Владикавказская епархия: мы выступаем за возрождение аланской православной традиции

ср, 25/04/2018 - 13:38
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Одним из наиболее ожидаемых событий ближайших лет для православных христиан Осетии-Алании является празднование 1100-летия Крещения Алании, в подготовке к которому активно вовлечены как светские власти Осетии, так и духовные. Важнейшую роль в этих процессах играет Владикавказская и Аланская епархия.
О том, как проходит подготовка к знаменательной дате, об истории и сегодняшнем дне епархии, а также о некоторых нюансах развития православия на юге Осетии-Алании в интервью информагентству «Рес» рассказала руководитель пресс-службы Владикавказской и Аланской епархии Ольга Байматова.

- Расскажите немного об истории и сегодняшнем дне Владикавказской и Аланской епархии РПЦ: когда она возникла, и кто ее возглавлял в разное время?

- Учреждению Владикавказской епархии предшествовала большая миссионерская работа, которая началась сразу после присоединения Осетии к России. Еще первые российские чиновники отмечали тот факт, что в Осетии бытует так называемое «народное» православие, которое пронизывало все сферы традиционной культуры и свидетельствовало о глубоких корнях христианской веры в далеком прошлом осетинского народа.
Для возрождения православия на осетинской земле были последовательно созданы Осетинская духовная комиссия и Общество восстановления православного христианства на Кавказе. В этот период шло активное храмовое строительство, велась большая просветительская работа – открывались церковно-приходские школы. Первая осетинская школа была православной.
Самыми заметными фигурами того периода без сомнения являются протоиерей Аксо Колиев и первый епископ Владикавказской епархии Иосиф Чепиговский.
Аксо Колиев - первый осетинский священник в новое время (рукоположен 20 июля 1845 г.), с него начинается история осетинского духовенства. Для всех последующих поколений осетинских священников он стал примером безграничной любви к своему народу и истинного подвижника христианства. Отец Алексий всемерно добивался того, чтобы обеспечить детей из осетинских семей бесплатным образованием. Благодаря, в том числе, и его усилиям в 1860 году в северной части Осетии действовало уже 7 церковно-приходских школ. А. Колиев является основателем женского образования в Осетии. В 1862 г. он открыл в собственном доме школу для девочек – осетинок, расходы по содержанию которой взял на себя. Также Аксо Колиев активно работал над переводами Священного писания и богослужебных текстов на осетинский язык.
Владикавказская епархия была учреждена 3 апреля 1875 г. указом императора Александра II. В нее вошла вся Терская область. Возглавил епархию епископ Иосиф (Чепиговский), прозванный «апостолом Осетии». Эпитет говорит сам за себя: по примеру первых апостолов епископ Иосиф выучил осетинский язык и полюбил осетинский народ истинно отеческой любовью. Епископ Иосиф часто объезжал епархию, много потрудился для перевода богослужебных текстов на осетинский язык. Он также составил осетинский «Букварь», многотомный «Русско-осетинский словарь с краткой грамматикой» и др.
Можно сказать, что к концу 19 века в Осетии сформировалась осетинская церковная интеллигенция, представители которой являлись образованнейшими людьми своего времени: первый этнограф-осетин священник Соломон Жускаев, первый собиратель осетинского фольклора Василий Цораев, автор исторического труда «История христианства в Осетии» протоиерей Алексий Гатуев, военный священник, протоиерей Стефан Мамитов, основатель осетинской прозы, псаломщик Сека (Георгий) Гадиев, создатель первого настенного осетинского календаря, священник Иоанн Рамонов, издатели первого журнала на осетинском языке «Чырыстон цард» священники Моисей Коцоев и Харлампий Цомаев и многие другие.
Перед революцией 1917 года в горной и равнинной Осетии насчитывалось около 100 церквей и свыше 60 церковно-приходских школ и училищ, которые стали основой для осетинского национального возрождения. Последовавшие за революцией события тяжело отразились и на епархии, некоторые последствия мы наблюдаем до сих пор.

- Как сложилась судьба епархии в новое время?

- Новейшая история Владикавказской епархии началась в 2011 году, когда из Ставропольской епархии была выделена Владикавказская и Махачкалинская епархия. Спустя два года, в 2012 г., из состава Владикавказской епархии была выделена самостоятельная Махачкалинская епархия. Титул правящего архиерея был изменен на «Преосвященный Владикавказский и Аланский». Таким образом, Русская православная церковь признала Владикавказскую епархию преемницей средневековой Аланской митрополии. Алания, некогда утратившая вместе с государственностью собственную митрополию Константинопольского патриархата, наконец восстановлена в исконных церковных правах, как в правах государственных была восстановлена присоединением к России.
Сейчас в епархии 38 действующих храмов и 2 монастыря: Аланский Успенский мужской и Аланский Богоявленский женский, 63 священника. В некоторых храмах богослужение частично совершается на осетинском языке. Полноценный переход на родной язык произойдет по окончании работы епархиальной комиссии по переводу.

- Недавно президент России подписал указ о праздновании 1100-летия Крещения Алании, как епархия готовится к празднованию этой даты? В каком формате к празднованию этой даты планируется привлечь Южную Осетию?

- Ближайшие годы для Владикавказской епархии пройдут под эгидой 1100-летнего юбилея Крещения Алании. Президентский указ явился следствием усилий архиепископа Леонида, руководства РСО – Алания и содействия патриарха Кирилла. То, что у Осетии – Алании особая роль в этом событии совершенно справедливо, так как именно на этом едином этнокультурном пространстве осетинский народ сохранил свою идентичность и древнюю культуру, неотъемлемой частью которой, уже много веков назад, стало аланское православие, вобравшее и сохранившее в себя культурную традицию предшествующих тысячелетий.
Подготовка к юбилейному празднованию требует выработки концепции, подготовки программы, создание рабочей группы. Следует понимать, что все это может быть реализовано лишь при условии тесного сотрудничества церкви и государства, при поддержке самых широких слоев нашего общества, в том числе и югоосетинского.
Главный смысл подготовки к юбилею – возрождение аланского православия, которое, в свою очередь, предполагает реализацию обширной программы, затрагивающей все сферы культурной жизни Осетии. К примеру, осуществляемые сейчас богослужебные переводы не только способствуют развитию осетинского языка, но и становятся гарантией его сохранения и практического использования на неограниченную перспективу. Также остро стоит вопрос о сохранении исторических памятников. Уникальные средневековые храмы находятся в аварийном состоянии и требуют реставрации. Мы должны сохранить наследие предков, иначе нам нечего будет передать своим потомкам.
Если же говорить об экономических перспективах, то для планируемого на республиканском уровне развития туризма, необходима демонстрация собственной древней материальной культуры, тех же самых памятников, которые необходимы для организации туристических потоков и презентации своей национальной культуры.
Несомненно, что определенная часть инициатив будет реализовываться одновременно на севере и юге Осетии – Алании. В апреле-мае в Цхинвале планируется провести презентацию одного из проектов Владикавказской епархии, реализуемого в рамках подготовки к празднованию юбилея. Это конкурс произведений живописи и графики «Алания: образы прошлого» «Аллоныстон: ивгъуыды сураеттае», который призван восполнить дефицит исторически достоверных художественных образов. Пилотный конкурс и выставка проведены в Северной Осетии в 2017 году.

- Все эти годы, особенно в 2008 г., РПЦ и Владикавказская епархия в частности активно помогали Южной Осетии в гуманитарном и социальном плане. Сотни наших детей и их родителей прошли через Алагирский монастырь. Какие программы реализуются или готовятся к реализации в настоящее время?

- Да, вы правы, трудно оценить ту помощь, которую оказал нашим южным братьям Аланский Богоявленский женский монастырь в дни грузинской агрессии 2008 г. Для нас сейчас очень важно в полной мере возобновить работу Елизаветинского реабилитационного детского центра при монастыре, который оказывает помощь детям со всей Осетии.
Самым важным проектом на территории Южной Осетии, в реализации которого мы принимаем участие, является строительство храма Святой Троицы в Цхинвале.
Начинается последний, но очень важный этап – роспись внутренних стен. Без сомнения, эта церковь станет украшением столицы Южной Осетии.

- Наверняка Вы информированы о процессах, которые сейчас происходят на Юге. Как Вы можете прокомментировать недавние заявления о возможном образовании национальной церкви Алании, и возможен ли вариант получения поддержки от других поместных церквей?

- В Конституции РЮО православие обозначено как одна из основ национального самосознания. В настоящее время Южная Осетия находится на пути своего государственного строительства. В независимости от того, какой выбор в итоге сделает молодое государство – объединение с Северной Осетией, шире – Россией, либо свое государство, религиозный вопрос будет одним из важнейших при любом сценарии. Понимание этой важности есть у руководства республики.
Как было сказано выше, мы выступаем за возрождение аланской православной традиции, но при этом важно не скатиться в национализм, который будет превалировать над духовным. История знает примеры, когда этноцентризм в некоторых церквях приводил в конечном итоге к большим проблемам. Нельзя строить свою Церковь на националистической основе, это противоречит православному вероучению, ведь у Господа нет «ни эллина, ни иудея». Национализм присущ именно греческим схизматикам, к которым относит себя Аланская епархия. Что такое церковь истинно-православных христиан Греции? Это одна из многочисленных раскольнических структур Греции, которая официально не признана не только непосредственно в самой Греции, но и ни одной из канонических Церквей Вселенского Православия. Поэтому официальное признание в Южной Осетии греческих старостильников не принесло бы Цхинвалу никакой пользы, а наоборот, только потери, не только религиозно-духовные, но, в первую очередь, политические – вероятность признания Южной Осетии многими государствами уменьшится в разы.
Канонические православные церкви являются самостоятельными и влиятельными субъектами международных отношений, и противопоставлять себя всему Вселенскому Православию было бы огромной стратегической ошибкой. Южная Осетия не для того кровью завоевывала независимость, чтобы использовать ее для сомнительных религиозных инициатив, которые принесут раскол не только внутри Южной Осетии, но и станут преградой для полноценной духовной интеграции с севером Осетии, ведь мы не сможем вступать со своим братьями в полноценное каноническое общение.
Необходимо понимать, что изменение канонических границ поместных церквей – это предельно сложный и протяженный во времени вопрос, который решается исключительно в рамках сложившихся во Вселенском Православии механизмов и требует одобрения всех поместных и автокефальных церквей. Патриарх Кирилл осведомлен обо всех процессах, которые происходят в Южной Осетии, не будем забывать, что в прошлом году Анатолий Бибилов встречался со Святейшим.
Ни одна из канонических Церквей не пойдет на легитимизацию раскола, – а официальное признание Аланской епархии именно таковым по факту бы и являлось. Утверждать обратное – значит сознательно вводить свой народ в заблуждение. Однако мы знаем примеры возвращения из раскола как иерархов и священнослужителей, так и мирян через покаяние. Это веками сложившаяся практика.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest