Как известно, глава так называемого «альтернативного предвыборного штаба» У.Каркусов заявил, что в организованных им «альтернативных» выборах намерено принять участие около 75 тысяч избирателей.
С просьбой прокомментировать данное заявление корреспондент информационного агентства «Рес» обратился к руководителю статистического управления Республики Южная Осетия Эрику Пухаеву.
Кор.: Уважаемый Эрик Георгиевич! Насколько реальны данные, представленные У.Каркусовым? Возможно ли, даже теоретически, такое количество избирателей?
Э.Пухаев: Информацию, представленную «альтернативным ЦИКом», впрочем как и саму эту организацию, не стоит воспринимать всерьез.
Согласно данным переписи, проведенной Госкомстатом Грузинской ССР в 1989 году, население Южно-Осетинской автономной области составляло более 99 тыс. чел., в том числе осетин – более 65 тысяч, грузин – около
28 тысяч, граждан других национальностей – приблизительно 5,5 тысяч человек.
С 1991 г., то есть с момента развязывания Грузией вооруженного конфликта, население РЮО сократилось на 16 тысяч человек. Так количество осетин сократилось на 7 тысяч, грузин – на 6 тысяч, количество граждан других национальностей уменьшилось более чем на 2,5 тысячи человек.
По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод, что основной причиной сокращения численности населения послужил миграционный отток граждан, вызванный разрушением объектов социально-экономической инфраструктуры в результате вооруженных действий и экономической блокадой со стороны Грузии. Эти факторы, естественно, привели и к появлению большого количества беженцев. Так, только по официальным данным, беженцами и вынужденными переселенцами в РЮО стали около 12,5 тысяч человек. При этом, выехало на территорию России – около 3,5 тысяч, на территорию Грузии – до 5 тысяч человек, приехали из Грузии в РЮО – почти 4 тысячи человек.
Таким образом, по состоянию на 1 ноября 2006 года численность населения РЮО составляет около 82,5 тыс. чел., в том числе: осетин – 58 тысяч, грузин – почти 22,5 тысячи, граждан других национальностей – около 2 тысяч человек.
При этом, на территориях, подконтрольных правительству Республики Южная Осетия, проживает около 68 тыс. чел. В районах, подконтрольных правительству Грузии, проживает около 14 тыс. чел.
Если говорить о статистических данных грузинской стороны, они, по вполне понятным причинам, значительно отличаются от наших. Так, по мнению официального Тбилиси, в РЮО всего проживает немногим более 49 тысяч жителей.
Безусловно, более ли менее правдоподобными данными о численности населения в РЮО грузинская сторона может располагать только в отношении районов, временно подконтрольных Грузии, то есть по анклавам и отдельным населенным пунктам Ленингорского района. Так, по данным ЦИК Грузии по состоянию на октябрь этого года, в перечисленных районах проживает 14 тысяч потенциальных избирателей. Конечно, и эти данные сильно завышены. Если всего – 14 тысяч жителей, то как могут принимать участие в голосовании тоже 14 тысяч? Ведь есть среди них и маленькие дети, и лица, лишенные права голосовать – заключенные, например.
Можно было бы понять, если бы У.Каркусов и его так называемый «альтернативный ЦИК» использовали хотя бы эти, пусть не совсем точные сведения грузинских источников: своих-то данных им взять просто негде. Но пресловутые «альтернативщики» и на эти данные опираться не захотели, прибегнув, вместо этого, к каким-то цифрам из области фантастики.
Поэтому их заявления о 75 тысячах избирателей не могут вызвать ничего, кроме недоумения. Что касается меня, то я не удивлюсь, если завтра они заявят о 150 или 250 тысячах желающих принять участие в их выборах.