В Европе наконец-то начали понимать всю остроту сложившейся в зоне грузино-осетинского конфликта ситуации

Sun, 20/07/2008 - 12:38
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Минувшая неделя ознаменовалась несколькими весьма примечательными событиями, которые хотя и получили достаточно широкую огласку в прессе, но, тем не менее, прошли мимо внимания аналитических обозревателей и политологов.
В первую очередь, это, конечно же касается, проведенной в Батуми встречи президента Грузии Михаила Саакашвили с министром иностранных дел Германии Франк-Вальтером Штайнмайером.
То, что основные усилия грузинского руководства уже давно сосредоточены на втягивании европейской политической элиты в решение территориальных проблем Грузии – ни для кого не секрет. И, на первый взгляд, батумская встреча – это всего лишь очередная попытка заручиться международной поддержкой проводимому грузинским руководством политическому курсу. Тем не менее, активность Саакашвили на встрече с главой германского МИДа имеет под собой гораздо более глубокий смысл.
Следует вспомнить, что из всех стран Евросоюза именно Германия, наряду с Францией, позиционирует себя как деловой партнер России. Не стоит забывать и то, что российско-германские разносторонние связи получили в последние годы гораздо более интенсивное развитие, чем отношения России с другими европейскими государствами, в том числе и отдельными партнерами по СНГ, хотя последние географически и политически намного ближе Москве, чем Берлин.
С этой точки зрения, попытка Тбилиси склонить благосклонность немцев на свою сторону – это не просто «заигрывание» с Европой, это попытка принудить Евросоюз к оказанию серьезного давления на Россию, в которой, как известно, Грузия видит тот самый пресловутый «корень зла». Нельзя не оценить расчетливость Саакашвили, понимающего важность взаимопонимания России и Германии и пытающегося сыграть в игру под названием «разделяй и властвуй». Властвовать, конечно, у грузинского президента не получится, но раскол между Москвой и Берлином он пытается внести уже не первый раз.
Другим событием, заслуживающим особого внимания, является приезд в Республику Южная Осетия Спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Питера Семнеби. Высокопоставленный представитель Евросоюза проявил заинтересованность в мирном урегулировании грузино-осетинского конфликта и задекларировал готовность европейских структур содействовать возобновлению переговорных процессов между сторонами. Более того, П.Семнеби выступил с конкретным предложением о проведении переговоров между грузинскими и югоосетинскими представителями в Брюсселе, посредником в которых должен был выступить Евросоюз.
Безусловно, любые шаги, которые будут содействовать установлению взаимопонимания - это позитив, который нужно всячески приветствовать. В данном аспекте предложение Семнеби следует рассматривать как реальное желание оказать содействие в мироном разрешении грузино-осетинского конфликта.
Тем не менее, необходимо обратить внимание на тот формат, в котором Евросоюз предлагает провести эти переговоры. Фактически, это переход к двустороннему диалогу, не учитывающему мнение других сторон, непосредственно принимающих участие в урегулировании конфликта в течение вот уже шестнадцати лет. Во-первых, на брюссельскую встречу оказались не приглашены представители РСО-Алании, кровно заинтересованные в судьбе осетин, проживающих в РЮО. Кроме того, по версии, озвученной П.Семнеби, грузинскую сторону должна представлять делегация министерства по реинтеграции Грузии, то есть ведомства, основной задачей которого является возвращение непризнанных республик Абхазия и Южная Осетия под юрисдикцию Тбилиси.
Вполне понятно, что такой формат переговорного процесса югоосетинским руководством был признан неприемлемым. Тем не менее, сам факт, что Евросоюз, наконец-то пытается уйти от голословной риторики и заняться выполнением практических мероприятий, говорит о том, что в Европе наконец-то начали понимать всю остроту сложившейся в зоне грузино-осетинского конфликта ситуации.
Конечно же, не исключено, что такая активизация европейских структур – это прямое следствие усилий грузинского руководства, которое, как было указано выше, делает все, чтобы втянуть западных партнеров в решение своих территориальных проблем. Но то, что события, происходящие в зоне грузино-осетинского конфликта, продолжают оставаться одной из животрепещущих тем для обсуждения, в том числе и на международном уровне, это добрый знак, позволяющий нам надеяться на положительное решение вопроса о свободе и независимости Республики Южная Осетия уже в недалеком будущем.

М.Харебова
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest