиа-саммита, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что мы живем во время больших перемен в том, как люди производят и получают информацию. Роль журналистов меняется. "Вы собрались в Москве, чтобы обсудить возникающие проблемы и неотложные озабоченности.
Изменения в мире СМИ открывают целый мир возможностей. Но мы также видим встающие угрозы свободе прессы и профессионалам, работающим в этой сфере.
За последние десять лет более 500 ваших коллег лишились жизни. Шестьдесят шесть были убиты только в этом году. Нет числа тем, кто подвергался аресту, сталкивался с угрозами или был вынужден замолчать из-за запугивания или цензуры.
Журналисты встречаются с опасностью не только в зонах конфликта, но и когда готовят материалы о правительственных органах, полиции, бизнес-структурах или наркокартелях и торговцах оружием.
Все это ужасно. Правительства должны делать всё возможное, чтобы защищать журналистов, бороться с безнаказанностью и добиваться справедливости. Такова цель Плана действий ООН ради безопасности журналистов. Резолюция №1738 Совета Безопасности ООН тоже призывает к действиям.
Свобода высказывания ― основополагающее право человека и одно из главных обязательств ООН. Свободные СМИ чрезвычайно важны для подлинной демократии и устойчивого развития.
Французский журналист заинтересовался ситуацией в РЮО.
Живя в нынешнее время перемен, давайте останемся верными тому непреложному принципу, что свободные СМИ должны процветать", ― сказал генеральный секретарь ООН.
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин призвал выработать общие международные правила, по которым могли бы строиться взаимоотношения СМИ и государства. По его мнению, государство просто обязано быть не только прозрачным и понятным, но и занимать активную позицию при построении взаимоотношений с медиасообществом. При этом одна из функций любого государства ― обеспечение безопасности граждан, в том числе информационной, ― отметил спикер Госдумы.
На фоне развития электронных СМИ журналисты должны уделять больше внимания достоверности информации, считает глава Рейтер Медиа Сьюзан Тейлор. "Я думаю, что это определённый вызов для всей нашей отрасли, для крупных информагентств, таких как Рейтер. Мы должны действительно задуматься о том, какова наша роль, что нужно нашим читателям", ― подчеркнула она.
Необходимо добиться взаимной ответственности власти и средств массовой информации. К такому общему выводу пришли участники круглого стола, в центре внимания которого были вопросы этики и границы дозволенного в журналистской профессии. Эта сессия вызвала особый интерес участников форума: модератор дискуссии президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко признался, что не ожидал такого искреннего внимания к заявленной теме.
Тезис о необходимости соблюдения профессиональной этики звучал во всех выступлениях во время пленарного заседания форума, и не удивительно, что на тематическом секционном заседании "Журналистская этика в меняющемся мире: границы дозволенного и права журналиста" она получила дальнейшее развитие.
"Журналисты оказывают влияние на жизнь общества, зачастую не неся никакой ответственности", ― констатировал Лысенко, открывая дискуссию.
С ним согласился главный редактор казахстанской газеты "Кустанайские новости" Сергей Харченко, отметивший, что этика ― самая сложная тема для журналиста. По его мнению, ключ к решению этой проблемы ― "в ответственности и профессионализме в освещении всех событий". "Чем выше профессиональный уровень редактора или журналиста, тем меньше он допускает оплошностей и меньше подвергается критике за нарушение этических норм", ― напомнил эксперт, оговорившись, что "критики сегодня никто не боится".
Мне как редактору газеты "Южная Осетия", представителю признанной Россией страны, была предоставлена уникальная возможность рассказать о том, что волнует не только журналистов Южной Осетии, но и всех наших сограждан. На пленарном заседании, посвящённом информационным вызовам XXI века и роли мировых СМИ в условиях конфронтации и революций, я говорила об общих тенденциях СМИ, которые можно охарактеризовать следующим образом:
Во всем мире наблюдается освещение событий с точки зрения официальных структур власти в ущерб объективности и беспристрастности. Причём, эта тенденция имеет место не только в странах, которые идентифицированы международными правозащитными организациями как "несвободные", но и в тех государствах, где, по мнению тех же организаций, с правами и свободами всё в полном порядке. Эта тенденция ведёт к тому, что у официальных структур формируется искаженное представление о ситуации, объекте, процессе и, как следствие, к выработке и принятию неоптимальных, а порой и деструктивных решений. Конформизм СМИ в данном случае также не идёт им на пользу, поскольку дискредитирует их, вызывает сомнения в профессионализме и непредвзятости. Это ведёт к падению рейтинга СМИ и, в конечном счёте, к моральным и материальным потерям.
В конфликтных ситуациях, которыми до предела загружена сегодняшняя повседневность, противоборствующие стороны, как правило, используют информационные ресурсы в качестве одного из важнейших факторов в конфликте в максимальном объёме. Освещение ситуации в данном случае подаётся сторонами в выгодном для себя ракурсе, стремясь обосновать и превознести свои действия над поступками оппонента и, более того, демонизировать имидж последнего, создать максимально отталкивающий "образ врага". Очевидно, что это также не отвечает требованиям объективности.
Стремительно развиваются электронные СМИ, особенно онлайн-издания, расширяются социальные сети. Эта тенденция логически приводит к сокращению диапазона традиционных печатных изданий, телевидения, радио. Соответственно, налицо отток пользователей информации в сегмент сетей, представляющих широким массам пользователей интернета больше возможностей для самовыражения, опубликования собственной точки зрения. Ясно, что традиционные СМИ для выживания будут осваивать этот сегмент, и те, кто не осознает этой необходимости, подвергают себя новым рискам.
В сферу СМИ всё активней вторгаются крупные корпорации, отчетливо осознающие фактор информации как мощного ресурса своей основной деятельности. Это ведёт к тому, что свобода слова в мире приобретает чисто декларативный характер, имеющий с действительностью весьма отдалённое сходство. Очевидно, что для реализации конституционных прав граждан на объективную и достоверную информацию правительствам необходимо предпринять установленные законом меры по ограничению и даже ликвидации влияния корпораций на крупные СМИ.
Наглядно это можно увидеть, анализируя освещение хода Пятидневной войны в августе 2008 года мировыми СМИ.
С 08.08.08 прошло уже почти 4 года, а её последствия и уроки продолжают оставаться в центре внимания мировых СМИ и политиков ― споры о сути и последствиях этой одной из самых жестоких и опасных по своим последствиям войн в XXI веке по-прежнему на слуху.
Помимо чисто военных и политических аспектов Пятидневной войны информационная составляющая, как лакмусовая бумажка, чётко идентифицировала отношение к драматическим событиям августа 2008-го всех заинтересованных сторон, предельно откровенно продемонстрировала мотивацию конфликтующих лагерей. В том, что это были именно противоборствующие группы, а не диадическая модель конфликта, свидетельствует весьма любопытная книга Рональда Асмуса ― аналитика внешней политики и бывшего помощника госсекретаря США "Маленькая война, которая потрясла мир".
В ней этот сторонник расширения НАТО на восток информирует о том, что вице-президент США Дик Чейни призывал Соединённые Штаты вмешаться в конфликт и нанести удар по Рукскому тоннелю, с тем чтобы не допустить вмешательства России. Фактически это означало начало новой, третьей мировой войны. Д.Буш поинтересовался, хватит ли для выведения из строя тоннеля обычных вооружений. Только после того, как последовал ответ в том смысле, что тоннель можно вывести из строя лишь с помощью ядерной боеголовки, безумный совет Д.Чейни был отклонён.
Приведённый пример из книги одного из командиров внешней политики ведущей мировой державы, а также небывалый всплеск информационной атаки на события в Южной Осетии являются доказательствами того, что локальный конфликт, долгое время протекавший вокруг РЮО в разной степени напряжённости, на самом деле был средоточием мировой политики. Им он и остался после августа 2008-го, поскольку для многих процессов, явлений и политических коллизий именно эти пять дней стали точкой отсчета и в мировой геополитике, и в региональных взаимоотношениях.
Именно события того августа стали индикатором для СМИ всего мира и испытанием на предмет объективности, беспристрастности и человеческой порядочности конкретных журналистов. С сожалением приходится констатировать, что представители "свободных" СМИ Запада этот экзамен не выдержали.
Они полностью игнорировали то обстоятельство, что именно грузинская сторона была инициатором войны. Это доказала в своих выводах специальная комиссия ЕС под руководством Х.Тальявини, а также то, что на деле была предпринята попытка тотального уничтожения южной части осетинского этноса. Мотивация вышеуказанных органов достаточно прозрачна и понятна ― СМИ Запада сохраняют "честь мундира" в ущерб не только журналистской этике, но и элементарной человеческой порядочности. Впрочем, о последней, после плеяды Уолтера Кронкайта и Сэма Ричардсона (американские журналисты, прославившиеся своей честностью и принципиальностью. Репортажи У. Кронкайта вызвали бурю протестов в США против войны во Вьетнаме) вспоминать не приходится.
И дело здесь не только и не столько в СМИ Западной Европы и Америки ― мотивация их абсолютно предсказуема и даже не интересна ― конформизм Запада давно уже напоминает ангажированность пишущей братии времён Сталина и Гитлера. Изюминка ситуации в том, что большими католиками, нежели папа Римский, стали СМИ Восточной Европы. Потеряв патрона в 1991 году в лице СССР, новоявленная Европа стала лихорадочно искать себе нового сюзерена, коего обрела в лице Вашингтона, который, в свою очередь, обрёл благодарного ревностного денщика в лице поляков, эстонцев и других сателлитов, гораздо менее щепетильных, нежели представители Германии, Франции, которые хотя бы претендуют на объективность.
Практически не было на Западе ни одного издания, ни одного журналиста, который попытался бы объективно оценить и дать достоверное заключение по событиям августа 2008 года. Зато в нападках на Россию, чудовищных измышлениях борзописцев всех мастей, демонизации Москвы не упражнялся только ленивый. Журналисты Южной Осетии, в силу обстоятельств лишённые возможности привычной деятельности, тем не менее, получали информацию от своих коллег, суть которой сводилась к тому, что западные работники СМИ, демонстрируя миру кадры пылающего Цхинвала, утверждали, что это происходит в грузинском городе Гори, разбомблённом "русскими варварами". Образцом вопиющего нарушения журналистской этики стало ток-шоу американской телекомпании "Фоксньюс", в ходе которого ведущий всячески старался дезавуировать высказывания малолетней девочки ― осетинки Аманды Кокоевой, которая недвусмысленно свидетельствовала о чудовищных преступлениях грузинских фашистов и о миротворческой миссии России в конфликте.
Показателен пример офицера ОБСЕ Райана Гриста, попытавшегося быть объективным и заявившего о том, что именно грузинская сторона ― инициатор войны. После этих слов его понизили в должности и звании и фактически сослали в Афганистан. Его пример ― другим наука, суть которой состоит в том, что точно так же поступили бы не только с офицером, но и с работником СМИ.
Стоит ли после этого говорить о какой-то свободе слова и доступности к достоверной информации!?
Завершая своё выступление, мне было сложно скрыть волнение, я ещё раз отметила, что правда о войне 2008 года не была услышана мировыми СМИ, видимо, сторожевой пёс, защищающий демократию (так обычно образно называют себя журналисты Запада), видимо, уснул, когда убивали мирных жителей Цхинвала.
Весьма вероятно, что площадку для проведения следующего Всемирного саммита предоставит Бахрейн. Такое предложение поступило от министра по делам информации Бахрейна Самиры Раджаб. Окончательное решение по этому поводу будет принято в конце года.
Закрытие саммита получилось эмоциональным. Складывалось впечатление, что представителям мировых СМИ не хватило двух дней для общения по всем наболевшим вопросам, касающимся, например, выживания СМИ в условиях экономического кризиса, трансформации традиционных медиа в век Интернета, конкуренции с социальными сетями. Однако в ходе форума прозвучали важные предложения экспертов, которые могут стать основой для будущих решений.
За круглым столом в Москве ИТАР-ТАСС объединил руководителей СМИ разных "весовых категорий": в полемику вступали делегаты из крупнейших держав и из пока частично признанных стран: Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья. На саммите у нас появилась возможность лично упрекнуть мировых информационных гигантов в необъективном освещении событий, происходящих у нас на родине. Одновременно с этим саммит продемонстрировал, что журналисты всего мира едины в направлении многих своих действиях и в стремлении к чистоте профессии.
Организаторы выслушали немало благодарности в свой адрес: им выражали признательность за гостеприимство и конструктивную программу, представитель Судана без какой-либо иронии назвал саммит "фантастическим". И съехавшиеся со всего света журналисты не были бы профессионалами, если бы не использовали эту встречу по максимуму. Им удалось задать целый ряд волнующих вопросов о российской политике спикеру Госдумы Сергею Нарышкину и неформально переговорить с коллегами в кулуарах, любуясь видами российской столицы с борта теплохода.

Залина ЦХОВРЕБОВА

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest