Сослан Кулумбеков: «Когда меня спрашивают, кто мой учитель, я говорю, что это Хсар Джигкаев и магнитофон»

пн, 21/01/2019 - 08:26
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Необычайно искренний, талантливый, интересный и запоминающийся своим ярким и живым исполнением певец, гитарист и композитор. Все эти эпитеты - об основателе и бессменном лидере группы «Acoustic Magic», заслуженном артисте Южной Осетии Сослане Кулумбекове. Удивительно, но любимец югоосетинской публики в детстве серьезно занимался таким суровым видом спорта, как вольная борьба. Впрочем, в силу ряда причин позже пришлось оставить спортивную карьеру. В биографии певца периода ранней юности имеется и факт увлечения игрой на скрипке. Он усердно осваивал произведения известных композиторов, представителей мировой классики в Цхинвальской музыкальной школе.
К сожалению, а может быть, и к счастью, под давлением «авторитетного» мнения друзей-сверстников, талантливый музыкант оставил творчество. Молодые люди, руководствуясь суровым юношеским максимализмом, считали неприемлемым, чтобы парни занимались таким одухотворенным видом искусства. Немного позже Сослан стал увлекаться игрой на гитаре, латиноамериканской культурой. Постигал он мастерство владения инструментом и в Цхинвальском музыкальном училище, и во Владикавказе, на эстрадно-джазовом факультете по классу гитары.
Сегодня Кулумбеков живет в Москве, выступает с концертами со своей группой «Acoustic Magiс», которая в прошлом году отметила 20-летний юбилей.
Сослан занимается музыкой, участвует в благотворительных акциях, иногда приезжает в родной Цхинвал и выступает перед зрителями просто так, бесплатно – часто дает концерты под открытым небом.
Очень жаль, но его редко приглашают на государственные мероприятия.
Всего, чего он достиг, – добился сам, своими силами и рассказывает о своем творчестве вдохновенно и с большой любовью.

- Когда Вы поняли, что хотите заниматься музыкой серьезно?

- Уже в юношеском возрасте, в 16 лет, пришло осмысление того, что именно с музыкой я хочу связать свою жизнь. Это стало своеобразным возвращением к искусству, а импульсом стали записи песен Хсара Джигкаева. Я начал учиться сам – и уже через неделю кое-что играл. Потом занимался в Цхинвальском музыкальном училище имени Феликса Алборова по классу гитары у Джанлея Джиоева. Дальше учебу продолжил в Северной Осетии. Ноты особо учить не хотел, но гитарой занимался фанатично. Мог играть по 10–12 часов в день.

- Вы чётко осознали, что хотите связать свое будущее с гитарой, выбрать музыкальную профессию?

- Да. Но для меня это больше чем профессия. Я живу этим. Я получаю удовольствие от того, что делаю, и, на мой взгляд, – это самое главное. Мне было не важно, будет это приносить большие деньги или нет.

Как было сказано выше, для репертуара Кулумбекова характерно изобилие латиноамериканских песен. По мнению многих музыкантов, исполняет он их великолепно. Отвечая на вопрос о том, как ему удается так виртуозно передавать сущность латиноамериканского характера, он смущается и отвечает, что у него это получается само собой.
Первые песни, которые он стал изучать и исполнять, были хиты Gipsy Kings. Это были далекие 1992-1993 годы в Цхинвале. Война, холод и разруха. Видеозаписей, конечно, не было, были только аудиозаписи. Музыкант не видел саму игру на струнах и лишь на слух пытался определить, представлял себе и играл. Но как потом оказалось, талантливый парень все делал правильно. Потом был Paco de Lucía и другие музыканты. Тем не менее, Сослан признаётся, что любовь к гитаре ему привил маэстро Хсар Джигкаева.

- Я учился у него дома. Так что, когда меня спрашивают, кто мой учитель, я говорю, что это Хсар Джигкаев и магнитофон (смеется).

Сослан сам создает музыку и пишет стихи. В его репертуаре есть авторские осетиноязычные песни, составленные из своих же текстов и музыки. Есть много собственных песен на русском языке. Есть песни на стихи любимой всеми в Южной Осетии поэтессы Людмилы Галавановой. Она сама отдала, можно сказать, доверила рукописи своих стихов Сослану. И вот на эти стихи записано уже несколько песен.

- Я продолжу работу и с другими ее произведениями. Есть песни на стихи Германа Кулаева, с которым мы постигали азы музыки во Владикавказском училище искусств. Есть у меня очень много инструментальных композиций собственного сочинения.

- Вы выпустил альбом «Азар» («Спой»), в который вошли 15 Ваших авторских песен, а также песни на слова осетинских поэтов разных поколений. Ваши поклонники ждут новых альбомов.

- В этом году планируется выпуск двух альбомов – испаноязычного и русскоязычного. Вообще, хотели выпустить их в 2018 году, но подумали и решили, что три альбома в год – это перебор (смеется), и будем выпускать их в этом году. Даже подумаем – возможно, выпустим только один альбом. В принципе, они уже готовы. В испанском сборнике представлены самые известные латиноамериканские произведения. Хиты Gipsy Kings, Volare, Bamboleo и другие, испанские песни Guantanamera, Commandante Chegevara. Будут ещё малоизвестные песни других испанских групп. Это более сложная музыка, чем Gipsy Kings. В альбом на русском языке вошли мои авторские песни или созданные совместно с моим другом Германом Кулаевым.

- Кто Вам помогает?

- Пока в основном работаю своими средствами и силами, и меня все устраивает. Но с альбомом мне помогал мой друг Зураб Баззаев при разработке дизайна и выпуске первого тиража.

- Все произведения для автора важны, но некоторые, наверное, особенно близки. Можете назвать самые значимые для Вас песни?

- Есть у меня такие песни на осетинском языке. Потому что они писались под впечатлением от каких-то событий в жизни. Например, «Ǽз ирон лæг дæн». Она написана во Владикавказе, и в нее я вложил всю боль от отношения осетин северной части Осетии к выходцам с юга. Во Владикавказ я приехал совсем молодым и столкнулся с необоснованно негативным отношением к себе и к другим моим соотечественникам. Такая же важная для меня песня – «Мæ горæт». Она о том, что с каждым приездом в родной город я вижу все меньше знакомых лиц, меньше друзей. Потому что многие из них лежат в могилах во дворе 5-ой школы и “присы лаппута”. Вот эти песни для меня самые дорогие.

- Расскажите о Вашем детище – группе «Acoustic Magiс».

- Она была создана в 1997 году. С первых же недель приезда в Москву нам повезло, и мы стали выступать в клубах. Начали работать, и как-то быстро все получилось. Выступали дуэтом, квартетом и трио. Сейчас эта работа продолжается. Выступления, выезды, гастроли. Когда поступают предложения работать со звездами – я отказываюсь. Я работаю только на себя, на свой проект, на свой коллектив.

- Что дал Вам проект «Голос»? Как изменил?

- Ну, он дал какую-то известность, больше людей узнали о моем творчестве. Сегодня я выступаю так же, как и раньше, до участия в проекте. Просто стал более известен в каких-то кругах. Сам я телевизор особо не смотрю, и меня не волнует, что показывают по телеканалам. И когда меня зовут на всякие передачи, я отказываюсь - мне это не интересно.

- Несколько лет назад Вы дали в Цхинвале благотворительный концерт в поддержку североосетинского конного театра. Нет ли у Вас в планах провести большой сольный концерт в нашей столице? Сейчас уже есть площадки, на которых можно реализовать концертные программы на хорошем уровне.

- Это зависит не от меня. Это зависит от Министерства культуры и от тех людей, которые приглашают. Если я получу приглашение от Министерства культуры, я с удовольствием приеду. Я всегда с радостью приезжаю в свой родной Цхинвал. Здесь моя самая любимая публика, которая разбирается в хорошей музыке, понимает ее. Между севером и югом Осетии небольшое расстояние, но чувство вкуса к музыке здесь выше, уровень восприятия хорошей музыки тоже высокий. Об этом говорят и мои московские русские друзья-музыканты, и это заметил даже наш басист – кубинец. Он говорит: «Как реагируют на музыку в Цхинвале, так не реагируют на севере Осетии».

- И все-таки, какие песни Вам нравятся больше?

- Латиноамериканская музыка, которую мы в основном играем, честно говоря, нравится больше. Иногда беру даже старинные кубинские песни, многие из которых уже сами кубинцы не играют. Услышав эти произведения, они очень удивляются: «Где ты вообще откопал эту песню – ты никогда не жил на Кубе?» В последнее время мы исполняем много произведений из репертуара Алекса Кубы. Тоже очень перспективный музыкант кубинского происхождения, живет в Канаде. Мне очень нравится его творчество, и я просто беру любую его песню и исполняю в собственной обработке. Самое главное, он сам хорошо отзывается, ему нравятся наши кавер-версии.

- Для реализации Ваших больших проектов нужны большие деньги. Вам не предлагали помощь наши соотечественники? Ведь влиятельных осетин, которые могут себе это позволить, – много.

- Предложения поступали, но дальше слов дело не продвигалось. Если кто-то думает, что я буду за кем-то бегать и у кого-то что-то выпрашивать, то мне это не нужно. У самого такой подход. Если я, например, сказал: «Я научу тебя играть на гитаре», – я просто приду и научу. Я не буду ждать, что меня будут упрашивать. И я жду такого же подхода от других.

У Сослана Кулумбекова действительно есть проекты, которые он хотел бы реализовать в Южной Осетии. Он говорит о детских музыкальных фестивалях, которые могли бы проходить при поддержке спонсоров, или, как он говорит, «проводить конкурсы вокалистов с призами». Он считает, что для местной молодежи это было бы хорошим стимулом. И еще музыкант надеется, что в Цхинвале сделают хорошую профессиональную студию, где можно было бы на месте просто записывать диски.

Рассказал певец и о ближайших планах. Речь идет об организации совместного концерта со всемирно известным музыкантом, обладателем двух Latin GRAMMY. Он гастролирует по всему миру, известен в Латинской Америке и Испании. Но Сослан пока не захотел озвучивать его имя.

- Идут переговоры насчет совместного концерта. Он дал согласие, и мы будем работать над тем, чтобы устроить такой концерт в этом году в Москве. Если найдем спонсора… Сами понимаете – все упирается в деньги, творчество всегда вторично.

- Вы бы хотели, чтобы Ваши дети пошли по вашим стопам, занимались музыкой?

- Я бы хотел, чтобы они получали удовольствие от того, что они делают. Ну, и если кто-то из них будет хорошим музыкантом, мне будет приятно. Если будет успешен в другой профессии, мне так же будет приятно.

В завершение беседы Сослан подчеркнул, что развитие культуры требует серьезных вложений.

- Здесь нужно делать упор и на национальную культуру и на развитие других направлений, в том числе эстрадно-джазовое, классическое. У ребёнка должен быть выбор. И нужно приглашать специалистов, профессионалов. Нужно поддерживать талантливую молодежь, отправлять на учебу. В наше время было тяжело. Я вообще, когда хотел купить первую гитару, был готов продать свою квартиру. Самое главное, чтоб у молодежи было желание и стремление идти к своей цели. Медленно, но упорно.

Авторство:
Беседу вела корреспондент ИА "Рес" Инга Чехоева
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest