Серьезный разговор за год до парламентских выборов с участием политических партий

пт, 08/03/2013 - 15:12
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В мае 2014 года истекает срок полномочий действующего Парламента РЮО. Таким образом, чуть более года остается для проведения очередного плебисцита на территории нашего государства, однако уже сейчас довольно ощутимо веяние приближающейся схватки за депутатские мандаты. Уже в конце марта ожидается проведение Круглого стола среди политических партий и движений Республики, на котором сообща планируется рассмотреть вопросы некоторых аспектов выборного законодательства и возможных изменениях в избирательной системе. С рядом вопросов в преддверии планируемого диалога мы обратились к инициатору данного круглого стола, известному политологу, председателю социалистической партии «Фыдыбаста» Вячеславу Гобозову.

– Вячеслав Федорович, уже сейчас широко обсуждается возможность проведения выборов по новой модели – мажоритарно-пропорциональной системе. Однако до сих пор соответствующие поправки официально не приняты. В таком случае насколько мы готовы к проведению выборов по предлагаемой системе?

– Времени до предстоящих выборов пока достаточно, но уже сейчас надо задуматься над всеми вопросами грядущей избирательной кампании. Вроде бы есть принципиальное решение о том, что выборы будут проходить по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, однако до сих пор нет ответа на многие вопросы. К примеру, какое соотношение депутатских мест будет в новом Парламенте, сколько будет «мажоритариев», а сколько депутатов, избранных по пропорциональной системе? Есть еще немало подобных вопросов, на которые нет ответа на сегодняшний день. Безусловно, не хотелось бы, чтобы опять, как и в предыдущие годы, все эти вопросы решались второпях, когда прямо накануне выборов начинали придумывать, менять законы, поскольку, как показывает практика, ни к чему хорошему это, как правило, не приводило. С этими вопросами определяться надо уже сейчас, а не за несколько месяцев до выборов. Причем это именно те вопросы, которые власти должны решать с участием представителей политических партий, юристов конституционного суда, специалистов иного рода, разбирающихся во всех нюансах выборов. Вопросы по выборному законодательству должны решаться основательно. Негативная тенденция, когда у нас ни одни выборы, ни одна избирательная кампания в республике за все последние годы не проходила без серьезных эксцессов, стала традицией. На каждую избирательную кампанию у нас принимался фактически новый закон.

– Какая из названных моделей избирательного законодательства, на Ваш взгляд, может считаться оптимальной с учетом местных особенностей?

– Для нас, как многие вполне обоснованно считают, действительно самой оптимальной и адекватной является смешанная, мажоритарно-пропорциональная система. К тому же, как записано у нас в Конституции, человек имеет право избирать и быть избранным, т. е. имеет право на выдвижение. Пропорциональная система это право несколько ограничивает, поскольку если человека не выдвигает партия, он уже не имеет возможности быть избранным. С другой стороны, когда говорят о переходе на смешанную систему выборов в Парламент, почему-то все забывают о возможностях и пропорциональной, и мажоритарной системы. А их несколько. Мы в Южной Осетии почему то уперлись именно не в самые лучшие ее виды и используем их практически на протяжении всей своей новейшей истории. Убежден, что в наших условиях одномандатная мажоритарная система является далеко не оптимальной по целому ряду причин. К тому же подобная модель выборов не разу не позволила нам избрать, скажем так, «качественный» Парламент. Республика сама по себе небольшая, поэтому одномандатные округа тоже соответственно получаются небольшими. И в этой ситуации выборы очень часто идут не по принципу «профпригодности» кандидата, а по иным принципам, где имеет место и возможный подкуп избирателей (чего греха таить, мы уже проходили ситуации, когда населению раздавались продукты питания: мука, сахар или закалывали теленка, накрывали стол в каком-нибудь районе). Чтобы ослабить этот фактор, для нас было бы намного правильнее сделать большие многомандатные округа. Т.е., если одному району выделено два депутатских мандата в Парламенте, то не делить его территориально на два округа, а сделать один двухмандатный избирательный округ. И те два кандидата, которые наберут наибольшее количество голосов в данном районе будут представлять его в новом Парламенте. Эта система намного справедливее, значительно уменьшит возможности разных вариаций, поскольку купить голоса избирателей целого района гораздо сложнее, чем это сделать в двух-трех селах, да и во всем мире от одномандатной «мажоритарки» уже отказываются. И это вполне оправдано. Когда идет голосование в одном большом округе, целом районе, так называемые «черные» технологии гораздо более трудно реализуемы.

То же самое применимо и в отношении города. Не надо делить столицу на большое количество округов. Гораздо приемлемее поделить город на, скажем, четыре или шесть округа и здесь тоже провести выборные процедуры по предложенному выше принципу. Да и ЦИКу так будет легче отслеживать ситуацию.

И еще один момент. На мой взгляд, необходимо отказаться от избирательных участков в селении Рук или в Северной Осетии по той причине, что именно к этим участкам всегда бывает больше всего претензий. В конце-концов, ни Северная Осетия, ни тем более Рук не находятся так далеко от Цхинвала, и если кто-то действительно переживает за будущее Осетии и им движут только патриотические чувства, то он не задумываясь может посвятить своей Родине лишних три-четыре часа, тем более, что выборы приходятся на выходные дни.

Если выборная система будет меняться, то изменения должны коснуться и пропорциональной системы. Не должно быть исключительно единых списков кандидатов от каждой партии… И для города, и для районов должны быть отдельные списки кандидатов от партий. Это гораздо справедливее по отношению к тем, кто за эти списки голосует.

– Вопросы вызывает и количество депутатских мест в Парламенте на предмет возможного увеличения количества мандатов в нашем законодательном органе.

– Действительно, 35 человек в Парламенте – это не тот численный состав законодательного органа независимого государства, который способен работать вообще. Есть определенный минимум и думаю, самый оптимальный для нас вариант, это не менее 51 человека. Парламент первого созыва РЮО был представлен 70 депутатами и это был самый лучший и работоспособный Парламент за всю историю РЮО. Кроме того, мы должны добиться, чтобы наш Парламент работал на профессиональной основе, только в таком случае мы сможем добиться его продуктивной работоспособности… Об этих и других вопросах мы и намереваемся поговорить за Круглым столом с руководителями всех политических партий и движений страны.

Р. Габараева/газета "Республика"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest