Референдум в Каталонии состоялся. Что дальше?

вт, 31/10/2017 - 11:16
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Наш последний обзор о событиях в Каталонии завершился тем, что глава автономии Карлес Пучдемон объявил о независимости и тут же приостановил действие подписанного самим же документа, объясняя это стремлением определить позиции с центром. Такое решение не нашло поддержки ни у сторонников независимости, ни у его противников. Мадрид потребовал ясности, причем в ультимативной форме.
Тут следует сказать, что исторический опыт давно дает понять, что двойная позиция ни к чему хорошему не приводит. Образовавшаяся пауза только на руку центральной власти. Она почувствовала, что ее радикализм по отношению к «независимцам» возымел действие, и намерена и дальше продолжить силовой курс. Тут лично на Пучдемоне лежит большая ответственность. Именно по его призыву люди вышли на улицу, пошли на голосование вопреки окрикам со стороны столицы. По большому счету, тем самым законопослушные граждане пошли на нарушение того же закона, за которое, в конечном итоге, придется отвечать. Не дождавшись вразумительного ответа, Мадрид может впервые запустить в действие 155 статью Конституции страны, по которой Каталония лишится автономных прав, и в таком случае активисты независимости подпадают под уголовную статью по нарушению государственного строя, которая грозит до 15 лет кутузки. Уже задержаны мэры нескольких каталонских городов и два лидера каталонского сепаратизма. Для самого Пучдемона камера, судя по всему, пока проветривается.
Если проводить аналогию с нашей историей, то это если бы Верховный Совет Южной Осетии после провозглашения Республики 20 сентября 1990 года вдруг заявил, что данный вопрос следует пока продискутировать с грузинскими властями. Чем бы это завершилось, думается понятно – в лучшем случае массовыми арестами и громкими судебными процессами. Тем более, что правовые структуры Грузии давно завели дела на многих инициаторов нашей государственности, правда, теперь это только архивная заполняющая.
Возвращаясь к испано-каталонским событиям, следует сказать, что все «болеющие» за каталонский суверенитет, в том числе и мы, испытали разочарование. Все мы помним, как вели себя в самый решительный момент Торез Кулумбегов, Знаур Гассиев, Алан Чочиев, Гри Кочиев и другие. Совсем другое лицо показал каталонский лидер Пучдемон, который начал свою речь с осуждения «актов насилия 1 октября». Он поблагодарил всех принявших участие в голосовании. При этом не приметнул напомнить, с какими трудностями властям и гражданам пришлось столкнуться при проведении голосования, какие попытки принимались до этого. Радикальные заявления каталонского лидера стали сдуваться как мыльный пузырь. Сторонники независимости перестали понимать, куда их завели. Создалась патовая ситуация, выгодная для Мадрида.
Нечто подобное уже происходило после смерти диктатора Франко, который жестоко подавлял каталонский сепаратизм. Тогда король Испании Хуан Карлос I пригласил к себе каталонских лидеров и сумел убедить их в том, что выходить из страны не стоит. А сегодня его сын Филипп VI не стал призывать к диалогу, а лишь подчеркнул позицию Мадрида, заявив, что каталонские лидеры поставили себя вне закона. При этом решение применить силу только укрепило среди каталонцев ощущение, что они – жертвы центрального правительства. В экспертном сообществе считают, что есть несколько вариантов развития событий. Во-первых, силовое подавление сепаратизма, включая введение в автономию войск после провозглашения независимости. Но при этом следует учесть, что чем радикальнее будет вести себя Мадрид, тем решительнее последуют ответы Барселоны. Население уже просто так стоять не будет. Более благоразумен вариант, при котором представители Барселоны и Мадрида откажутся от силовых мер и сядут за стол переговоров для поиска компромиссов. Мадриду, прежде всего, следует исправить тот перекос в отношениях, который спровоцировал всплеск сепаратизма. Редактор «Независимой газеты» К. Ремчуков рассматривает вариант с взаимной отставкой властей Испании и Каталонии и попыткой договориться уже между новыми руководителями. Но о досрочных выборах здесь никто не заикается. Кроме того, многие пытаются понять, почему каталонский лидер Пучдемон пошел на попятную. Смущает финансовое обеспечение государственных органов Каталонии после определения независимости? Решение очередных проблем, связанных с членством в Евросоюзе? Охраной внешних и внутренних границ региона? Не допущения экономического кризиса, резкого падения уровня жизни, сокращения инвестиций? И как воспримут отделение Каталонии туристы (8 млн. в год)? Не предпочтут ли более спокойные и предсказуемые направления, нанеся экономике региона ущерб, который может исчисляться миллионами евро...
Наверняка каталонские власти обо всех подводных камнях независимости думали. И пришли к выводу, что проблем слишком много и, что решить их сейчас невозможно. И что тут делать? Можно вступить в диалог с Мадридом, но это мало что даст. Возможно обратиться в Евросоюз, с просьбой о посредничестве. Но даст ли и это результат? Любопытно, что Карлес Пучдемон начал свое выступление в парламенте со слов о том, что проблема Каталонии – это «европейская проблема».
События, развернувшиеся вокруг референдума о независимости в Каталонии, как и предполагалось, вызвали повышенное внимание и приобрели широкий резонанс, имеющий далеко идущие последствия. Все, что связано с этим событием даже в еще не завершенном виде, повлияет на ряд процессов, являющихся политизированной основой сегодняшнего миросодержания. Речь идет о дальнейшей судьбе Европейского Союза и связанных с ним структур. Скажется это и на расстановке сил по разным политическим полюсам сегодняшней Европы. И, вне всякого сомнения, заметным образом отразится на сепаратистских настроениях во многих странах мира. И тут в первую очередь просматривается другая испанская проблема – баски.
Испанская автономия, именуемая Страной Басков и объединяющая три провинции в стране, разрабатывает проект соглашения с центром о новом статусе региона, где Мадриду будет предложено официально признать басков отдельной нацией в составе Испании. А уже после этого может быть поднят вопрос о независимости. «Большинство басков отнеслись к происходящему в Каталонии с сочувствием и солидарностью, мы считаем, что у них не было других опций, кроме как пойти на референдум, невзирая на его незаконность», – заявил лидер одной из партий Унан Ларреа. По его словам, на протяжении последних лет в законодательном органе Страны Басков действует специальная комиссия из всех пяти парламентских партий, занимающаяся разработкой нового механизма взаимодействия автономии с Мадридом. К концу 2018 года комиссия намерена представить свой проект на одобрение местного парламента, после чего свое слово скажут баскские избиратели.
Как и Каталония, Страна Басков в качестве автономии имеет довольно широкие полномочия – собственного президента, свой парламент, собственную систему налогов и полицейские силы, а также большие права в плане применения в СМИ и учебных заведениях баскского языка. Но, как и у Каталонии, у басков есть одна существенная претензия к Мадриду. «Главная проблема в том, что испанское правительство не признает, что в Испании есть еще две нации – каталонцы и баски. Признание этого не означает автоматической независимости, мы знаем много примеров в мире, когда несколько отдельных наций существуют внутри одного государства», – говорит Ларреа. При этом баски хотели бы иметь право решать, с Испанией они или нет. Официальное признание каталонцев и басков нациями – это лишь первый шаг, в дальнейшем от идеи референдума о независимости никто не отказывается.
Баски, еще недавно боровшиеся за отделение террористическими методами, и успев «набить себе шишку» научились некоторой осторожности. Пока они наблюдают и извлекают уроки из дерзких выходок и падений каталонских сторонников независимости. Если вдруг Каталония станет независимой, тогда уже никто не удержит Страну Басков. А за ними уже последуют Болеарские острова, Галиция, Гибралтар и другие провинции.
Сейчас на кону у Испании – выживание государства, ради которого Мадрид пошел на довольно жесткие меры. И если в сегодняшнем противостоянии Мадрида и Барселоны испанское правительство пойдет на дальнейшее ужесточение курса, в полку как каталонских, так и баскских сторонников независимости наверняка прибудет.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что премьер-министр Испании Мариано Рахой отстранил от должности президента Каталонии Карлеса Пучдемона и все его правительство. Мадрид практически пошел по пути Тбилиси...

Харебаты Батрадз, газета «Республика»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest