Герои и предатели. Свет и тень истории

вт, 19/02/2013 - 12:05
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Как бы велика не была история наших легендарных предков, сколько бы героических и ярких страниц не содержала новейшая история нашей борьбы за независимость, есть в описании нашей истории закрытая тема, которую мы не любим поднимать. Это тема национального предательства. Между тем от замалчивания данного явления мы не изменим ни прошлое, ни настоящее. А только навредим будущему. Тем более, что фактически ни одна эпоха истории осетинского народа, к сожалению, не обходилась без предателей национальных интересов. И последнее «поклонение» в московской гостинице «Украина» лишь продолжила и, боюсь, не завершила «мартиролог» национального предательства.

Предатели были во все времена и у всех народов. У одних их было больше, у других меньше. В словах Иисуса Христа на тайной вечере сквозит горечь, когда он обращается к своим апостолам: «Один из вас сегодня предаст меня!». И это при том, что Христос каждого из них отбирал с особой тщательностью. Другой яркий пример – узнав о предательстве своего приемного сына, римский правитель Юлий Цезарь с горестью восклицает: «И ты, Брут?!»... Впрочем, предательство по отношению к отдельной личности не так страшно, как предательство в отношении своего народа. При этом такие факты являются спутниками исторических вех мировой истории. Для этого явления даже есть свой конкретный термин – коллаборационизм (франц. collaboration – «сотрудничество»). Данное понятие первоначально означало сотрудничество граждан Франции с немецкими властями (оккупантами) в период Второй мировой войны. Сегодня же в уголовном законодательстве подавляющего большинства стран мира факт коллаборационизма квалифицируется как преступление против своего государства, как государственная измена. А в положении мирового юридического права означает осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в его интересах и в ущерб своему государству.
Предательством национальных интересов усеяно и поле истории осетинского народа. Наверное, первым таким свидетельством, правда косвенным, является период татаро-монгольского нашествия. В древних хрониках есть упоминание о том, что 30 тысяч аланских всадников составили монгольскую гвардию в Китае. Факт казалось бы не указывающий на возможное предательство национальных интересов. Однако это только на первый взгляд… Во время монгольского нашествия, а оно было в несколько этапов, Алания не была единым государством. После поражения в 1222 году аланских войск во время первого вторжения монгольского военачальника Субедея, страна фактически стала распадаться. И уже ко времени похода Батыя на Кавказ Алания представляла конгломерат отдельных областей. При этом часть аланских князей, увидев силу монголов, посчитала возможным пойти на контакты с сильным противником. Только тем, что отдельные области Алании не подверглись прямому вооруженному вторжению, можно объяснить тот факт, что среди аланского населения набралось 30 тысяч всадников. По другому невозможно представить, как после поражения на поле битвы в стране, которая была оккупирована и обескровлена, смогло найтись такое количество конных воинов. Обратите внимание, не пехотинцев, не лучников, а именно всадников при полном вооружении. Ведь гвардию монголов составляли только отборные по вооружению и человеческому материалу воины.
Все это значит, что отдельные аланские владетели спокойно пережили нашествие. Правда, они не учли, что монголы вводили свою систему управления без внимания на прежние услуги. После уже и аланские князья-коллаборационисты, оказавшиеся под непосильной денежной и военной повинностью монгол, стали поднимать мятежи и восстания. Но было поздно! И теперь уже им пришлось испытать участь своих соплеменников, которые с самого начала не пожелали склонить головы перед захватчиками.
Предательство национальных интересов не было исключением и в более позднюю эпоху. На севере Осетии это сотрудничество с кабардинскими князьями, когда осетинские алдары участвовали в разорении отдельных ущелий. На юге осетинские «приспешники» нередко оказывали услуги грузинским князьям в деле покорения свободных жителей горских обществ. В народных преданиях сохранилось упоминание о том, что в 1830 году именно жители одного из осетинских сел помогали царским войскам и грузинской милиции во время военной экспедиции в Чеселтгом. Легенды даже сохранили вербальное свидетельство существования одного из таких коллаборационистов. Руководитель сопротивления Бега Кочиев и его дружина укрылись в каменной башне в селе Кола. Царские войска долго и безуспешно пытались взять укрепление штурмом. Была применена даже артиллерия. Однако ядра отскакивали от стен башни, и взрывались в рядах штурмующих. Тогда было принято решение поджечь башню. Сперва загорелось деревянное перекрытие крыши. Именно в этот момент один из осетин, находившихся в рядах противника, закричал, призывая Бега: «Бега, шапка твоя горит!». Таким образом, он иносказательно давал понять, что загорелась крыша боевой башни. Понятно, что этот осетин был в рядах царских гренадеров и грузинских князей не в качестве туриста. Ну а то, что в последний момент у него проснулась совесть, это его не прощает.
В период нашествия грузинских меньшевиков в начале прошлого века также были факты пособничества врагам. Именно тогда и получило известность имя Артема Лохова, ставшего сегодня символом предательства национальных интересов. Этот человек, бывший ранее служащим жандармской стражи, стал наиболее последовательным пособником меньшевиков во время геноцида осетин 1920 года. Более того, лично принимал участие в расстреле жителей Цхинвала во время грузинской оккупации. И, к сожалению, в этом деле он был не одинок. Материалы расследования событий геноцида осетин 1920 года сохранили еще десяток имен, пособников наших врагов: Ражден Чочиев, Ираклий Кокоев, Кола Пилиев, Сергей Санакоев, Иван Тегкаев, Васо Тедеев, Серго Кумаритов, Гаврил Джиоев, Шакро Сокуров, Давид Евлоев, Андро Нарикаев, Мелко Пилиев, Гиго Габеев, Павел Мамиев, Григорий Багаев. Причем, если эти люди обвинялись в простом сотрудничестве с меньшевиками, то двое – Владимир Газзаев и Петр Маргиев – в «злостном предательстве» (См. книгу В.Дзидзоева, К.Дзугаева «Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений. Цхинвал, 2007 год).
Впрочем, предательство национальных интересов было связано не только с вооруженным сотрудничеством. Как мож-но назвать преследование национальной интеллигенции, содействие переводу осетинской письменности на грузинскую графику, изживание всего национального из быта и культуры? Именно этим отличился в 40-х годах этнический осетин Владимир Цховребашвили (Цховребов), посаженный властями Грузии на управление Юго-Осетинской автономной областью. А помните страшные солженицынские строки о том периоде: «Центр обязал чекистов Осетии арестовать и уничтожить 500 буржуазных националистов. Тут же из Осетии поступило заявление: 500 для нас мало – добавьте еще 250»… Многие тогда «купались» в осетинской крови. (Об этом времени в своей книге-воспоминаниях «Белые облака на черном небосклоне» рассказывает Владимир Ванеев – вы ее можете найти на сайте нашей газеты).
Немало неприятных фактов принесло и новейшее время. В начале 90-х высвечено имя Валерия Газзаева. Начав, как лидер национально-освободительного движения, он через определенное время (по его словам, был еще и вынужденный вояж из Осетии в Россию, а затем в Грузию) принимает из рук грузинских властей пост… руководителя городского отдела милиции города Цхинвал. И это тогда, когда жертвы неофашистов стали исчисляться уже десятками. Спустя несколько лет его лавры достались другому коллаборационисту Дмитрию Санакоеву и его команде, заседавшей в селении Курта. Дмитрию Санакоеву, казалось близкому товарищу незабвенного патриота Осетии Валерия Хубулова… Многое порой, действительно, не поддается объяснению.
Теперь же вот отметилась группа представителей Московской осетинской общины (МОО) – неоколлаборационисты решила облобызать руку идеолога грузинского фашизма католикосу Илье II и высказать от имени осетинского народа (!) свою признательность. А когда юго-осетинская общественность, политические силы страны, в частности Парламент РЮО, соответствующе отреагировал, руководству МОО это, видите ли, не понравилось. Интересно, они никогда не задумывались диаспорой какого народа являются? Или руководитель этого «постыдства» А.Торчинов никогда не различал грань между политикой и гинекологией? И почему до сих пор не отозвана обратно заслуженность этого человека? Свое отношение к подобному «братанию» выразила и наша газета в предыдущем номере.
Наравне с именем Торчинова, если не более, муссировалась и фамилия Гочи Дзасохашвили (Дзасохова). Его встречу с патриархом Грузии Ильей II некоторые объяснили чисто коммерческим интересом, мол, ему надо вернуть свой многомиллионный бизнес, отнятый у него в Грузии командой Саакашвили. Сам он среди объяснений называл желание «через грузинского экзарха добиться освобождения осетин из грузинских тюрем». Если подобные предложения принимать на веру, то Дмитрий Санакоев и его компания вообще должны будут считаться национальными героями. Так Д.Санакоев и его пропагандистский рупор Вова Санакоев вообще утверждают, что именно благодаря их «внедрению» в Грузию было предотвращено вторжение грузинских войск в РЮО в 2006 году. И именно благодаря их усилиям были освобождены все осетинские заключенные, которые были переданы в РЮО с 2006 года. Возможно, что в последнем случае и были отдельные факты. Но и полицаи, которые вместе с гитлеровцами расстреливали мирных жителей, тоже иногда спасали от смерти своих знакомых и родственников. И от этого они не переставали оставаться предателями своего народа. Впрочем, большинство пособников фашистов получили по заслугам. Однако в истории осетинского народа наказания за свое предательство понесли единицы. Тот же Артем Лохов был растерзан матерями и женами замученных им людей. Несколько меньшевистских прихвостней были осуждены. В советский период «лизоблюды» и вовсе спокойно дожили свои дни. В настоящее время многие также избежали кары а некоторые, говорят, даже разгуливают среди нас. А ведь именно безнаказанность и порождает новые преступления. Наверное, поэтому с такой легкостью пошла на прямое сотрудничество со спецслужбами Грузии новая поросль национальных предателей. За последние годы за государственную измену были осуждены ряд граждан РЮО. Самое громкое имя – Э.Гобозов, начальник отдела службы войск и безопасности ВС Минобороны РЮО.
Однако крупная и «раскрывшая» себя рыба все еще на свободе. Сегодня в Тбилиси обретается «председатель Куртинского сельсовета» Д.Санакоев. Идеолог осетинского неоколлаборационизма Вова Санакоев преспокойно живет во Владикавказе. Громогласно объявив себя агентом ФСБ, внедренного для подрыва милитаристских устремлений Грузии в Южной Осетии он, тем не менее, регулярно наведывается в Тбилиси. Наверное, теперь уже как агент МГБ Грузии в России. Наверняка есть еще персоны, которые временно, после августа, ушли на дно…
У осетинского писателя Михаила Булкаты есть исторический роман: «Да будут светлы твои предки…». В нем автор описывает эпоху борьбы нашего народа с монголами. В романе есть много ярких эпизодов, один из которых даже показателен. Это когда общественный сход приговаривает к смерти соплеменника, выдавшего врагу тайные тропы. В итоге изменник был сброшен со скалы, которая называлась «Собачья скала». Как говорится, собаке – собачья смерть! Не больше – не меньше…
Предатели национальных интересов, безусловно, болезненное, черное и нестирающееся пятно на нашей истории. Для нашего малочисленного народа даже парочка подобных соплеменников уже катастрофа. Но героев, конечно же, всегда было больше. У народа с такой «воинственной» историей по другому и быть не может. И Осетия в новое время всегда выживала, зачастую вопреки, именно благодаря своим славным сыновьям, своим героям. Так было в 20-х годах, так было в начале 90-х, так было и в августе 2008-го. Именно их имена мы не имеем права предать забвению. А вот для предателей своя Собачья скала всегда найдется…

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest