Сепаратисты все стран, определяйтесь!

чт, 15/11/2012 - 19:43
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Завершающийся год отмечен всплеском националистических настроений по всему миру. Лидеры сепаратизма все те же. От Испании желают отколоться Каталония и Страна Басков. От Великобритании – Шотландия. От Канады – провинция Квебек. От Бельгии – Фландрия. А ведь есть еще Корсика во Франции, Южный Тироль в Италии, да мало ли... В этих проблемных территориях разговоры об отделении ведутся давно, кое-где проводились даже референдумы. Но пока властям удается избежать раскола. Импульс на отделение во многом дали уже получившие признание Косово, Южная Осетия и Абхазия.

Правда, все они независимость завоевали кровью, к тому же пока в ООН не приняты, то есть не являются членами большой семьи. Что же касается упомянутых регионов, они вряд ли будут добиваться самостоятельности военным путем, поскольку для них открыты возможности для политического решения вопроса. Помимо этого, сепаратистские настроения усиливаются в период экономических кризисов. Пытающиеся отделиться регионы считают, что они более развиты в экономическом плане, богаче соседей-метрополий и не желают за свой счет содержать «бедных родственников». Кроме того, существует неприязнь на генетическом уровне, исторические обиды, разность языков и культур. Поэтому в этих обществах число радикалов становится все больше, и недолог тот день, когда их станет достаточно, чтобы победить на плебисците.
Самые масштабные акции протеста прошли в Каталонии. Здесь на улицы вышло 1,5 млн. человек из 7,5 млн. всех проживающих (вот где настоящий «марш миллионов»). Это 16% населения страны, на которые приходится пятая часть всего ВВП Испании. Говорят здесь на каталонском языке, что делает бесспорным проживание здесь аланских племен. Развиты химическая и пищевая промышленность, энергетика и особо – туризм. Миллионы человек со всего мира ежегодно приезжают в Барселону, чтобы восхититься творениями Гауди или посетить музей местного футбольного клуба.
Уже состоялась встреча главы правительства Каталонии Артура Маса с премьером Испании Мариано Рахой, на которой Мадриду фактически был предъявлен ультиматум. Речь идет об уровне налоговых отчислений в госказну. Провинция отчисляет в госбюджет на 12-16 млрд. больше, чем получает обратно. Каталонцы не желают больше оставаться регионом-донором. Эксперты уже предупреждают, что угроза распада Испании, по крайней мере, на три части сильна как никогда. И если при Франко каталонцам не нравилась политика Мадрида, то сейчас на первый план вышла экономика. Впрочем, главные лозунги остаются неизменными – «Каталония – это не Испания» и «Каталония – новое государство Европы». К тому же бытует мнение, что испанцы каталонцев ненавидят и вот уже более 300 лет нещадно их угнетают и грабят. Барселона требует от Мадрида заключить соглашение о привилегированных экономических отношениях, предоставляющих Каталонии большую налоговую самостоятельность. В случае отказа, речь пойдет о проведении досрочных выборов, что фактически будет означать референдум по вопросу об отделении. При этом сам прецедент вызовет цепную реакцию, которая в конец развалит всю страну. В результате, как и ожидалось, Мадрид отказал в создании министерства финансов Каталонии. В ответ местный парламент проголосовал за проведение референдума об отделении от Испании. И даже указал дату – 23 ноября 2012 года.
Несколько другая ситуация в Басконии, регионе, который также считается экономически благополучным. Досрочные парламентские выборы вызвали здесь повышенное внимание. Как и ожидалось, победу на них праздновали вернувшиеся к власти националисты. Они набрали 60% голосов. При этом, Баскская националистическая партия (БНП) заняла в парламенте 27 мест из 75. Спрогнозировать дальнейшие действия победителей достаточно трудно, поскольку в партии есть как радикальное, так и умеренное крыло. Радикалы выступают за обретение Страной Басков независимости от Испании, умеренные – за участие в институтах государства. В результате данного дуализма БНП проводит гибкую политику, удовлетворяя интересы различных по политическим пристрастиям групп населения. Любопытно, что второе место на выборах заняла коалиция левых баскских патриотов, также выступающих за независимость Басконии.
Несколько слов о самих басках. Есть несколько вариантов их этногенеза. Еще во времена застоя 70-х – 80-х годов прошлого века ряд грузинских ученых выступил с сенсационным открытием. Было объявлено, что баски и грузины – ближайшие родственники. На этой волне проводились конференции, научные экспедиции, писались научные труды. Пыл грузинских академиков остудили сами же баски, которые заявили, что, если у них есть какая-то родня на Кавказе, то это могут быть только осетины.
