Когда Дмитрий Медведев в августе 2008 года признал независимость РЮО, он опирался на итоги проведенного в 1992 году референдума и Акта о независимости Южной Осетии, – Тарзан Кокойты

чт, 25/05/2017 - 15:31
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Время принятия Акта о провозглашении независимости Южной Осетии было сложным не только для нашего народа, но и всех народов Советского союза, ведь в 1990-х годах распалось великое государство - Советский Cоюз и это тоже сыграло определенную роль в становлении нашей государственности, рассказал ИА «Рес» Тарзан Кокойты.
Как рассказывает Кокойты, те времена были очень сложными для югоосетинского народа и то же время судьбоносными.
«В 1990 году депутаты Югоосетинского облисполкома, тогда еще Югоосетинской автономной области собираются и принимают решение поднять статус Югоосетинской автономной области до статуса союза, и республики в составе Советского Союза. Почему? Потому что на то время грузины уже ущемляли права нашего народа, то и дело выступая с разными заявлениями, например как то, что только грузины имеют право иметь два или более ребенка, все остальные гости на этой земле и так далее. После подобных заявлений югоосетинский народ больше не мог существовать рядом с Грузинами. В связи с этим наш народ в лице тогдашних депутатов облисполкома, приняли решение и подняли статус автономии до союзной республики в составе советского союза, и назвали его “Югоосетинская демократическая республика в составе Советского Союза”, - вспоминает Кокоты.
По словам Кокойты тогда к этому решению отнеслись предвзято.
По мнению Кокойты игнорирование решения югоосетинского народа, может быть, было связано с тем, что уже тогда, руководство России знало, что СССР распадется.
«После этого решения, последовало другое, в 1990 году мы выбрали уже Верховный Совет Югоосетинской демократической республики. Но грузинские власти с этим решением не посчитались, более того, они ликвидировали статус Югоосетинской автономной области, денонсировали союзный договор 1922 года и попытались назвать нас Цхинвальский регион – Самачабло», - вспоминает Кокойты.
После этого вспоминает Кокойты, распался Советский Союз.
«25 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв сложил свои полномочия, а на следующий день произошло подписание договора. На этом СССР распался. Появилось 15 независимых государств - Содружество Независимых Государств (СНГ). Для себя мы были 16 республикой, но нас, к сожалению, никто не посчитал, и мы остались “в воздухе”. Перед нами встал вопрос: Как дальше быть? Нет Советского союза... С грузинами жизнь была невыносимой... Тем временем грузины готовили к войне свои подразделения. В 1991 году в декабре мы приняли Конституцию Республики Южная Осетия и решили вопрос о проведении референдума. Дата референдума была назначена на 19 января 1992 года», - делится воспоминаниями депутат первого созыва.
После решения о проведения референдума, говорит Кокойты, в Южную Осетию то и дело начали приезжать из разных республик, Москвы, из-за границы, дабы уговорить отказаться от вынесенного решения тогдашних депутатов, уповая на то, что проводить референдум не стоит, потому что Южную Осетию никто не признает.
Давление было со всех сторон, говорит собеседник ИА "Рес", нас не только отговаривали, но и пытались запугать, ссылаясь на то, что грузины, в случае, если решение будет не отменено, пойдут на Южную Осетию войной, а малочисленной югоосетинский народ не сможет противостоять нацизму.
По словам Кокойты, даже такие угрозы не смогли напугать народ Южной Осетии, и референдум был проведен.
«В январе 1992 года, 15 января по всей территории республики был проведен референдум, кроме Ленингорского района, исходя из обстоятельств, потому что они были рядом с грузинами, и участие в референдуме навлекло бы на них злобу Грузии. По итогам референдума 99% населения Южной Осетии проголосовали за независимость республики. Грузинское руководство это решение разозлило еще сильнее», - добавил Кокойты.
В апреле президент Грузии Эдуард Шеварднадзе приехал в Цхинвал вместе с Александром Дзассоховым, продолжил Тарзан Кокойты, они начали проводить встречи с жителями, давая ложные надежды о мире и спокойной жизни.
«Когда приехал Шеварднадзе, он обещал, что с его приходом все поменяется к лучшему и попросил отменить референдум, отменить свои решения, и отменить все. В свою очередь, он пообещал вернуть Южной Осетии статус автономной области. Как не странно, многие этому поверили. Естественно, лучше не становилось, а наоборот хуже. Все равно регулярно грузинские бандформирования задерживали людей на дорогах, и зверски убивали. Кульминацией всех событий было 20 мая 1992 года, когда на Зарской дороге расстреляли ни в чем не повинных стариков, детей, женщин. Этот случай в какой-то степени поторопил депутатов первого созыва на решение по принятию Акта о независимости, потому что мы поняли, что с Грузией бессмысленно было уже о чем-то договариваться, да и в принципе это было невозможно, потому что они не считались с мнением нашего народа», - говорит Кокойты.
В 1992 году перед парламентом первого созыва встал нелегкий вопрос, продолжил Кокойты, ведь СССР распался, а решение депутатов в 1990 году о поднятии статуса Югоосетинской автономной области до статуса союза и республики в составе Советского союза после развала СССР уже было неправомерным.
«Тогда l парламент собрался и принял Акт, что Южная Осетия, исходя из результатов референдума, является отныне независимым государством. Но наше решение все равно никто не признал. Свое решение мы направили в ООН, и в Верховный совет РФ, а также в другие союзные республики, но ответа как такового не получили. Более того, спустя несколько дней грузинские власти активизировали свои воинские формирования, выдали им оружие, в том числе и тяжелую технику. Они заняли высоты нашей республики и с 4 июня вплоть до 14 июля вели обстрел. Каждый день у нас были жертвы, также и мой отец, тогда направляясь вместе со своим другом в сторону работы, был убит – рядом с ними упала мина, и они погибли на месте. В городе регулярно убивали, почти на каждой улице были жертвы. Бомбили все, центр города, окраину, села. Они этим пытались нас напугать, хотели решить вопрос Южной Осетии силовым методом», - говорит Кокойты.
Несмотря на все старания Грузии не удалось сломить Южную Осетию.
«Наш народ, как и всегда, показал свою храбрость, напугать грузинским фашистам их не удалось. Наоборот, назло грузинам, люди выходили на улицы города и гуляли, открыто шли, кто на работу, кто по делам. Помню, мы устраивали специально концерты, люди продолжали идти на спектакли, и театр тоже не приостановил свою работу, дабы грузины не подумали, что народ испугался и покинул дома. Это еще сильнее выводило из себя руководства Грузии. Даже 14 июля, когда уже в город вошли российские миротворцы, грузинские подразделения не переставали стрелять», - отметил он.
Как подчеркнул Тарзан Кокойты, после войны августа 2008 года, когда президент Российской Федерации Дмитрий Медведев признал независимость Южной Осетии, он опирался на итоги проведенного 1992 года референдума и принятия Верховным Советом Акта о независимости Южной Осетии.
«То есть тогда, в 1992 году, мы сделали почву и облегчили задачу главе Российской Федерации с признанием нашей независимости. Акт о независимости РЮО был основополагающим для Дмитрия Медведева, чтобы он признал нашу независимость», - уточнил он.
По мнению Тарзана Кокойты из всех дат новейшей истории республики самой главной датой является 29 мая 1992 года.
«Несомненно, 20 сентября 1990 года тоже важная дата. Тогда мы решили повысить свой государственный статус до автономной республики, в составе Советского Союза. Конечно, если бы мы остались областью, то не провозгласили бы независимость. Но все же независимость и государственность Южной Осетии берет начало с 29 мая 1992 года. Поэтому, я считаю, что эта дата тоже должна быть выходным днем и чтобы мы его праздновали как 20 сентября», - сказал Кокойты.
Сегодня Южная Осетия - независимое государство и каждый гражданин республики должен усердно трудиться во благо своей страны для дальнейшего успешного развития.

Авторство:
Зарина Хубаева
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest