Быть царем – Мелитон Казиты о жизни и творчестве Нафи Джуссойты

Sun, 27/02/2011 - 12:37
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Недавно вышла в свет первая книга монографии «Нафи», посвященная жизни и творчеству одного из наиболее ярких писателей Осетии Нафи Джусойты. О жизни Нафи Джусойты и о его творчестве корреспонденту ИА «Рес» рассказал автор монографии председатель Союза писателей Республики Южная Осетия – писатель и научный работник Мелитон Казиты.

– Мелитон Резоевич, что Вас побудило написать монографию о жизни и творчестве Нафи Джусойты?
– История таланта рождается с самим талантом. А Нафи Джусойты, как нам всем известно, является настоящим талантом. Он – поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик, литературовед, языковед, публицист, общественный деятель… К какому бы жанру не приблизилось его перо, везде оставляет свой яркий след. И это говорит о его способностях. Такая многогранность его таланта удивляет человека.

Одним словом, он очень талантливый писатель и ученый. Не почувствовать это невозможно.
Жизнь научила его суровой и беспощадной правде, и это красной нитью проходит по всему его творчеству. Ему чужда эффектность приключений. Он не говорит со своими читателями громкими фразами. Он научился высокому эмоциональному накалу слова. Его душе близок простой, честный человек-жизнетворец с его душевными переживаниями, и это сближает его с читателями. Писателя особенно привлекают глубокий смысл жизни наших предков и современников, красота их характеров и взаимоотношений.
Произведения уважаемого писателя и ученного главным образом отличаются высокой гражданственностью и глубоким психологизмом. Герои его художественных произведений активны в жизни, преисполнены чувства патриотизма и справедливости.
Каждая новая книга Нафи Джусойты является творческой удачей и свидетельствует о таланте и серьезной требовательности ее автора к труду творческого человека, о совершенствовании его художественного и научного мастерства.
Не уважать такого человека, не гордится им не возможно. В разные времена пробовал для себя сочинять разные статьи о его произведениях, но никогда не постарался их напечатать. А к его 70-летнему юбилею доклад делал я, заново перечитав все его творчество. У меня тогда появилось желание, написать монографию о динамике жизни в творчестве Нафи Джусойты. Часть этой работы - первую книгу монографии смог создать только к его 80-летию, а работа, как видим, с трудом увидела свет только к 85-летию писателя. Но история о жизни и творчестве Нафи Джусойты родилась с ним, продолжается уже 86 лет и будет продолжаться вечно.

– Обычно великие люди скромны, но Вы, наверное, подробно знакомились с жизнью Нафи Григорьевича, расскажите нам, пожалуйста, об основных вехах его биографии.
– Нафи Григорьевич Джусойты родился 27 февраля 1925 года на юге Осетии. Среднюю школу окончил перед Великой Отечественной войной и в тот же год добровольно ушел в ряды Красной Армии. По демобилизации в свою Родину вернулся в 1945 году и с тех пор работает на благо своего Отечества. Только с 1954 года является заведующим отделом осетинской литературы Научно-исследовательского института Республики Южная Осетия. Он стал кандидатом, а потом – доктором филологических наук. Был депутатом Верховного Совета СССР, депутатом несколько созывов Парламента РЮО. Нафи Григорьевич подготовил научные кадры не только для Осетии, но и для всего Северного Кавказа. Он всегда находится в гуще народной жизни. Его, как талантливого писателя и принципиального, известного ученного знают не только в странах Ближнего Зарубежья, но и на Западе…
Все это уже говорит о многом. Не зря говорил известный балкарский поэт Кайсын Кулиев, что талантливость и многогранность таланта Джусойты, честность, благородство, верность в товариществе вызывают со стороны его друзей большое уважение.
Мы, его соотечественники, благородны ему за это. Я не ошибусь, если скажу, что Нафи Джусойты является совестью не только осетинского народа, но и каждого совестливого кавказца.

– Какую роль играет Нафи Джусойты в общественной жизни Осетии?

– Не только в общественной жизни Осетии, но и в жизни Северного Кавказа не бывает ни одного значимого события, в работе которого Нафи Григорьевич, по мере возможности, не принимает активное участие. Все хотят видеть его на своих важных мероприятиях, чтобы каждому и делом помог, и своим присутствием украсил их разные встречи и торжества.
Уважаемый писатель, ученый и общественный деятель Н. Джусойты, если считает это необходимо, всегда идет им на встречу. И это не смотря на его возраст. Он, слава Богу, по-прежнему очень трудоспособен, подвижен и жизнелюб. Так что, можно с уверенностью говорить, в общественной жизни Осетии Нафи Джусойты играет ключевую роль. И в этом нельзя сомневаться.

– Какие труды (произведения) Нафи Джусойты Вам нравятся больше всего и почему?

– У нашего писателя и ученого очень много прекрасных литературно-критических статьей, ученых трудов, монографий… Только его научная работа «История осетинской литературы» в четырех книгах, две из которых пока не увидели свет, чего стоит!
У него значительные статьи по проблемным вопросам национальных литератур Кавказа. Не давно была издана книга его художественной публицистики «Царды жвидигж сагъжс» («Неизбывная дума о жизни»), о которой литературная критика пока не сказала свое веское слово. Но мне больше всего нравится его художественное наследие.
Нафи Джусойты создал и создает такие прекрасные произведения, что их только надо читать, получать удовольствие и по ним подводить свои жизненные итоги.
Когда я ещё учился в школе и был издан его первый исторический роман «Фыдæлты туг» («Кровь предков») в 1965 году о борьбе народа Кесельтского ущелья, то сразу стала моей любимой книгой. И попытался написать о нем рецензию для себя – «Моя любимая книга», которая пригодилась мне во время моей работы над монографией о писателе.
Также перу нашего писателя принадлежат отличные повести о состоянии, к сожалению, умирающего осетинского горного селения «Урс-урсид мит» («Белый-белый снег»), «Зарæг дыууæ хъæлæсæй» («Песня в два голоса»), о смысле жизни человека на земле «Адæймаджы мæлæт» («Возвращение Урузмага»)…
Его поэзия мужественна и страстна, с этим – лирична и философского характера.
Я часто вспоминаю его «Стихи об одиноком бизоне», который в неволе живет в зверинце, «будто горная речка в запруде», «последний в роду, без потомков остаться готов, чтобы им не могли уготовить надменные люди»:

Гордый духом бизон,
не унизь своей скорби и боли,
Заклинаю тебя
там, где горная встала гряда:
Независимость духа
храни ты достойно в неволе
И покорным бараном
в зверинце не стань никогда!

Стихотворение на русский язык перевел известный русский поэт и переводчик Яков Козловский, но, думаю, под влиянием времени не смог до русского читателя донести суть стихотворения. У Нафи Джусойты произведение заканчивается так:

Æфсымæр хъæддаг гал!
Иунæг нал дæ, æз – дыккаг.
Багъæц уал.
Лæгдзинад æвæстаг нæ вæййы,
лæгдзинад мах у.
Ныр та уал,
æфсымæр, аскъуыйæд фæлтау дæ мыггаг,
Фæлæ макуы су,
фысау, æрмахуыр!

Лирический герой стихотворения называет бизона братом. Считает себя вторым после бизона, который в неволе не хочет иметь потомков, и для него справедливее умереть бесплодным, чем стать покорным бараном и оставить в зверинце свой плод.
После горбачевской плутовской перестройки можно болтать все, по серьёзному никто тебя не воспримет; да после ельцинской разрухи кому есть дело до твоих предков и потомков, лишь бы самим выжить. Но в то время, когда это стихотворение родилось – в 60-тие годы за такие шедевры еще могли повесить человека.
Но Нафи Джусойты относится к той плеяде поэтов, которые, говоря словами Александра Пушкина, бывают царями за своим рабочим столом. И в любое время готов всех судить по своим высоким и справедливым меркам. Вот, в основном, в чем находится суть его многогранного таланта.

Валиев Гугули