Сирия: конкретные шаги против пустых слов

вт, 01/08/2017 - 09:16
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Трагическая весть пришла из Сирийской Арабской Республики в минувший выходной. В воскресенье, 30 июля, корреспондент телеканала «Russia Today» Халид аль-Хатыб был убит в результате обстрела боевиками района Эс-Сухна на востоке провинции Хомс во время информационного освещения операции сирийской армии против боевиков ИГИЛ*. При обстреле ранения получил его коллега, оператор телеканала RT.

Произошедшая трагедия еще раз показывает, насколько далека от окончательного урегулирования ситуация в Сирии. Тем не менее, все объективные источники признают значительный успех в этом направлении по сравнению с тем ужасом, который царил в арабской республике до решительных действий России, которая, по существу, и является локомотивом набирающего силу миротворческого процесса.

В мае текущего года при активной роли России очередной раунд переговоров по Сирии в Астане завершился прорывом: принят конкретный документ, способный открыть путь к установлению мира в САР. Страны-гаранты перемирия (Россия, Иран и Турция) в присутствии спецпосланника генсекретаря ООН Стефана де Мистуры, наблюдателей от США и Иордании, делегации официального Дамаска и части вооруженной оппозиции подписали Меморандум о создании зон деэскалации в арабской республике. Российские военные отметили, что текст документа удалось согласовать и с 27 полевыми командирами отрядов, действующих в создаваемых зонах.

Российская инициатива подразумевает создание четырех районов. Первый, наиболее обширный, расположен на севере Сирии. Он охватывает провинцию Идлиб, а также граничащие с ней северо-восточные районы провинции Латакия, западные районы провинции Алеппо и северные районы провинции Хама. В общей сложности там проживет более миллиона сирийцев. Вторая зона находится на севере провинции Хомс. В неё вошли города Эр-Растан и Тель-Биса, а также близлежащие районы. На территории района Восточной Гуты проживает порядка 700 тысяч мирных жителей. Четвертая зона располагается на юге Сирии в пограничных с Иорданией районах провинции Дейра и Кунейтра. На границах районов снижения напряженности организуют зоны безопасности, где установят КПП для пропуска гражданских лиц и гуманитарной помощи и пункты мониторинга за режимом прекращения огня.

Решено, что в границах зон деэскалации будут прекращены боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции. Это касается применения любых видов вооружения, включая авиаудары. Работу КПП и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности станет осуществляться персоналом и формированиями России, Турции и Ирана.

По мнению Москвы, предложенный комплекс мероприятий позволит сохранить территориальную целостность Сирии и способствует процессу политического урегулирования. Дамаск поддержал инициативу как способ возвращения к нормальной жизни и продолжение борьбы с ИГИЛ* и другими террористическими группировками.

Замминистра обороны РФ А.Фомин на специальном брифинге заявил, что реализация Меморандума позволит отделить оппозицию от запрещенных группировок, а также обеспечить безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ в зоны деэскалации, что, в свою очередь, позволит оказывать населению медицинскую, продовольственную и другую необходимую помощь. Кроме того, будет организовано восстановление объектов инфраструктуры, в первую очередь – водо- и энергоснабжения. Все это создаст условия для безопасного и добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц. Одновременно создание зон призвано не допустить боевиков в районы, где действует режим прекращения огня.

Следует отметить, что инициатива Москвы поддержана со стороны государств-членов ШОС и БРИКС. По всеобщему мнению, появился реальный шанс укрепить режим прекращения боевых действий и придать импульс межсирийскому переговорному процессу в Женеве.

Вместе с тем, есть и те, кто не одобряет международных усилий, направленных на нормализацию обстановки в САР. В Израиле заявили, что создание зон деэскалации поддерживать не станут, так как в них якобы могут концентрироваться антиизраильские группировки. Глава комитета по международным связям Совета федерации Константин Косачёв заявил в этой связи, что «Израиль опасается усиления позиции Ирана в регионе, а также, похоже, ограничениями возможностей для самого Тель-Авива действовать против Асада. Однако никто не будет отменять столь важный документ, который даёт надежду на перелом в сирийской ситуации, только из-за предположений Израиля о гипотетических намерениях Ирана. Тегеран является столь же весомым участником ближневосточных процессов, как и Израиль. И свою роль в сирийском урегулировании он обеспечил себе активной позицией в этом вопросе, причём как в дипломатическом формате (в частности – на переговорах в Астане, где Иран выступает гарантом наряду с Россией и Турцией), так и на полях военного противостояния общему врагу – террористам.

Поэтому Тель-Авиву было бы разумнее не ополчаться на уже достигнутую договорённость между Россией и США, а найти способы, как с этим жить, и получить те выгоды, которые очевидны для всех стран региона от победы над ИГ*».

Примечательно, что мероприятия по прекращению войны в Сирии переходят в практическую плоскость. По результатам переговоров Минобороны России и умеренной сирийской оппозиции при посредничестве египетской стороны, в развитие астанинских договоренностей подписаны и соглашения о порядке функционирования зоны деэскалации «Восточная Гута». В документе определены границы зоны деэскалации, места развертывания и полномочия сил контроля, а также маршруты доставки населению гуманитарной помощи. Первый конвой, а также вывоз раненых планируются в ближайшее время. Помимо этого, реализуется план создания «Южной зоны» при участии России, США и Иордании, что является лучшим подтверждением конкретных действий.

Однако, как отмечалось, международные усилия по прекращению войны в Сирии находят противодействие со стороны противников урегулирования конфликта. Так, ряд западных СМИ сообщил, что в зоне «Восточная Гута» 24 июля был нанесен воздушный удар. Российский Центр по примирению враждующих сторон назвал сообщения «абсолютной ложью, направленной на дискредитацию мирного процесса» и еще раз отметили, что с 12.00 24 июля в данном районе действует соглашение о порядке функционирования зоны деэскалации, одним из ключевых пунктов которого является полное прекращение огня.

Остается задаться простым вопросом: кому мешают поддержанные международным сообществом российские инициативы, направленные на восстановление мира в Сирии?

Думается, ответ очевиден.

На карте: зоны деэскалации в Сирии. Источник – Минобороны России.

 

Инал Плиев,

международный эксперт ИА «Рес

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest