В г. Стамбуле (Турция) завершилась консультативная встреча Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. В ходе встречи имела место попытка грузинской стороны навязать остальным участникам обсуждение некоего очередного одностороннего плана Грузии. Сопредседатель СКК от юго-осетинской стороны Борис Чочиев заявил, что каждый из постоянно меняющихся Сопредседателей СКК от грузинской стороны приходит с некоей «новой программой», не отвечающей ранее подписанным соглашениям. При этом они ввели в практику не только критиковать своего предшественника, но и отказываться от тех решений, которые подписывались ранее.
В присутствии представителей международного сообщества Борис Чочиев напомнил, что таких случаях существует процедура отзыва подписи государства, которая стоит под теми или иными соглашениями и решениями.
Как известно, президент Республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты неоднократно высказывался за сотрудничество правоохранительных органов сторон в борьбе с преступностью. На встрече в Стамбуле обсуждался и этот вопрос. Грузинская сторона согласилась, что необходимо возобновить деятельность Совместного координационного центра правоохранительных органов (СКЦ). С этой целью достигнута договоренность об организации встречи министров внутренних дел независимых государств – сторон СКК.
В ходе обсуждения ситуации в зоне конфликта грузинская сторона была вынуждена признать справедливость обвинения Бориса Чочиева, что в нарушение ранее подписанных соглашений, а значит незаконно, в зоне конфликта, а именно в с Курта МВД Грузии имеет незаконное вооруженное подразделение численностью 250 чел, которые имеют единственную цель – дестабилизировать обстановку в зоне конфликта. Несмотря на то, что грузинская сторона согласилась со справедливостью позиции юго-осетинской стороны, она не смогла ничем объяснить незаконное нахождение в с. Курта своего вышеупомянутого вооруженного формирования.
Б. Чочиев также указал, что грузинская сторона грубо нарушает ранее подписанные соглашения по урегулированию конфликта. В частности, указом министра обороны Грузии № 24 от 23 января 2004 года грузинский батальон ССПМ выведен из состава ССПМ и подчинен МО Грузии. И это при том, что весь комплекс подписанных соглашений в рамках процесса урегулирования грузино-осетинского конфликта имеет статус международных договорно-правовых актов, они обязательны к исполнению независимо от положений внутреннего законодательства сторон. Между тем, Грузия совершает такие деструктивные шаги как препятствование миротворцам в исполнении своих обязанностей, задержание миротворческого транспорта, убийства, захваты и пытки миротворцев, незаконная конфискация и последующая продажа с аукциона автомашины ССПМ и т.д., что негативно отражается на деятельности ССПМ. «И в этих условиях грузинская сторона еще смеет обвинять российскую сторону, что деятельность ССПМ неэффективна», - подчеркнул Б. Чочиев.
Б. Чочиев остро поднял вопрос защиты прав осетинского населения Грузии. Он обвинил Миссию ОБСЕ в Грузии, а также западные страны, посольства которых аккредитованы в Тбилиси в безразличии к грубому нарушению прав осетинских детей с. Болкви, где была закрыта национальная школа, в которой изучался осетинский язык, и преподавание шло преимущественно на русском языке. Детям же было предложено продолжить образование в грузинской школе села Арешперани на грузинском языке, которого они не понимают. Б. Чочиев отметил, что такие действия Грузии не являются исключением, ибо такая практика в Грузии существует еще с ХХ века, когда повсеместно по всей Грузии закрывали осетинские и русские школы и переводили их на грузинские. Неудивительно, что и в начале ХХI века такой случай имеет место. Однако удивляет позиция Миссия ОБСЕ в Грузии (в которой есть должность офицера по защите прав человека), которая, несмотря на неоднократные письма Юго-Осетинской части СКК, никак официально не среагировала на столь вопиющее нарушение прав детей.
В разделе вопросов, отнесенных в раздел «Разное», делегация Грузии заявила, что закон Грузии о реституции, якобы, не принят, и что юго-осетинская сторона, якобы, может принять участие в его разработке. Но это является неправдой. Грузинская сторона в лице государственного министра Грузии по урегулированию конфликтов, Сопредседателя СКК от грузинской стороны Мераба Антадзе и других участников грузинской делегации даже не знали, что данный закон Грузии уже принят еще 26 декабря 2006. Об этом они узнали только из документов, представленных юго-осетинской стороной. Это говорит о степени серьезности намерения грузинского руководства реально соблюдать права десятков тысяч осетинских беженцев из Грузии. Б. Чочиев заявил, что Грузия не только не возвращает, но до сих пор изгоняет осетинское население из Грузии, ибо фашистская идеология по отношению к осетинам, не осуждена никем в Грузии и она процветает.
По всей видимости, будет достигнута договоренность о проведении пленарного заседания СКК в г. Тбилиси.
Информационно-аналитический отдел
Юго-Осетинской части СКК