Внутри боролись обычный человеческий страх и чувство профессионализма, - Антон Степаненко

VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Август 2008-го. Пять дней войны. 11 лет спустя. Рассказывают журналисты, находившиеся в Южной Осетии

Военный корреспондент, ведущий телеканала "Россия 24" Антон Степаненко:

11 лет. Это и много и мало. Какие-то моменты до сих пор помнятся отчетливо. Например, как сидели с оператором Кириллом Бутыриным, ужинали, и тут – неожиданная съемка у миротворцев. Помнятся первые разрывы у штаба. Потом бег к гостинице и развертывание тарелки. Прямые включения под свет ручных фонариков. И удивление, что за нападение. Мысли о войне тогда не было, такое жесткое нападение все же случилось.

Но полноценное осознание войны пришло, наверное, все-таки утром. Когда у себя в доме после залпов грузинской артиллерии, вдруг услышалось стрелковое оружие и понимание, что бой, идет уже на улицах Цхинвала.

В отличие от гражданских, которым было страшно, как было страшно и мне, нас с оператором выручала и отвлекала работа. Своего рода азарт: вопреки и назло всему, передать в Москву, донести до зрителей то, что здесь происходит. Поэтому внутри боролись обычный человеческий страх и чувство профессионализма.

И все же масштаб происходившего с Цхинвалом, и то приблизительно, удалось понять лишь числа 9-го утром, когда мы вышли на съемки в город. И поразил контраст между Цхинвалом, каким я его помнил 7 августа и каким он стал 9. А еще груды, россыпи гильз и осколков под ногами.

Такого количества я не видел нигде – ни до ни после Цхинвала, уже на других войнах.

Помню первую годовщину войны и импровизированный музей в разрушенном доме на улице Сталина. И лица родственников миротворцев, приехавших в Южную Осетию посмотреть и побывать на том месте, которое защищали и погибли их родные.

В десятых числах 2008-го, когда война уже заканчивалась, наступило некое опустошение и понимание того, что: вот он, конец. Конец войне, конец переживаниям и страхам. И что это - Победа, к которой осетинский народ шел такой тяжелой, кровавой, героической дорогой. А лично я был рад и горд тем, что стал не просто свидетелем, а как журналист – участником этого исторического события.

Вечная память погибшим и слава победителям!

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest