Признать, значит подставить плечо в трудную минуту

чт, 10/07/2014 - 11:15
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Одной из главных составляющих государственности для любой страны является международное признание. По этой причине каждое административно-территориальное образование стремится заручиться поддержкой, а точнее – формальной или реальной легитимации со стороны других стран. Ранее в международном праве мало обращали на этот фактор внимание. Не было особых критериев для вхождения в международные структуры.

По мало понятной причине сейчас к международному признанию стали относиться с чисто спортивной позиции – кто признал, сколько признали, каков планетарный вес признавших. Получается не политика, а какая-то арифметика.

История знает много примеров того, как развивалось межгосударственное сотрудничество, как стремились отдельные страны укрепить свое присутствие в разных регионах мира, как строились дипломатические отношения, как выстраивались различные политические союзы и блоки. Политическая изоляция крайне негативно отражается на экономическом, социальном, культурном развитии страны. С другой стороны, наличие прочных, конструктивных связей по всему миру позволяет проводить гибкую политику, наращивать свою мощь, добиваться высоких целей.

В зависимости от степени признания страны делятся на «состоявшиеся», «несостоявшиеся», «непризнанные», входящие в ООН и не входящие в данную Организацию. Республику Северный Кипр, например, признает только Турция. За это Греция не пускает турок в Евросоюз. Косово, под давлением США, сходу признали аж 75 стран, в большинстве из которых о том, где находится это самое Косово, и кто там живет, понятия не имеют. Но членом ООН эта часть бывшей Югославии также до сих пор не стала.

Последние десятилетия США вполне серьезно продолжает считать себя исключительной нацией, которая вправе устраивать свои порядки по всему миру, вершить судьбы миллионов людей, развязывать и прекращать войны. Недаром эту страну называют мировым жандармом. Но однополярный мир Вашингтону, несмотря на все усилия, установить не удалось. Даже биполярная система времен Советского Союза уже не прорисовывается. Появляются и заставляют с собой считаться новые политические центры.

Во всех этих метаморфозах из-за столкновений сфер влияний крупнейших политических игроков под «прицел» попала и Южная Осетия, в результате чего мы понесли огромные невосполнимые человеческие потери, разрушения и несчастья. Но свобода и право жизни на своей земле было завоевано.

После того, как Советский Союз стал стремительно распадаться, а к власти в Грузии пришли радикал-националисты, руководству Южной Осетии пришлось принимать решительные нестандартные по тем временам меры, чтобы сохранить население и предотвратить внешние угрозы. История показала, что, несмотря на отсутствие опыта, руководство Республики сумело принять тогда единственно верные решения, которые позволили южным осетинам продвинуться далеко вперед в плане суверенизации и подлинной независимости. И это несмотря на то, что власти Грузии пытались военным путем подавить любое своеволие, ассимилировать, изгнать или подавить осетинское население, ликвидировать Южную Осетию как административное и географическое образование. Тогдашний лидер Грузии Гамсахурдиа договорился даже до того, что нужно «ликвидировать Рукский перевал».

В результате, 20 сентября 1990 года принимается решение о создании Юго-Осетинской Советской Демократической Республики. Позже проводится референдум по вопросам создания независимого государства и воссоединения его с Россией, на что положительно отвечают 99% избирателей. Ну и 29 мая 1992 года принимается Акт о государственной независимости Южной Осетии... Это небольшая статистика, за которой скрыты подробности отечественной войны осетинского народа.

Вообще, в начале девяностых произошло много памятных и знаковых дат и событий для становления государственности Южной Осетии. И некоторые из них всегда будут стоять особняком. В частности, 6 марта 1993 года, когда на сессии Верховного Совета братской Республики Северная Осетия был принят Акт о признании независимости Республики Южная Осетия. Это было первое признание независимости нашей молодой Республики. И потому особенно ценно.

С этого момента был запущен механизм по политической легитимизации РЮО. Различного рода договора и соглашения на разных уровнях были подписаны с Российской Федерацией. Признание государственного суверенитета пришло от братских народов Абхазии и Приднестровья, также познавших все тяготы борьбы за свое существование... Но это было только начало. Чтобы выйти на новый уровень суверенизации, пришлось пройти долгий, многотрудный путь, пережить новые этапы вооруженной агрессии, понести жертвы, принять участие в операции «По принуждению к миру». Она завершилась 12 августа 2008 года, а ровно через две недели – 26 августа – наступил главный в международном плане для нашей Республики день. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ «О признании Республики Южная Осетия», в котором указывается, что «учитывая волеизъявление юго-осетинского народа, признать Республику Южная Осетия в качестве суверенного, независимого государства». Так на карте мира появилась новая страна, а наша Республика стала суверенным, международно признанным государством.

Показательно, что в вопросе признания Южной Осетии представители всех политических партий, общественных организаций, интеллектуальных элит безоговорочно поддержали руководство страны в этом вопросе. Более того, сошли во мнении, что если бы не были приняты столь решительные и радикальные решения, международной репутации Российского государства был бы нанесен существенный урон. Только наступательная позиция приносит успех в международных делах и в отношениях укрепления государственного авторитета.

Признав Южную Осетию, Россия четко дала понять, что совершенно самостоятельна в принятии политических решений, а когда дело касается государственных интересов – готова действовать решительно. Такой решительности на Западе от нее явно не ожидали, поэтому на первом этапе просто не знали, как реагировать. Даже сейчас, спустя вот уже шесть лет, порой звучат голоса в адрес России, чтобы она отменила свое решение. Но они слышны все реже на фоне развивающихся межгосударственных отношений между Россией и Южной Осетией.

После России пришла очередь признать Южную Осетию и другими государствами. Неожиданно поддержку оказали латиноамериканские Никарагуа и Венесуэла, которые возглавляли Даниэль Ортега и Уго Чавес. Произошло это в сентябре-октябре того же 2008 года. Затем дипломатические отношения были установлены с островными тихоокеанскими странами Науру и Тувалу.

Кроме вышеуказанных пяти общепризнанных мировым сообществом государств, среди которых, для нас главенствующим, безусловно, является признание Российской Федерацией, Южная Осетия в разное время получила признание также от Гагаузии и Сербской Краины. Есть поддержка и со стороны Сахарской Арабской Демократической Республики…

Сейчас, в связи с осложнением международной обстановки и планетарным экономическим кризисом процесс установления дипотношений несколько затормозился. Однако, в этих условиях Республика Южная Осетия из объекта признания стала его субъектом.

Если Республика Южная Осетия до недавнего времени предпринимала всяческие усилия, чтобы ее признали, то теперь наблюдается обратный процесс – уже некоторые административно-территориальные объединения обращаются с просьбой о признании их Южной Осетией.

16 июня в адрес Президента и Председателя Парламента РЮО поступило обращение от Верховного совета Луганской Народной Республики, в котором содержится просьба о признании этого территориально-государственного образования. Президент РЮО Леонид Тибилов провел ряд консультаций с членами Совбеза по данной тематике. Этот же вопрос был обсужден на последнем заседании Парламента РЮО пятого созыва. В результате было принято соответствующее обращение в адрес Президента РЮО. После чего Леонид Тибилов подписал Указ, в котором говорится: «Учитывая волеизъявление народа и обращение Верховного Совета Луганской Народной Республики к Президенту Республики Южная Осетия о признании суверенитета Луганской Народной Республики, поддержанное Парламентом РЮО, Президент постановил признать Луганскую Народную Республику в качестве суверенного независимого государства».

Вслед за этим, руководство Южной Осетии получило обращение и со стороны Правительства Донецкой Народной Республики и Республики Подкарпатская Русь о признании их государственных образований. До этого представители ДНР посетили Посольство РЮО в РФ, где опять же обсуждались вопросы признания ДНР Южной Осетией. Этот же вопрос обсуждался на Совете безопасности РЮО. В результате 27 июня Президентом РЮО был подписан соответствующий Указ.

На следующий день, 28 июня, в Ростовскую область из Южной Осетии были отправлены грузовые машины с гуманитарной помощью для беженцев из Луганской и Донецкой Народных Республик, находящихся в местах временного размещения. Средства на приобретение одежды, постельных принадлежностей и других предметов первой необходимости в размере 2 млн. рублей выделены из президентского фонда РЮО. При этом надо сказать, что Штаб по оказанию гуманитарной помощи беженцам из ЛНР и ДНР по распоряжению главы государства был создан еще 19 июня.

Как сказал руководитель данного Штаба, заместитель Председателя Правительства РЮО Эрик Пухаев: «Руководство нашей Республики изыскало возможности для приобретения необходимых вещей для беженцев. Представители Штаба передали беженцам 1000 комплектов постельного белья, а также женскую одежду. Необходимые вещи были предварительно согласованы с представителями Ростовской области. Люди были очень благодарны и передали благодарственные письма в адрес руководства и народа Южной Осетии». Зампредседателя Правительства добавил, что ряд бюджетных организаций в Южной Осетии приняли решение перечислить однодневную зарплату в фонд помощи беженцам. Средства планируется перечислять на специальный банковский счет, их используют для оказания гуманитарной помощи беженцам из ЛНР и ДНР, находящихся в Северной Осетии.

Общероссийская общественная организация «Российский Красный Крест» уже выразила благодарность руководству и народу Южной Осетии за оказание помощи беженцам. Благодарственное письмо пришло на имя Президента Республики Леонида Тибилова.

Итак, Южная Осетия первой признала Луганскую и Донецкую Народные Республики, хотя те напрямую обратились еще в 15 стран. «Известно, что государство возникает и существует самостоятельно, признание только констатирует факт его рождения. Южная Осетия не просто сочувствует Новороссии, она сама прошла через подобные испытания и очень остро ощущает боль и страдания народа Донецкой и Луганской Республик. Это, наверное, главная причина того, что в Цхинвале не стали откладывать признание в долгий ящик, и взвешивать это решение. Если можно говорить о решениях, продиктованных сердцем, когда речь идет о государственной политике и международных делах, то это, видимо, такой случай, – считает госсоветник Президента РЮО Константин Кочиев. – С другой стороны, это признание имеет определенное символическое значение, это фактор моральной поддержки. Значимость такой поддержки мы знаем по своему опыту».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest