о некоторых юридических аспектах и правовой оценке проводимых в Республике Южная Осетия 12 ноября 2006 г. референдума и выборов Президента Республики Южная Осетия
1 сентября и 11 сентября 2006 г. Парламентом Республики Южная Осетия в рамках международного права, с соблюдением требований Конституции Республики Южная Осетия, Конституционных законов Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан», «О референдуме в Республике Южная Осетия» и «О выборах Президента Республики Южная Осетия», были назначены на 12 ноября 2006 г. референдум и выборы Президента Республики Южная Осетия.
На референдум вынесен один вопрос - «Согласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?»
С соблюдением требований указанных выше законов Парламентом Республики Южная Осетия была образована Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия, которая в свою очередь образовала территориальные избирательные комиссии (в г. Цхинвал и четырех районах Республики Южная Осетия), были также образованы и сформированы участковые избирательные комиссии по всей республике.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в настоящее время ряд населенных пунктов, в которых проживают граждане Республики Южная Осетия грузинской национальности, де-факто не контролируются законной властью Республики Южная Осетия, ЦИК направил в эти населенные пункты (в том числе в международные организации, ОБСЕ) предложение открыть в них избирательные участки и принять участие в референдуме и выборах Президента Республики Южная Осетия (19.09.2006 г. исх. №9).
Ответа на свое предложение Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия не получила.
Между тем на днях в средствах массовой информации Грузии прозвучала информация о проведении «в Лиахвском ущелье» «альтернативных выборов президента Республики Южная Осетия и референдума», а затем в грузинском селе Ередви Цхинвальского района объявилась так называемая центральная избирательная комиссия по проведению «референдума и выборов президента Республики Южная Осетия».
В связи с этим у населения Республики Южная Осетия возникают закономерные вопросы о том кем и на основании каких законодательных актов образована в с. Ередви указанная комиссия и какими законами и нормативными правовыми актами предполагает руководствоваться в своей «деятельности»?
В этой связи с этим необходимо отметить, что, во-первых, в международной практике не существует такого понятия как проведение «альтернативных выборов Президента» или «проведение альтернативного референдума». Не предусматривают это и нормы международного права.
Правда появилась практика проведения альтернативных конкурсов красоты, например, недавно проведенный в Таиланде конкурс на звание «Мисс мира» среди геев, но думаю Ередвские авантюристы не взяли за основу таиландский опыт.
Во-вторых, не будучи большим знатоком законодательства Грузии, совершенно очевидно, что правовой базой «альтернативных выборов» в с. Ередви не может быть законодательство этого государства ибо, во-первых, в Конституции Грузии нет такого понятия как «Республика Южная Осетия» и, во-вторых, референдум и выборы в Республике Южная Осетия как в суверенном государстве, про водятся на основе собственного законодательства.
Таким образом, для инициаторов «альтернативных референдума и выборов президента Республики Южная Осетия», а также их потворщикам остаются две пути - проводить их без ссылок на какие бы то не было законы, а это абсурдно, или проводить их на основе существующего законодательства Республики Южная Осетия, что не менее абсурдно, т.к. как само создание ЦИК в с. Ередви так и действия этой комиссии, грубо нарушают многие нормы Конституции Республики Южная Осетия и законов Республики Южная Осетия. В частности инициаторами «альтернативных выборов референдума» в с. Ередви нарушены следующие законы Республики Южная Осетия:
1. Согласно п. 14 ст. 50 Конституции Республики Южная Осетия Президент Республики Южная Осетия «назначает референдум в порядке, установленном конституционным законом».
Согласно ст. 8 п.2 и ст.11 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия» инициатива проведения референдума Республики Южная Осетия принадлежит Президенту Республики Южная Осетия, так же как и право на назначение такого референдума.
В соответствии со ст. 61 п. 10 Конституции Республики Южная Осетия ист. 3 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» выборы Президента Республики Южная Осетия назначает Парламент Республики Южная Осетия.
Инициаторами из с. Ередви были грубо нарушены все перечисленные статьи Конституции Республики Южная Осетия и Конституционных законов Республики Южная Осетия, т.к. ни Президент Республики Южная Осетия ни Парламент Республики Южная Осетия «альтернативных выборов и проведение референдума» в с. Ередви не назначали и тем самым «выборы и референдум» в с. Ередви незаконны.
2. В соответствии с п. 8 ст. 61 Конституции Республики Южная Осетия и Конституционными законами Республики Южная Осетия, т.е. ст. 21 п. 2,3,4,9 К3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участке в референдуме граждан» ст. 7 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия» ст.ст. 12, 13, 14 К3 «О референдуме Республики Южная Осетия» (далее К3). Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия формируется Парламентом Республики Южная Осетия и Президентом Республики Южная Осетия, а образуется Парламентом Республики Южная Осетия с конкретными полномочиями.
Президент Республики Южная Осетия и Парламент Республики Южная Осетия так называемую «Центральную избирательную комиссию» в с. Ередви не формировали и не образовали, Председателя и членов ЦИК не назначали, никакими полномочиями их не наделяли и тем самым существование этой комиссии и ее деятельность являются незаконными.
3. Грубо нарушены требования п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 14 и п. 7 ст. 15 Конституционного закона Республики Южная Осетия (далее К3 Республики Южная Осетия) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан», ст. 11 К3 Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия», ст. ст. 3 и 4 К3 Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия», касающихся порядка и сроков назначения и проведения выборов Президента Республики Южная Осетия и референдума.
4. Не соблюдены требования ст. 7,8 и 9 К3 Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия», а также ст.ст. 12-17 К3 Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия», регулирующих порядок формирования избирательных комиссий и комиссий референдума всех уровней.
5. Не соблюдены требования СТ.ст. 17-20 К3 Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» и СТ.ст. 18 -20 К3 Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия», касающихся порядка составления списков избирателей, образования избирательных округов, участков и участков референдума, а также порядка включения граждан в списки избирателей.
6. Не соблюдены требования ст. 27 - 30 К3 Республики Южная Осетия
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан», устанавливающих сроки и регулирующих порядок выдвижения кандидатов в Президенты Республики Южная Осетия, а также порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов.
7. Грубо нарушены требования п. 1 ст. 8 К3 Республики Южная Осетия «О референдуме Республики Южная Осетия», согласно которой инициаторами проведения референдума должны выступить не менее 1000 граждан Республики Южная Осетия, проживающих во всех регионах республики.
8. Наконец, не могут быть соблюдены требования п. п. 5 и 6 ст. 44 К3 Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия », согласно которой избирательные бюллетени в день выборов выдаются избирателям, включенным в список избирателей при предъявлении ими паспорта гражданина Республики Южная Осетия.
Перечень нарушений Конституции Республики Южная Осетия и законов Республики Южная Осетия, регулирующих выборы и референдумы в Республике Южная Осетия со стороны инициаторов «альтернативных выборов Президента Республики Южная Осетия и референдума» в с. Ередви можно было и продолжить, но в этом нет необходимости ибо даже одного из вышеперечисленных нарушений достаточно для признания этих «выборов» незаконными, а их результаты недействительными.
Министр юстиции Республики Южная Осетия
М.И. Чигоев