Теперь «переселимся» в Бельгию. Здесь 14 октября состоялись выборы в местные органы власти, в том числе в таких частях страны как голландская Фландрия и французская Валлония. И если в Валлонии выборы прошли спокойно и предсказуемую победу одержали социалисты, то во Фландрии победили националисты из «Нового фламандского альянса», выступающие за максимальную независимость Фландрии. При этом лидер НФА Барт де Вевер, набравший почти 38% голосов в Антверпене, и намеренный занять пост бургомистра этого второго по значимости экономического центра Бельгии, провозгласил начало нового исторического этапа для Фландрии. «Нас слишком долго держали за дойных коров, и теперь этому придет конец. Мы больше не потерпим неадекватного экономического управления страной», – пообещал де Вевер своим сторонникам. Франкоязычные регионы страны являются дотационными, что вызывает недовольство фламандцев, убежденных в том, что они не обязаны содержать более бедных инородных соотечественников.
Отсиживаться националисты не собираются. Не успели завершиться выборы, как де Вевер отправился в Брюссель с требованием немедленно начать переговоры с правительством на предмет превращения Бельгии в конфедерацию. Лидер НФА уже побеждал на прежних выборах в 2010 году и по бельгийским законам должен был стать премьер-министром. Но тогда взгляды де Вевера показались слишком радикальными, и правительство страны разными ухищрениями было сформировано без НФА. Как бы то ни было, у националистов хороший плацдарм перед федеральными выборами 2014 года. Если НФА наберет на них свои 40%, то де Вевер автоматически становится премьером Бельгии. А он не перестает повторять, что скоро Бельгия исчезнет с карты Европы, а образовавшиеся на ее месте Фландрия и Валлония в качестве независимых государств войдут в Евросоюз.
На другом от Бельгии берегу Северного моря расположена другая проблемная территория – Великобритания, от которой хочет отколоться Шотландия. Здесь стартовала масштабная компания в подподдержку независимости. Компания проходит под лозунгом «Будущее Шотландии в руках самой Шотландии». Движение возглавила Шотландская национальная партия, лидером которой является Алекс Салмонд. Он считает, что Шотландия давно созрела для «свободного плавания». Здесь уже более 10 лет функционирует свой парламент. И если в области функционируют свои министерства, скажем, образования, здравоохранения, культуры, и автономия вполне способна действовать самостоятельно, то почему бы не расширить этот круг на все сферы.
Победа националистов в Шотландии уже приносит плоды. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и первый министр Шотландии Алекс Салмонд подписали документ о проведении голосования, результатом которого может стать прекращение 300-летнего главенства Англии над Шотландией. Документ предусматривает проведение референдума, на котором шотландцам надо будет ответить на вопрос, оставаться ли их краю в составе Соединенного Королевства или стать независимыми. Шотландцы сумели даже выторговать для себя дату референдума – осень 2014 года. Кроме того, в 2014 году в автономии пройдут Игры Содружества, а также масштабное празднование 700-летия разгрома шотландцами войск английского короля Эдуарда II. Эти два события шотландцы намерены использовать во всей полноте. И тогда земли севернее «Вала Адриана» (в строительстве и охране которого принимали участие аланские племена), с населением 5 млн. человек, будут независимыми.
Конечно, сепаратистам придется постараться и за оставшиеся два года убедить народ, что регион сможет существовать самостоятельно. Дело в том, что в отличие от Каталонии, Басконии и Фландрии, Шотландия не является экономическим лидером. Лондон ежегодно направляет в виде помощи автономии 30 млрд. фунтов стерлингов (видимо, поэтому там согласились на референдум в Шотландии). Но Эдинбург полагает, что сможет ликвидировать этот пробел за счет запасов нефти и газа на дне Северного моря. По вопросу референдума, кстати, стороны добились каждая для себя по одной уступке. Кэмерон настоял на том, чтобы шотландцы ответили на конкретный вопрос: «С Англией они или нет?», без всяко рода хитроумных вопросов с подоплекой, Салмонд же добился, что в референдуме смогут участвовать 16-летние. Среди них радикалов значительно больше. Теперь целостность государства будет зависеть не только от политиков, но и от простых граждан.
Теперь перенесемся за Атлантику. В начале сентября во франкоязычной канадской провинции Квебек прошли парламентские выборы, изменившие политическую конфигурацию в региональном парламенте. На смену Либеральной партии Квебека пришла националистическая Квебекская партия. В отличие от либералов сепаратисты своей ключевой политической идеей считают отделение провинции Квебек от Канады. Следует заметить, что в те редкие случаи, когда Квебекская партия находилась у власти, эта политическая сила дважды выносила вопрос о суверенитете провинции Квебек на референдум (1980 и 1995 годы). С высокой долей вероятности квебекские сепаратисты в краткосрочной перспективе проведут и третий плебисцит. Время проведения этого политического события будет зависеть от темпов ухудшения экономического положения в мире в целом и в Канаде в частности. Согласно социологическим исследованиям, вероятность поддержки жителями провинции Квебек отделения от федеральной Канады в настоящее время высока. К тому же этот регион в Канаде самый богатый, о чем постоянно напоминает лидер националистов Квебека Полин Моруа.
Решительный шаг к независимости сделал и парламент самого большого в мире, принадлежащего Дании, острова Гренландии. 6 октября островной парламент – Линдстинг – принял решение о разработке собственной Конституции. Сегодня Гренландия имеет статус расширенной автономии, а ее жители освобождены от налогов. В 1985 году остров даже вышел из ЕС – его власти не устроила политика одного ценообразования, а также квоты на экспорт рыбы и морепродуктов. Националистические настроения на острове начали распространяться примерно сорок лет назад. Местные жители – эскимосы-инуиты, составляющие 86% населения, отвоевывали все больше прав. Апогеем стало официальное переименование острова в Калааллит-Нунаат. Столица Готхоб стала именоваться по-инуитски – Нуук. Дрейф Гренландии к независимости может серьезно ударить по интересам не только Дании, но и США. Дело в том, что на острове – в Туле – расположен один из важнейших элементов американской системы ПВО – РЛС. По мнению военных экспертов три станции – в Туле, на Аляске и в Британии – в состоянии полностью отслеживать пуски ракет из потенциальных горячих точек на Ближнем Востоке. Гренландцы не в восторге от американского военного присутствия. Здесь помнят драму 1968 года, когда в Туле разбился В-52 с шестью водородными бомбами на борту. Результатом стало радиоактивное заражение огромной территории. Местные жители жаловались, что затем, на протяжении многих лет тут у животных рождались мутанты. Но за американцев можно особо не беспокоиться – они умеют убеждать, а гренландцы – народ сговорчивый. В крайнем случае, они постараются себя подороже продать. Другое дело Дания. Потеряв остров, она лишается статуса арктической державы. Кроме того, здесь обнаружены запасы графита, свинцово-цинковых и железных руд, минералов, богатых хромом, молибденом и ураном. Несколько лет назад начали добывать золото. Найдены алмазы, представляющие ювелирную ценность. Но главное богатство острова – нефть. Запасы оцениваются в 53 млрд. баррелей. Это столько же, сколько выкачали из Северного моря за 40 лет. «Даже если Гренландия примет свою конституцию, остров все равно еще много лет останется в зависимости от Дании – убежден профессор Копенгагенского университета Хенрик Банг. – Гренландцы не продержатся без датской помощи. Ведь для того, чтобы сбывать добытую на острове нефть, нужна Дания с ее международными связями».
…В данном обзоре приведен пример только нескольких стран, где идеи сепаратизма и национализма пустили глубокие корни. Но есть и другие территории, которые могут добиться независимости даже быстрее тех, о ком речь шла выше. Например, Палестинская автономия уже добилась в этом плане больших успехов. Это касается присутствия в ООН, пусть и в качестве наблюдателей. Палестина участвовала в Лондонской Олимпиаде, пусть в команде был всего один человек. На Корсике вам первым делом напомнят, что они никакие не французы и вообще «лягушатников» недолюбливают. Если бы не военное подавление, то от Китая давно бы откололась половинка территории. Нагорный Карабах неожиданно получил признание со стороны самого крупного Австралийского штата Новый Южный Уэльс, и, говорят, на очереди стоит Уругвай. По большому счету, из Европы пытались сделать одно государство. Но идея европейской унии с треском провалилась. Так что, мировое дробление продолжится. Как говорил Владимир Ленин: «Прежде чем объединяться, нам надо полностью размежеваться». Но это, как говорится, уже другая история.

Батрадз Харебов/газета "Республика"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest