Разговоры о военном союзе между Грузией, Азербайджаном и Турцией начались еще в 90-е годы. В 1997 году в противовес России был создан военно-политический союз ГУУАМ с участием Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы. В 2005 году из организации вышел Узбекистан, и ее название потеряло одну букву «У».
На определенном этапе ГУАМ рассматривал даже возможность создания своего миротворческого батальона, но, по словам бывшего президента Молдовы Воронина, он заблокировал эту инициативу. В последний раз саммит ГУАМ состоялся в 2017 году в Киеве. О рассмотрении военных вопросов не сообщается. Сообщается лишь о мирных вопросах, которые были рассмотрены: полномасштабная организация договора о свободной торговле, транспортный коридор в рамках ГУАМ и т.д.
Как видим, Молдавия не спешит наращивать военное сотрудничество в рамках ГУАМ. Украина же, по понятным причинам, не может выступить спонсором военного сотрудничества с оставшимися Грузией и Азербайджаном. На этом фоне последние активно ищут пути военного союза с Турцией.
Еще в мае 2017 года грузинский эксперт по вопросам безопасности Вахтанг Маисая заявил в интервью радио «Спутник», что создание альянса между Грузией, Турцией и Азербайджаном на основе трехстороннего министериала не исключено, и что данный формат ориентирован на обеспечение энергобезопасности и прочие вопросы военно-экономического характера. Несколькими днями ранее, в Батуми состоялся уже пятый по счету трехсторонний министериал на уровне министров обороны Грузии, Турции и Азербайджана. После завершения встречи министр обороны Грузии Леван Изория, его турецкий коллега Фикри Ышык и глава оборонного ведомства Азербайджана Закир Гасанов подписали совместное заявление, в котором говорится, что страны продолжат участие в обеспечении мира и стабильности на региональном и международном уровнях. В том же году в Тбилиси собрались главы Генштабов Вооруженных сил Грузии, Турции и Азербайджана в рамках этого же формата.
Шестая же встреча министров обороны этих стран состоялась уже 31 марта 2018 года в турецком городе Гиресун. Тогда же отмечалось, что отношения между Турцией, Грузией и Азербайджаном в сфере обороны стали интенсивнее с 2012 года, когда была заложена основа проведению министериала в трехстороннем формате на уровне глав оборонных ведомств.
Вот и в ноябре 2018 года министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов, начальник Генштаба Турции генерал армии Яшар Гюлер и начальник Генштаба Вооруженных сил Грузии генерал-майор Владимир Чачибая провели очередную встречу в Баку.
Как заявил Гасанов по окончанию встречи, она была организована по поручению глав трех братских государств: "На встрече обсуждалась военно-политическая ситуация в регионе. Ее цель – поддержать стратегические проекты трех братских стран, осуществляемые в регионе, а также мир и стабильность".
По его словам, на встрече обсуждалась работа, проводимая рабочей группой на протяжении нескольких лет. Кроме того, был подтвержден план работ на 2019 год.
По словам Гасанова, на трехсторонней встрече еще раз была утверждена приверженность территориальной целостности и суверенитета государств. "На встрече было принято решение по поводу углубления сотрудничества в военной, военно-образовательной, военно-медицинской сферах".
Министериал стал традиционным и по очереди проводится в каждой из трех стран. На нем преимущественно обсуждаются вопросы углубления сотрудничества в военной сфере между тремя странами, а также обеспечения стабильности и безопасности в регионе.
Мы видим, что контакты между оборонными ведомствами трех стран весьма интенсивны. Конечно же, этот союз будет под руководящей ролью Турции. Этого же мнения придерживается и грузинский эксперт Ираклий Джапаридзе, который пишет в одной из своих статей: «Турция будет продолжать скрытно или явно поддерживать свою главенствующую и неравнозначную роль в коалиции, так как превосходит как нашу Грузию, так и Азербайджан в экономическом и военно-политическом отношениях, не скрывая при этом своих экспансионистских амбиций».
По мнению ряда серьезных грузинских экспертов, в том числе и Ираклия Джапаридзе, укрепление военного союза Грузии с Азербайджаном и Турцией приведет к кризису отношений с дружественной Грузии Арменией. «Если Анкара готова поддерживать Баку в карабахском конфликте, то Грузию связывают с Арменией тесные экономические контакты, которыми она пока не готова жертвовать ради обеспечения целостности трехстороннего формата», – убежден политолог.
Он также предупреждает, что «в случае укрепления военной коалиции Грузии с Турцией возрастает угроза задействования грузинских курдов-езидов в «актах возмездия» на нашей территории», в смысле, на территории Грузии.
Возникает вопрос, что же общего между этими тремя странами, которые в историческом прошлом часто воевали между собой?
Каждая из них хочет удержать или вернуть территории, которыми нечестным путем завладели в историческом прошлом. При этом свои захватнические амбиции, как видим из вышеприведенной цитаты Гасанова, они маскируют такими словами как «приверженность территориальной целостности», «суверенитет государств» и так далее.
Понятно, что это лишь эвфемизмы для фраз, обозначающих захват территорий Южной Осетии, Нагорного Карабаха и Абхазии. Но Армения будет защищать Нагорный Карабах, и для того, чтобы захватить территорию Нагорного Карабаха, надо разгромить Армению. Поэтому нетрудно понять, что укрепление в Закавказье союза Грузии с Азербайджаном и Турцией, а также появление у этого союза военно-политической составляющей в противовес ОДКБ, членом которой является Армения, является прямой угрозой безопасности Армении, Абхазии и Южной Осетии.