Референдум 1992 года стал решающим фактором в определении будущего Южной Осетии

пт, 19/01/2018 - 20:27
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Одной из ключевых исторических дат, отмечаемых жителями Южной Осетии в первом месяце каждого года, является 19 января - день проведения референдума о независимости от Грузии и вхождении в состав России. С 19 января 1992 года слово «референдум» для населения Южной Осетии приобрело особый, почти сакральный смысл.
Значение референдума как важнейшего института прямой демократии нашло свое отражение и в Конституции РЮО. «Республика Южная Осетия - суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Южная Осетия является ее народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», - эти слова составляют первые три пункта первой статьи Конституции Южной Осетии.
Подобные статьи, конечно же, содержатся в конституциях многих стран мира, однако далеко не везде прямое волеизъявление народа играло такую роль в истории государства, как это было в случае с Южной Осетией, в политической практике которой одной из отличительных особенностей является безусловный характер итогов референдумов. Что, кстати, происходит не в каждой стране. В ряде государств были прецеденты, когда решения референдумов банально игнорировались, или их старались не выполнять. Наиболее яркий пример игнорирования воли народа - референдум о сохранении Советского Союза. В истории страны Советов референдумы не практиковались, и, как показала практика, зря. Не исключено, что по этой причине, у партийной верхушки союзного центра и республик не сформировались навыки исполнения прямого волеизъявления граждан страны, поэтому первый референдум одновременно оказался и последним в истории СССР.
Тем не менее, 17 марта 1991 года на фоне обстрелов со стороны грузинских вооружённых формирований народ Южной Осетии большинством голосов в 99,86% при явке в 96,3% проголосовал за сохранение СССР. Грузия, в нарушении действовавшей тогда Конституции СССР этот референдум бойкотировала, и 31 марта 1991 года провела свой референдум о так называемом восстановлении государственного суверенитета, который носил действительно сепаратистский характер и был проигнорирован Южной Осетией.
История плебисцитов в Южной Осетии берет свое начало с референдума о сохранении СССР, хотя его нельзя назвать югоосетинским, другое дело референдум 19 января 1992 года, ставшим судьбоносным с точки зрения дальнейшего развития Южной Осетии.
Решение о его проведении было вынесено Верховным Советом Республики 3 января 1992 года. Постановление ВС РЮО гласило: «1. Назначить проведение всенародного голосования (референдума) Республики Южная Осетия на воскресенье 19 января 1992 года;
2. Вынести на референдум два вопроса: а) Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? б) Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991 года о воссоединении с Россией?».
Была создана Центральная избирательная комиссия по проведению референдума. Несмотря на то, что югоосетинский ЦИК не имел большого опыта проведения подобного рода процедур, тем не менее, с технической и организационной точки зрения все прошло на высоком уровне.
Следует учесть, что референдум проводился через два года после начала вооруженной агрессии со стороны Грузии, и спустя год после того, как Цхинвал в результате упорных уличных боев был освобожден от грузинских бандформирований. Счет погибшим шел на сотни, а сожженным селам - на десятки. В такой ситуации участие в референдуме для граждан Республики было шагом выстраданным и полностью осознанным. Все понимали, что после референдума натиск со стороны грузинского фашизма лишь усилится, именно поэтому голосование для жителей Южной Осетии стало возможностью продемонстрировать свою готовность стоять до конца, невзирая на агрессию и тотальную блокаду.
В результате явка составила 98,2 процента, положительный ответ на оба вопроса дали 99,7 процентов граждан, принявших участие в референдуме.
Такие итоги народного волеизъявления в первую очередь стали моральной победой Южной Осетии в продолжающейся войне, и не только. Референдум 1992 года заложил прочные основы под суверенитет Республики с точки зрения международного права и стал своего рода точкой невозврата для попыток Грузии подчинить себе бывшую автономию. Это обстоятельство прекрасно понимали и в Тбилиси, где, узнав о готовящемся референдуме, предпринимали судорожные попытки помешать его проведению, обещая пойти на всевозможные уступки. Но к тому времени в Цхинвале уже прекрасно знали цену обещаниям тбилисских фюреров, поэтому попросту проигнорировали посредников, которых срочно задействовала Грузия.
Как было отмечено в специальном заявлении ЦИК РЮО, «итоги референдума убедительно показали законность национальных и политических программ, реализуемых правительством Республики Южная Осетия на основе неотъемлемого права нации на самоопределение и в соответствие с признанными мировым сообществом нормами права».
После референдума последовало обращение Верховного Совета РЮО в адрес 6-го Съезда народных депутатов Российской Федерации, с просьбой распространить суверенитет РФ на территорию Южной Осетии и предоставить гражданам Республики российское гражданство. Немного позднее на основе волеизъявления народа был принят Акт о независимости Республики Южная Осетия.
Прошедшие два десятка лет показали правовую безупречность референдума 1992 года и его своевременность с учетом того, что он был проведен до признания Грузии как независимого государства со стороны международного сообщества. Иными словами, к моменту признания Грузии мировым сообществом, Южная Осетия провела все политические и правовые процедуры, необходимые для провозглашения независимости и создания суверенного государства.

Аналитический отдел информагентства «Рес»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest