Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева откроется в Москве

ср, 18/09/2019 - 13:17
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В выставочных залах Российской академии художеств в Москве 1 октября открывается выставка произведений ведущих мастеров изобразительного искусства Осетии, живописцев академика Российской академии художеств Шалвы Бедоева и члена-корреспондента Российской академии художеств Олега Басаева. В экспозиции около 100 произведений разных лет.

Работы этих крупных осетинских живописцев – яркая художественная интерпретация основной интриги развития осетинского искусства всего XX века, выражение своеобразия традиционной культуры через эстетику современного художественного языка. Принадлежа относительно «новой» художественной культуре Осетии XX столетия, ориентированной на европейский художественный опыт, своим творчеством привнося традицию в пространство современного художественного опыта, они тем самым придают ей динамику, дают новую жизнь.

Шалва Бедоев одним из первых сформировал в своих высказываниях понятие национального в современном осетинском искусстве. По его мнению, национальный характер искусства определяется не только изображением характерных национального быта, красок и форм окружающей природы, даров земли, на которой живёт народ, его истории, но и отражением складывающихся веками национальных идеалов и поэтики мироощущения. Он вводит в свои картины предметы осетинского быта и плоды осетинской земли, находит адекватный колористический строй своих полотен, созвучный краскам природы Осетии и старинной архитектуры, а также выражающий черты национального характера с его внешней сдержанностью и огромной внутренней эмоциональной энергией.

Творчество Шалвы Бедоева играет важную роль в формировании современного искусства Осетии и России. Он мастер большой тематической картины, работает в жанрах портрета, натюрморта и пейзажа. Но одно из наиболее важных мест в зоне его тематических интересов занимает жанр мифологический, который он видит в лирико-поэтическом аспекте и раскрывает с помощью интерпретированных композиционных приёмов символизма и уникального колорита. Это позволяет его мифологическим образам пробуждать в зрителе богатейший диапазон тончайших неуловимых чувств и ассоциаций, которые невозможно выразить вербально. Мягко сияющие пятна на полотнах Бедоева, рождённые наблюдением за игрой прозрачных рефлексов и цветных теней в солнечный день, кажутся источающими свет и придают этим образам чудесного завораживающего видения, рождающегося на глазах у зрителя. Живопись для него – светоносный поток цвета, а рама картины – иллюзия ловушки для неповторимости мига, позволяющая зрителю ощутить сопричастность к таинству образа.

Шалва Евгеньевич Бедоев – народный художник России, РСО-Алании и Южной Осетии, профессор. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени, медалью «Достойному», золотой медалью Российской академии художеств, золотыми медалями Творческого СХ России, ВТОО СХ России, диплом и Золотой медалью Европалаты «За значительный вклад в развитии изобразительного искусства и культуры». Участник многих всесоюзных, всероссийских, региональных, академических, и международных выставок: Париж, Белград, Болгария, США, Аргентина, Венгрия, Швейцария, Барселона, Ницца, Будапешт, Голландия, Бельгия и т.д. Работы находятся в Государственном Русском музее, музее Современного искусства России, Российской академии художеств, Центре искусств г. Непль (США), музеях и частных коллекциях России и за рубежом.

Олег Басаев предлагает свою версию метафизической живописи, у истоков которой в нашей стране стоят Д. Краснопевцев, М. Шварцман, Э. Штейнберг. Разумеется, это – различные индивидуальности, более или менее общим вектором развития которых являлась сосредоточенность на трудноуловимых движениях духовной атмосферы. Как отмечают исследователи, Басаев, пожалуй, в своей обращенности к предметностям ближе к Краснопевцеву.

Его предметы существуют в вымышленном пространстве, то сгущенном, то предельно разреженном, безвоздушном. Их фактура написана с почти рельефной тактильностью. Но содержанием образа становится не форсированная, навязчивая предметность, а опровержение объективности живописной репрезентации. Бытие реальности у Басаева не исчерпывается внешним, предметным. Картина предстает не отражением эмпирической реальности, а, как сказал бы русский философ П. Флоренский, «магической машиной». Механизмы метафизического «включаются» такими приемами переключения сознания в пространство сюрреалистического, как артикуляция состояния парения, «безвесия» или через «прорастание» материала «сквозь» фактуру. В «Каменной вазе», «Осенних иллюзиях» фактура предметного мира разработана настолько активно, что, кажется, сама их материальная масса, их «телесность» готова течь вовне, как тесто из опары. В этом приеме дереализации также видится знак перехода от одного состояния сознания к другому: от обыденного, житейского – к сновидческому, а то и к сакральному.

Олег Басаев – член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Республики Северная Осетия – Алания, заслуженный художник РФ, профессор. Награждён золотой медалью Творческого Союза художников России, лауреат Международного художественного конкурса имени Амадео Модильяни, г. Милан (Италия), серебряной и золотой медалями СХ России.

Участник многих региональных, всероссийских и международных художественных выставок, а также выставок, организованных Музеем современного русского искусства Р. Табакмана (США), выставок в рамках «Дней осетинской культуры в Европе», проходивших в Будапеште (Венгрия), Брюсселе (Бельгия), Париже (Франция), Риме, Пезаро (Италия), Стамбуле (Турция), Люксембурге. Неоднократно приглашался для творческой работы на Кипр галереей «Диахроники» г. Никосия, где прошли три его персональные выставки.

Авторство:
Текст подготовлен на основе материалов Александра Боровского, зав. отделением современного искусства Государственного Русского музея, Заслуженного деятеля искусств России, члена-корреспондента РАХ.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest