Абхазия – Южная Осетия: параллели и ассоциации

сб, 09/02/2019 - 10:39
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Судьба распорядилась так, что осетин и абхазов связывает общность прошлого и настоящего. И это факт не только сегодняшнего дня, но и седой старины. Было время, когда средневековая Алания граничила с абхазским царством, владетели которого верховодили во всей Грузии. После монголо-татарского нашествия, и особенно после погрома Алании, учиненного армией Тимура, общей границы у осетин и абхазов уже не стало. Но осталась общность судеб. Поэтому все, что сегодня происходит в братской республике не только интересно для жителей РЮО, но и, в какой-то мере, является отражением общих проблем и чаяний. Об этом в нашем традиционном обзоре.

Начало января в Абхазии, как и в Южной Осетии, было связано с обсуждением внешнеполитической темы – пребывания главы Республики в Венесуэле на инаугурации Президента Николаса Мадуро. После инаугурации Рауль Хаджимба также встретился с руководителем Сальвадора Санчесом Серена и выразил надежду, что взаимоотношения Абхазии и Сальвадора будут столь же теплыми, как с Венесуэлой и Никарагуа, признавшими независимость Абхазии, и пригласил Санчеса Серена в Абхазию. Президент Сальвадора, в свою очередь, также выразил надежду, что взаимоотношения Абхазии и Сальвадора получат свое продолжение. То, что глава Сальвадора встретился и с Президентом РЮО А.Бибиловым, многие в Сухуме расценили как вероятность следующего признания независимости наших стран именно этим латиноамериканским государством. Сообщалось также, что в рамках визита в Венесуэлу предстоит встреча Рауля Хаджимба с президентом Кубы Мигелем Диас-Канелем Бермудесом.

Как и в Южной Осетии, в Абхазии в начале января серьезные опасения вызвала эпидемия вируса H1N1 в соседней Грузии, тем более, что существует стойкий канал возможного его проникновения в страну – через пункты пропуска в Гальском районе. 10 января была закрыта абхазо-грузинская граница по реке Ингур. В специальном постановлении по этому поводу отмечалось, что «вводится ограничение на въезд иностранных граждан с территории Республики Грузия, а также запрет на выезд граждан Республики Абхазия на территорию Республики Грузия». Решение о введении ограничений на пересечение грузино-абхазской границы было принято в связи с распространением на территории Грузии вируса «свиного» гриппа. По поводу закрытия границы свое несогласие выразили жители Гальского района грузинской национальности, которые провели митинг, прибавив к списку и возмущение тем, что некоторым из них отказано в получении абхазского гражданства. Глава администрации Гальского района Темур Надарая еще раз напомнил участникам митинга, что нормы абхазского законодательства не предусматривают двойное гражданство.

В январе тема здравоохранения не ограничилась только обсуждением проблемы «свиного гриппа». Президент Абхазии Рауль Хаджимба задавал неудобные вопросы на встрече с главами медицинских учреждений. «Куда деваются лекарства, выделяемые для больниц, и почему люди вынуждены покупать медикаменты сами? – спросил Рауль Хаджимба у медиков и поручил Генпрокуратуре и Министерству внутренних дел осуществить проверку расходования средств на приобретение лекарственных препаратов.

Интересный опыт. В Абхазии при президенте страны существует Центр стратегических исследований. В январе его представители сделали отчет о работе за прошлый год. Основные выводы были сделаны на основе анализа ситуации в обществе, где говорилось как о достижениях, так и о сложностях. В частности, главными вызовами, с которыми, по мнению Центра, столкнулась Абхазия, являются коррупция, острая нехватка профессиональных кадров, инерционный путь развития. Как видим, в Абхазии и в Южной Осетии проблемы примерно схожие.

Сегодня в причерноморской республике решили в отношении коррупции перейти от общих рассуждений к конкретике. Инициативная группа граждан Абхазии требует введения в Абхазии декларации о доходах, имуществе и расходах чиновников с последующей их публикацией в СМИ. Это обращение нашло отклик у парламентариев. Рабочей группой Парламента подготовлен законопроект «О декларировании доходов, расходов, имуществ и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами». Впрочем, в самой Абхазии высказываются сомнения в его практической реализации. Отмечается, что пока в стране нет системы учета, нет повсеместно кассовых аппаратов, нет возможности отследить, кто, куда и какие суммы переводит. Кроме того, в Абхазии все еще не принят закон о госслужбе, поэтому сложно определить, кто именно относится к категории госслужащих и кто именно должен заполнять декларации.

Кстати, о госслужащих. Глава абхазской церкви архимандрит Дорофей (Дбар) опубликовал в соцсетях свои размышления о настоящем и будущем Абхазии, кадровой политике и реформе в управлении страной. «Я абсолютно убежден, что если мы не сократим немыслимо раздутый штат госслужащих, не доведем их численность до оптимальной в условиях Абхазии… у нас не может быть никакого будущего», – считает предстоятель абхазкой национальной церкви Дорофей (Дбар). Он также предлагает использовать в отношениикоррупционеров способ наказания за воровство, существовавший у абхазов еще в начале XIX в.: «украл или присвоил государственные деньги – возвращай в двойном размере, не можешь – конфискация имущества!».

Пока что вопрос о декларировании доходов государственными служащими решается секторально. 1 января 2019 года вступил в силу закон о декларировании доходов в отношении судей. Он устанавливает правовые основы осуществления контроля за соответствием расходов и доходов судей и членов их семей. Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должны размещаться на официальных сайтах и публиковаться в печатных органах.

Еще одна тема, волнующая абхазское общество, это перспектива повышения стоимости хлеба. Все последнее время представители Гильдии хлебопекарей Абхазии (есть и такая) настойчиво обращается в кабинет министров с просьбой о поднятии цены на хлеб в связи с повышением цен на муку, масло и дрожжи. Пекари настаивают на том, чтобы цену на хлеб подняли на 4 рубля, то есть хлеб будет стоить 25 рублей.

Еще одна объединяющая наши республики проблема – утилизация мусора. Здесь также предполагается строительство мусороперерабатывающего завода. В Инвестиционной программе на 2015 год было предусмотрено 400 млн рублей на строительство завода по переработке мусора. «Мы обязательно построим завод и очистим нашу страну от мусора», – уверенно заявил на встрече с журналистами премьер-министр Абхазии Беслан Бутба еще в январе 2015 года.

И интересная тема для Южной Осетии. Правительство Абхазии приняло решение об ограничении подачи электроэнергии на все майнинг-фермы в стране. Понятия «майнинг», «майнеры», «майниг-ферма», уже ставшие привычной абхазской действительностью, для большинства в Южной Осетии звучат, как космическая терминология. Между тем, во всем мире набирает обороты новая действительность – майнинг. Это компьютерная программа, создающая виртуальную валюту – биткоин. Платежная единица имееттолько цифровой вид. Ее невозможно пощупать или положить в портмоне. Между тем, на биткоины уже можно приобрести конкретные и довольно дорогие реальные вещи. В Абхазии существует множество компьютерных центров – майнинговых фирм. Дело это прибыльное, единственная проблема – слишком высокое потребление электроэнергии. А с этим в Абхазии, по причине постоянного понижения уровня воды в Ингур-ГЭС, и уменьшения общей выработки электроэнергии, сложности. Вызывает сожаление, что в Абхазии вводят ограничения на майнинг, – реальность современного мира – в то время как в Республике для большинства из нас – это всего лишь звучный абстрактный термин.

Авторство:
М.Багаев, газета "Республика"
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest