Выборы в Грузии покажут, какие методы правления больше по душе грузинским избирателям

вт, 27/11/2018 - 20:00
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В среду, 28 ноября, в Грузии состоится второй тур президентских выборов. Это последние президентские выборы, на которых главу государства избирает народ путем прямого голосования. После завершения каденции избранного президента его преемника будут выбирать уже путем непрямого голосования.

Свои кандидатуры на этих выборах выставили 25 претендентов на высший политический пост в стране. Но только политический. Уходящий Саакашвили в надежде оставить за собой реальную власть в стране, предпринял реформу, которая предусматривала передачу реальных полномочий от президента к парламенту, который и формирует правительство. Он надеялся, что его партия «Единое национальное движение» выиграет парламентские выборы, и назначит его премьер-министром с более широкими, чем у президента, властными полномочиями.

Поэтому нынешний (пока еще) президент Грузии Георгий Маргвелашвили имел гораздо меньше власти, чем его предшественник Михаил Саакашвили. Тем не менее, справедливости ради, учитывая, что в руках президента продолжал оставаться ряд важных властных полномочий и рычагов принятия решения, Георгия Маргвелашвили нельзя было назвать номинальной фигурой.

Здесь следует принять во внимание, что уже в период президентства Маргвелашвили был принят ряд поправок к конституции Грузии, которые еще более сокращают президентские полномочия. Поэтому можно легко понять грузинского политолога Тенгиза Аблотия, который заявил в своей статье на страницах издания "Грузия Онлайн", что "президентские выборы… звучит громче, чем есть на самом деле. Страна выбирает кастрированного президента, у которого из серьезных полномочий – только то, что никому другому не захотелось – пост главнокомандующего во время войны. «Мечтатели», которые войны боятся и предпочитают вместо военной подготовки строить 4-этажные хоромы, с легкостью уступили этот титул формальному главе государства – им самим он даром не нужен. Еще президент может наложить вето на решение парламента, но в ситуации, когда в законодательном органе конституционное большинство в руках правящей партии – эта функция также декоративна. Словом, мы выбираем декоративного президента. Как кактус в углу – есть себе и есть, пользы никакой, но и никому не мешает".

Тем не менее, президент в Грузии обладает определенным моральным авторитетом, что связано не только с инерцией мышления населения, не привыкшего еще к слабому президенту, но и с тем, что уходящий президент Маргвелашвили, как мы и предсказывали, проводил достаточно гуманную политику в отношении грузинского народа, в отличие от Саакашвили, который любил бить протестующих дубинками своих полицейских карателей.

Рассмотрим поближе трех главных кандидатов, двое из которых вышли во второй тур.

По иронии судьбы, все трое фаворитов при президентстве Михаила Саакашвили в разное время возглавляли министерство иностранных дел Грузии, однако бывшие соратники к выборам 2018 года оказались по разные стороны "баррикад".
Зурабишвили хоть и является независимым кандидатом, ее поддерживает правящая партия "Грузинская мечта – демократическая Грузия", Вашадзе остался верен ценностям и идеалам Саакашвили, а Бакрадзе, как и ряд других ярких фигур "Нацдвижения", откололся от нее. В январе 2017 года они основали партию "Европейская Грузия – движение за свободу", от которой, собственно, и баллотировался на пост президента Давид Бакрадзе.

Саломе Зурабишвили является ярким интеллектуалом европейского уровня, долгое время работала в системе министерства иностранных дел Франции.

Она родилась 18 марта 1952 года в Париже в семье грузинских политических эмигрантов. Её дед Иван Зурабишвили входил в меньшевистское правительство независимой Грузии в 1918-1921 годах, повинное в геноциде осетинского народа в 1920 году. В 1972 году Зурабишвили окончила Парижский институт политических наук, в 1973 году — Колумбийский университет в США. В 1974-1977 годах была третьим секретарем французского посольства в Италии, в 1977-1980 годах – вторым секретарем постоянной миссии Франции в ООН. С 1980 по 1984 год работала сотрудником центра анализа и прогнозирования центрального аппарата внешнеполитического ведомства. В 1984 – 1988 годах была первым секретарем посольства Франции в США. С 1989 по 1992 год занимала пост второго секретаря посольства в Чаде. В 1992 году была назначена первым секретарем постоянной миссии Франции в НАТО, в 1993 году – заместителем французского постоянного представителя в Европейском Союзе. С 1996 года была техническим советником кабинета министерства, а с 1997 года – инспектором МИД Франции. В 1998 – 2001 годах работала в управлении МИДа по вопросам стратегии, безопасности и разоружения. В 2001 году была назначена руководителем Генерального секретариата национальной обороны Франции по международным вопросам и стратегии.

В 2003 году Зурабишвили стала чрезвычайным и полномочным послом Франции в Грузии. В марте 2004 года Саакашвили назначил ее министром иностранных дел Грузии.

Одним из своих главных успехов на посту министра иностранных дел Зурабишвили считала принятие решения о выводе из страны российских военных баз. В одном из своих выступлений она даже заявила, что считает это историческим достижением, хотя Россия и без того уже собиралась вывести эти базы. В условиях разнузданной антироссийской истерии и постоянных провокаций со стороны грузинского правительства эти базы в случае обострения военной ситуации из ударной силы сами превращались в легкую мишень.
Министр также заявляла, что Грузия не собирается впредь размещать у себя иностранные военные базы, однако лицемерно добавила, что не станет фиксировать этот пункт в соглашении с Россией, так как это ограничит суверенитет Грузии. В результате в марте 2005 года грузинский парламент принял резолюцию, согласно которой российские военные должны были покинуть Грузию не позднее января 2006 года. Однако в марте 2006 года (уже после ухода Зурабишвили с поста главы МИДа) были подписаны компромиссные российско-грузинские соглашения о выводе российских баз до конца 2008 года.

Министром Саломе Зурабишвили пробыла недолго. Уже в октябре 2005-го, через полтора года, Зурабишвили была снята с министерского поста. Снятию предшествовало резкое выступление Зурабишвили в эфире телеканала «Рустави-2». Она обвинила имеющую в парламенте большинство партию «Единое национальное движение» и лично спикера Нино Бурджанадзе в стремлении установить в стране «клановую диктатуру». При этом своих оппонентов она назвала словом «каджи», которое в разговорном грузинском языке означает «дикарь» или «деревенщина». Позволим себе с ней в этом согласиться.

В ноябре 2005 года Зурабишвили создала и возглавила оппозиционное «Общественное движение Саломе Зурабишвили», переименованное в марте 2006 года в партию «Путь Грузии». Рассказывая о программе партии, Зурабишвили предлагала ориентироваться на «реальную и эффективную демократию», а также на «грузинские ценности, оправданные историей». Основным внешнеполитическим партнером Грузии экс-министр назвала США. При этом Зурабишвили отметила необходимость нормализации отношений с Россией, указав, что грузинская элита высказывается о России очень агрессивно, но одновременно слишком свободно допускает российских коммерсантов к приватизации предприятий в Грузии.

В ноябре 2010 года Зурабишвили объявила об уходе из грузинской политики, передав лидерство в партии Кахе Сетуридзе.

В 2018 году Саломе Зурабишвили явилась Грузии и миру в новом образе - одного из основных кандидатов на пост президента Грузии на выборах, первый тур которых прошел 28 октября.
Выступает она в качестве независимого внепартийного кандидата, однако руководители правящей партии «Грузинская мечта», включая её лидера миллиардера Бидзину Иванишвили, неоднократно признавали, что оказывали ей поддержку, в том числе «партийными активистами и финансами».

Зурабишвили является кавалером ордена Почетного легиона и Национального ордена чести Французской Республики. Первый учредил Наполеон, а второй – генерал де Голль. Имеет двойное гражданство — французское и грузинское. Помимо французского и грузинского языков владеет русским, английским, немецким и итальянским. Замужем за бывшим советским диссидентом и журналистом Жанри Кашия, получившим политическое убежище во Франции, а впоследствии продолжившим карьеру журналиста в независимой Грузии (скончался в 2012 году).

Теперь перейдем к её сопернику. Григо́л Ваша́дзе младше своего оппонента на шесть лет. В советский период работал в Москве, в МИД СССР, известен как бизнесмен и импресарио своей супруги, известной балерины Нино Ананиашвили. О Вашадзе писали как о воспитаннике советской внешнеполитической школы, в то время как о Зурабишвили – как о представителе французской внешнеполитической школы. В 2004 году Ананиашвили по предложению президента Грузии Михаила Саакашвили возглавила балетную труппу Грузинского театра оперы и балета и в том же году получила второе, грузинское гражданство. Вместе с супругой в Грузию перебрался и Вашадзе.

В ноябре 2006 года Ананиашвили стала крёстной матерью годовалого сына Саакашвили – Николоза, а крестным отцом был президент Украины Виктор Ющенко, и уже в 2008 году Вашадзе становится заместителем министра иностранных дел Грузии.
До нападения Грузии на Россию и Южную Осетию в 2008 году, Вашадзе выступал за вывод российских миротворцев и ввод международных полицейских сил. В августе, когда конфликт был в самом разгаре, а российские войска подходили к Тбилиси, Вашадзе в одном из интервью с сожалением отметил: «От этого России не отмыться уже никогда… и теперь Москве десятилетиями будут припоминать проект «Грузия-2008». По его мнению, убитые грузинской армией осетинские мирные жители не стоят того, чтобы Грузия пыталась отмыться от их крови. Это говорит о расистских воззрениях Вашадзе, о присущем ему делении народов на «сорта».

И в дальнейшем он не раз показал себя как популист и демагог. В ноябре 2008 года Вашадзе занял пост министра культуры и спорта Грузии. Однако в декабре того же года его назначают министром иностранных дел Грузии. С учётом того обстоятельства, что Вашадзе одновременно являлся и гражданином Грузии, и гражданином России, его назначение на пост главы МИДа популистски преподносилось как «знаковое». По мнению некоторых недалеких аналитиков, оно могло «означать, что в Тбилиси собираются уделять большее внимание российскому направлению».
В связи с этим в МИД России это «кадровое решение» было встречено с энтузиазмом, отмечал «Коммерсантъ». Сам Вашадзе, по собственному признанию, «всеми силами старался остаться в министерстве культуры». На вопрос о том, не хотел бы он после войны отказаться от российского гражданства, дипломат отвечал отрицательно.
«У меня же не гражданство российского правительства. Правительство уйдёт, а Россия и русский народ останутся», – демагогически заявлял он.

Тем не менее, в ноябре 2009 года, после требования одного из депутатов Госдумы РФ отобрать у Вашадзе российский паспорт, политик заявил о добровольном отказе от российского гражданства. По словам Вашадзе, прошение о выходе из российского гражданства с приложенным к нему российским паспортом он направил тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву. Грузинский политик подчеркнул, что тем самым он желал «облегчить задачу» российской стороне, поскольку конституция РФ не предусматривает процедуры лишения гражданства. Однако СМИ отмечали, что подобного шага ждала от Вашадзе «вся команда Михаила Саакашвили», так как министр из-за своего двойного гражданства «давал оппозиции повод обличать власть в двуличии». В июне 2010 года после длительного обсуждения российская сторона удовлетворила заявление Вашадзе об отказе от гражданства.

В 2000-е годы СМИ писали о Вашадзе и как о бизнесмене-виноделе. В 2002 году сообщалось, что балерина и её муж решили заняться производством вин в Цинандали и через несколько лет планировали выпустить первую партию вина «Ананиашвили». В 2006 году супруга рассказала в интервью газете «Известия», что её муж планирует в 2007 году начать строить завод. Писали СМИ и об общественной деятельности Вашадзе. Так, например, известно, что в середине 2000-х годов он фигурировал в прессе как член благотворительного общества «Мурзик», занимавшегося адресной помощью российским детям-сиротам.

Вашадзе – полиглот. Он знает семь (по другим данным — восемь) языков: по словам супруги, пользуясь ими, её муж «чётко переключается с одного на другой» и «никогда ничего не путает». Вашадзе собирает произведения живописи. Он известный театрал, большой поклонник оперы и драматического искусства. После знакомства с будущей супругой, по словам самой Ананиашвили, дипломат за два месяца «не только выучил всю балетную терминологию, но и стал специалистом в классическом танце». Жена также отмечала, что её супруг прекрасно готовит.

Какое блюдо он приготовит грузинскому народу в случае избрания президентом Грузии, если вообще будет избран, - мы увидим после второго тура президентских выборов, на которые его выдвинула партия Саакашвили «Единое национальное движения».
После прихода к власти Вашадзе первым делом намерен освободить из тюрьмы наиболее одиозных сторонников Саакашивли, бывших всемогущих высокопоставленных чиновников силовых структур, которые отбывают наказание по обвинению в пытках и убийствах граждан Грузии.

"Эти люди были уличены в реальных, активных, полномасштабных нарушениях прав человека. Почитайте отчеты Георгия Тугуши, который был членом их же партии, который в свое время был правозащитником. Обещание Вашадзе, что он помилует этих людей, означает, что он вернет огромную нестабильность в стране. Нельзя это допускать, и мне не нравится такое будущее", - заявила член Верховного Совета юстиции Грузии Долидзе.

Между тем, шансы Вашадзе на победу может увеличить еще один кандидат в президенты – Давид Бакрадзе, занявший в первом туре третье место.
Признав поражение, он призвал сторонников голосовать не за Зурабишвили, а за своего бывшего однопартийца Вашадзе.

Если Вашадзе станет президентом, то Бакрадзе получит значимый пост в руководстве Грузии, поэтому давайте присмотримся к нему поближе.

Давид Бакрадзе – выпускник Технического университета Грузии, который окончил с отличием, после чего в аспирантуре этого же вуза защитил кандидатскую и стал кандидатом физико-математических наук. Далее учился в грузино-американском Институте государственного управления, прошел курсы профессиональной подготовки в Швейцарском институте международных отношений (Женева), в Центре по исследованию вопросов европейской безопасности (Германия), в Колледже обороны НАТО (Рим, Италия).

В 1997 году поступил на работу в министерство иностранных дел Грузии заместителем начальника управления МИД Грузии по контролю за разоружением и вооружением, в 1998-2000 годах был начальником этого управления. Затем Бакрадзе становится заместителем директора военно-политического департамента министерства иностранных дел Грузии. В дальнейшем возглавлял службу по вопросам безопасности аппарата Совета национальной безопасности Грузии, занимал должность директора департамента внешнеполитической безопасности и конфликтов аппарата Совета национальной безопасности Грузии.

19 июля 2007 года Давид Бакрадзе был назначен госминистром Грузии по вопросам урегулирования конфликтов, а через полгода – министром иностранных дел. В мае 2008 года в связи с участием в парламентских выборах Бакрадзе подал в отставку с поста главы МИД. Он занял первое место в списке кандидатов в депутаты от правящей партии "Единое национальное движение", прошел в парламент и был избран спикером. В 2013 году также участвовал в президентских выборах, но проиграл нынешнему президенту Маргвелашвили.

Здесь следует отметить, что примирение "Националов" с "Европейцами" и открытая поддержка Вашадзе нанесла урон "Европейской Грузии". Партию начали покидать активисты и руководители районных организаций. Некоторые даже присоединились к правящей "Грузинской мечте". Правда, судя по заявлениям для СМИ, их не так уж и много.

В списке кандидатов в президенты Грузии всего было 25 фамилий. Явка на выборы составила 46,74%.
Победитель первого тура Саломе Зурабишвили получила 38,66% или 614 964 голосов, Григол Вашадзе – 37,7% или 599 662 голосов, а Давид Бакрадзе – 10,97% или 174 555 голосов. Выборы на участках, открытых за границей, выиграл Григол Вашадзе – он получил 45% голосов избирателей, а Саломе Зурабишвили – только 27%.

Остальные получили менее трех процентов. Ради курьеза хотим обратить внимание, что среди них два человека с осетинскими фамилиями: Гела Хуцишвили от движения "Политическое движение ветеранов – силовиков и патриотов Грузии" и Бесарион Тедиашвили, которого выдвинула инициативная группа избирателей N49. И еще, оказывается, в Грузии существует и открыто работает политическое движение "Свобода – путь Звиада Гамсахурдия". Оно даже выдвинуло своего кандидата в президенты в Грузии – некую Тамар Цхорагаули. Впрочем, им ничего не светит, разве что позабавить своих родственников мельканьем на телеэкране.

Аутсайдеры президентской гонки, получившие менее 3 процентов, не заслуживают внимания. Здесь важнее позиция «Европейской Грузии», которая выдвинула Давида Бакрадзе, политический капитал которого указан выше. А эта партия, которая выросла из «Единого национального движения» (ее лидер Гиги Угулава при Саакашвили занимал ряд важных должностей, и даже был мэром Тбилиси), естественно, поддерживает Вашадзе, которого выдвинуло это самое «Единое национальное движение».

«Если Саломе Зурабишвили станет президентом, это будет национальной катастрофой. Следовательно, несмотря на многие разногласия по ряду вопросов, мы всячески готовы помочь Григолу Вашадзе победить во втором туре выборов», – открыто заявил Угулава.

Что мы имеем в итоге? Президентом Грузии станет либо Вашадзе, что более вероятно, либо Зурабишвили. Есть основания полагать, что во внешней политике, в отношениях с Южной Осетией и Абхазией Вашадзе будет проводить политику Саакашвили (потому что никто не скрывает: Вашадзе – это кандидат Саакашвили), направленную на дестабилизацию ситуации при поддержке США и их союзников по НАТО.
Здесь единственным смягчающим фактором может быть парламент, в котором преимущество пока у сторонников более осторожного и прагматичного теневого правителя Грузии, миллиардера Иванишвили.

Зурабишвили же, учитывая ее риторику, склонна действовать более тонкими методами. Важно помнить, что ее поддерживает Иванишвили. А именно с ним сторонники Саакашвили связывают восстановление российско-грузинских отношений в торгово-экономической сфере. Если в 2012 году торговый баланс между Россией и Грузией был почти на нуле, то в 2018 Россия, как и до Саакашвили, вновь является крупнейшим покупателем товаров, произведенных в Грузии.

Да, как мы отмечали, у нового президента Грузии будет не так много полномочий. Но при умелом подходе, при наличии консенсуса с парламентом, даже при минимуме формальной власти умный человек может многого добиться. А Саломе Зурабишвили, несомненно, гораздо умнее, чем ее оппоненты в президентской гонке.

Поэтому можно прогнозировать, что в случае ее прихода к власти утонченная аристократка попытается миролюбивой риторикой покорить сердца своих визави в Москве, Цхинвале и Сухуме, - если там окажутся такие, кто и сам обманываться рад.
Грубо говоря, победа Зурабишвили будет означать победу сил с более европейским мышлением и менталитетом, а победы Вашадзе – возврат к жестоким методам правления Саакашвили, больше напоминающими не демократию, а восточную тиранию.

Несмотря на то, что новый президент не сможет стать таким полновластным хозяином страны, как Саакашвили, завтрашние выборы покажут, какие методы правления предпочитают грузинские избиратели.
Впрочем, какова бы ни была внешняя обертка новой власти, едва ли следует ожидать серьезного изменения позиции Грузии по ключевым для Южной Осетии вопросам.

Инал Плиев, политический обозреватель ИА «Рес»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest