Алан Плиев, зам. министра иностранных дел РЮО:
Проблем у нас гораздо больше двух и приоритет в решении той или иной проблемы выделить сложно - одинаково важным для Южной Осетии является устранение всех негативных процессов.
Две наиболее значимых проблем из них – это сложная обстановка в населенных пунктах Южной Осетии с преимущественно грузинскими жителями, в которых все еще имеет место размещение незаконных вооруженных структур, сращивание с криминальными элементами, похищение людей, поборы осетинского населения и обстрелы Цхинвала, производимые этими формированиями.
Другая проблема - сложное положение в экономике республики.
Алан Джиоев, политолог:
Первая проблема, безусловно, связана с ситуацией, которая в последние дни складывается в зоне конфликта. Резкое увеличение численности грузинских вооруженных формирований, оборудование грузинской стороной укрепленных позиций в непосредственной близости от осетинских границ – все это, конечно же, нагнетает и без того сложную обстановку.
И проблема заключается даже не в том, что грузинская сторона в очередной раз бряцает оружием, пытаясь оказать психологическое давление на мирное население республики – мы это видели уже не раз. Суть проблемы состоит в том, что грузинские руководители недопонимают, насколько близко они подошли к опасной черте, за которой – война!
Сейчас южные районы РЮО напоминают пороховой склад: достаточно чиркнуть спичкой, сделать одно неосторожное движение – и все взорвется! Не дай Бог, сейчас у кого-то сдадут нервы: остановить кровопролитие будет очень и очень сложно…
Руководство Республики Южная Осетия, правительство, парламент, духовные и общественные лидеры делают сейчас все возможное, чтобы сдержать гнев населения, чтобы не допустить перехода через ту зыбкую грань, которая отделяет хрупкий мир от военного положения. Очень хочется верить, что в Тбилиси, наконец-то, осознают, на краю какой бездонной пропасти мы сегодня, по их вине, стоим, и примут единственно разумное в данной ситуации решение: увести от границы свои подразделения и вернуться к мирному переговорному процессу.
Вторая проблема, менее острая, но тоже немаловажная – это однобокое восприятие мировым сообществом всего, что происходит в нашей республике. Причина понятна: Михаил Саакашвили и другие чиновники полностью ориентированной на Запад Грузии проводят международные встречи чуть ли не ежедневно и делают все возможное, чтобы расписать ситуацию в зоне грузино-осетинского конфликта в выгодном для себя свете. Да и Соединенные Штаты, стремящиеся взять под свой контроль весь Закавказский регион, убеждают весь мир в «небольших внутренних проблемах» в Грузии, делая все, чтобы скрыть существование в регионе серьезного межэтнического конфликта. В итоге, в результате совместных усилий Тбилиси и Вашингтона у всего мирового сообщества складывается впечатление, что население Южной Осетии «просто мечтает» жить в составе единой Грузии…
Проблема, действительно, серьезная. Для того чтобы ее устранить, нужны продуманные, согласованные действия не только органов власти РЮО (МИДа, например), но и всех политических, общественных, религиозных организаций республики, средств массовой информации, осетинских диаспор за рубежом. Необходимо изучить опыт Армении, которая применила все свои силы, чтобы убедить мировое сообщество в геноциде армян со стороны Османской империи. Думаю, возможности и таланты осетинского народа позволяют нам, пусть не сразу, но совершить переворот в сознании международной общественности, убедить весь мир в справедливости и обоснованности наших требований о независимости, в нашем праве на жизнь и свободу.