Возможно ли открытие гагаузского фронта? Или грузинский синдром молдавского государства

вс, 21/07/2013 - 14:36
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В предыдущем нашем обзоре мы коснулись темы приднестровско-молдавского конфликта, который вновь набирает опасные обороты. Обстановка на Днестре меняется в сторону обострения. Так это и произошло.

На днях в Бухаресте обсуждая ее, любезностями обменялись секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев и президент Румынии Троян Бэсеску. Суть диалога – если румыны позволят разместить на своей территории элементы американских ПРО, то Россия может разместить в Приднестровье военную базу с элементами российских ПРО. (так называемый «адекватный ответ»). Обстановка накаляется. Любопытный момент: румынский президент понизил молдавский суверенитет от равноправной составляющей, до «автономии над территорией». Так что молдавским евроинтеграцистам следует особо не раскатывать губы. Подобное румынское решение сразу нашло отклик в молдавском парламенте, где мнения разделились. Не все уже хотят огульно придерживаться «генеральной линии».
На фоне всех указанных проблем, у Молдовы на юге проявилась еще одна – с новой силой вспыхнул застарелый конфликт с гагаузами, который Кишинев, по сути, сам же и «разморозил».
Напомним, что, после развала Союза, гагаузы, оказавшись в новых реалиях, решили самоопределиться и провозгласили республику. К слову, сделали это раньше Приднестровья и впоследствии одними из первых признали суверенитет нашей Республики. Однако возникший тогда конфликт с молдаванами, последним всеми правдами и неправдами удалось загасить. Но, как оказалось, до времени. Сейчас, когда приднестрово-молдавское противостояние может дойти до крайней точки, гагаузы напомнили о себе, создавая угрозу открытия второго фронта. Насколько действия в тандеме продуктивны и опасны для противника, можно проследить на примере Грузии. При всем своем сумасбродстве Тбилиси никогда не пытался одновременно воевать сразу и с Южной Осетией, и с Абхазией.
Но прежде чем поговорить о гагаузском синдроме для Молдовы – освежим память, кто такие гагаузы и что такое Гагаузия. Гагаузы – тюркоязычный православный народ. Другими православными в тюркском мире считаются чуваши, якуты, долгане, хакасы, крашены и нагайбаки. Есть три версии этногенеза гагаузов: это христианизированные потомки кочевых тюркских этносов среднего Причерноморья: огузов, торков, печенегов и половцев; это отуреченные болгары, ушедшие с Балкан под натиском турок-османов; и это турки, переселившиеся из Малой Азии, постепенно утратившие связь со своей родиной и со временем крещенные под влиянием нового окружения.
Согласно письменным источникам, первое государство гагаузов возникло в XIII веке на территории ныне румынской Добруджи. Под ударами турок-османов значительная часть их, из-за веры, бежала за Дунай и поселилась в Буджаке, который в 1812 году перешел от Османской империи к Российской. С тех пор судьба гагаузов тесно связана с Россией. До 1918 года Буджак был частью Бессарабской губернии. В революционные годы гагаузы даже провозгласили Комратскую республику, но просуществовала она всего пять дней. Затем Бессарабию захватили румыны, Буджак пережил румынскую оккупацию. На всем протяжении ХХ века гагаузы сталкивались с негативным отношением румын и молдаван не только в возможности национальной автономии, но и к фактам присутствия национальной культуры.
После развала СССР, на волне повальной «демократизации», гагаузы провозгласили республику в составе Советской Социалистической Республики Молдова (вспомним нашу ЮОСДР). Понятное дело, такое самоуправство Кишиневу не понравилось и на Комрат (столица края) двинулись банды националистов. Большого кровопролития удалось избежать лишь при содействии Советской Армии и приднестровских добровольцев.
И еще небольшая справка для полноты картины о том, что представляет из себя современная Гагаузия. Территория – около 2 тыс.кв.км. (пол Южной Осетии). Население – 160 тыс. человек. Гагаузы составляют 85%. Три официальных языка – гагаузский, русский (обучение, делопроизводство, СМИ), молдавский. Глава (Башкан) Гагаузии избирается на 4 года, является членом Правительства Молдавии. Парламент – Народное собрание Гагаузии – 35 депутатов, избирается на 4 года. Есть свое правительство, герб, флаг и гимн.
Однако вернемся к новейшей истории гагаузского народа. 31 октября 1990 года состоялась первая сессия Верховного Совета Гагаузской Республики. С этого момента началось формирование современной гагаузской государственности. Однако, всевозможными ухищрениями, но молдаване уговорили гагаузов… отказаться от непризнанной республики и стать административно-территориальным образованием в составе Молдовы. Пожалуй, это первый и единственный случай в новейшей истории добровольного отказа от провозглашенной независимости. Конечно, взамен Кишинев пообещал принять закон «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ерн)», отдать часть депутатских мест в молдавском парламенте гагаузцам, помочь им в решении национально-культурных вопросов... Но по факту эти обещания оказались, конечно же, обманом.
Поэтому властные структуры Гагаузии в последнее время все чаще заявляют, что Кишинев не выполняет Закон и если Молдавия вздумает объединиться с Румынией, то гагаузы вернутся к Республике. А после лета 2011 года отношения между Комратом и Кишиневом серьезно осложнились. Причин было несколько. Началось все с гагаузских выпускников школ, которые получили неудовлетворительные оценки по предмету «Румынский язык и литература» без права пересдачи в течение года. В ответ власти Гагаузии выдали выпускникам свои дипломы без указания оценок по румынскому языку, чтобы по ним можно было поступить в вузы России, Болгарии, Турции. Однако Кишинев на этом не остановился. Сокращается число гагаузских корреспондентов на молдавском телевидении, Башкана – главу Гагаузии приравнивают к председателю обычного района Молдовы, а Народное собрание (парламент) автономии – к простым местным Советам. Принимается решение о закрытии в Гагаузии русских школ, кроме того, предложено закрыть дверь в молдавский парламент для лиц, не владеющих молдавским языком… Немудрено, что все эти националистические проявления вызывают законный протест гагаузов. Начались антимолдавские выступления. В ноябре 2011 года на митинге в Комрате было заявлено: «Если нынешние власти в Кишиневе очень хотят идти в сторону Румынии или вступить в Европейский союз и потому всеми возможными путями урезают статус Гагауз-Ери в составе Республики Молдова, тогда политический договор от 23 декабря 1994 года, заключенный обеими сторонами, должен быть расторгнут, после чего Гагаузия вернется к статусу независимой Гагаузской Республики». Участники протеста предложили также Народному собранию рассмотреть возможность проведения референдума, на котором населению следовало бы выразить вотум недоверия руководству Республики Молдова.
Надо сказать, что российское влияние в Гагаузии достаточно сильно, а присутствие, прежде всего экономическое, вполне зримо. Именно Россия обеспечивает поставку в автономию энергоносителей, автозаправочные станции в регионе принадлежат российским компаниям. Правда, в последние годы расширили свои гуманитарные программы в Гагаузии и учреждения ЕС. Высказывает свою заинтересованность на данной территории и Украина. Но что любопытнее всего, в последние годы в Комрате становится все более заметным турецкое влияние, турецкое правительство щедро оплачивает инвестиционные проекты по всей автономии, будь то развитие текстильной промышленности или разведка артезианских вод. Турецкие бизнесмены стали частыми гостями в буджакских степях. Основанный в 1991 году Комратский университет имеет партнерские связи сразу с пятью вузами Турции и лишь с двумя вузами России. А не так давно Народным собранием Гагаузии одобрен проект открытия представительства Гагаузии в Турции.
Обозначенное обострение ситуации вокруг Приднестровья естественным образом нашло отклик и в Гагаузии. Здесь сразу вспомнили все обиды в отношении Кишинева, активизировались общественные движения, по разным адресам стали направляться петиции. На днях руководство Гагаузии вручило представителю Евросоюза в Кишиневе Дирку Шубелю протест против действий молдавских властей, направленных на фактическую ликвидацию Гагаузской автономии. Обеспокоенность Комрата базируется не на пустом месте. За решение «гагаузской проблемы» взялась могущественная Служба информации и безопасности Молдавии. Ею уже подготовлены предложения по реформированию автономии. В частности, планируется изъять из закона об автономии пункт, которым гагаузам предоставляется право на самоопределение в случае утраты Молдавией своего статуса. А такое может произойти в случае присоединения Молдавии к Румынии.
Напомним, что именно активизация молдаван на румынском направлении сорвала переговоры Кишинева и Тирасполя по урегулированию – в Приднестровье наотрез отказались обсуждать особый политический статус региона в составе Молдавии («Республика» № 33-34). Иными словами, приднестровцы ставят те же условия, что и гагаузы. Правда, в отношении гагаузов Кишинев пошел еще дальше, видимо, посчитав его более слабым звеном. Однако, в результате, Молдова вновь оказывается в собственном капкане – войну на два фронта Кишинев, также как и Тбилиси в свое время, не потянет. Но и отпускать с миром приднестровцев и гагаузов тоже не желает. А значит бывшие горячие точки, с большой долей вероятности, могут, к сожалению, вновь стать действующими...

Батрадз Харебов

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest