Сегодня в Москве, в очередной раз, соберется Смешанная контрольная комиссия (СКК), созданная на основе Сочинского соглашения от 24 июня 1992 года во время грузинской агрессии 1989-1992 гг. против Южной Осетии. Югоосетинская сторона поднимет вопросы, связанные с минометным обстрелом города Цхинвал 20 сентября. Грузинская сторона поставит вопрос не выполнения мандата российскими миротворцами и вообще серьезного пересмотра принципа работы СКК.
Общеизвестно, что именно СКК является эффективнейшим механизмом разрешения часто возникающих в зоне грузино-осетинского противостояния кризисных ситуаций. Но почему-то нынешний формат переговорного процесса не устраивает Тбилиси. Периодически подпитываемая богатыми спонсорами Грузия уже давно работает над его разрушением.
Кроме того, Грузия еще ориентирована и на вывод российских миротворцев из конфликтных Южной Осетии и Абхазии. Недавно, грузинским парламентом было принято постановление, в котором российским миротворцам определен срок до 10 февраля 2006 года. «Если до этого времени миротворцы не приведут свою деятельность в соответствии с мандатом, парламент поставит вопрос их вывода из страны», - говорится в постановлении.
По словам спикера грузинского парламента Нино Бурджанадзе, миротворцы продемонстрировали полную беспомощность, когда осетинская сторона нарушила все имеющиеся с 1992 года соглашения, гарантами которых является Россия». Нино Бурджанадзе имела в виду военный парад, прошедший 20 сентября в честь празднования 15-летия независимости Южной Осетии. Она почему-то не знала, или не хотела знать об официальном уведомлении грузинской стороны сопредседателем юго-осетинской части СКК Борисом Чочиевым, насчет демонстрации военной силы во время парада.
Еще Нино Бурджанадзе поспешила обвинить российских миротворцев в минометном обстреле западной окраины Цхинвала, в результате которого были ранены 10 человек, в том числе двухлетняя Оксана Битиева, которую долго лечили во Владикавказе. «Обстрел организовали силы, которые проигнорировали наши мирные инициативы по урегулированию юго-осетинского конфликта. Нам такие миротворцы не нужны. Если в ближайшее время ситуация не изменится, мы очень серьезно поставим вопрос об их выводе», - сказала она. И неудивительно, ведь будучи вхожей в грузинскую «партию войны», она обязана учитывать все «за» и «против» объединения вконец развалившейся Грузии в рамках некогда существующей Грузинской ССР.
Мирные инициативы, о которых говорила спикер, были озвучены президентом Грузии Михаилом Саакашвили на специально созванной международной конференции по вопросам урегулирования грузино-осетинского конфликта в Батуми. Подготовленные в спешном порядке на широкую западную аудиторию грузинскими неправительственными организациями, финансируемыми тем же самым Западом, они, по меньшей мере, кажутся, неискренними в свете последних событий в Аджарии, автономные права которой полностью ликвидированы. Как сообщил на днях председатель комитета по обороне и безопасности парламента Грузии Гиви Таргамадзе Грузией в ближайшее время планируется проведение очередной международной конференции по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Известно, что американцы собираются принять в ней активное участие. «Этим шагом мирный формат станет более реальным, и мы приобретем сильного партнера в лице США, которые помогут нам в урегулировании проблемы», заявил Гиви Таргамадзе.
Исходя из этого, легко понять замысловатую реакцию официального представителя Государственного департамента США Шона МакКормака на минометный обстрел Цхинвала. Он обратился к правительству Грузии «с просьбой действовать быстро, чтобы выполнять свои обязательства и предпринять требуемые действия согласно существующим международным соглашениям». «Соединенные Штаты поддерживают территориальную целостность Грузии и призывают все стороны работать совместно для достижения мирного урегулирования югоосетинского конфликта, решая статус области в пределах Грузии», - отметил он.
Видимо для урегулирования юго-осетинского конфликта «мирным» путем, Чехия в рамках американской военной программы «Операция по сохранению стабильности», передала в дар Министерству обороны Грузии «определенное количество амуниции и вооружения». Тем более, это уже вторая программа военной помощи Грузии, предусматривающая подготовку военнослужащих по стандартам НАТО. В общей сложности приведение грузинских военнослужащих в «соответствие» с их западными коллегами уже обошлось США более чем в 120 миллионов долларов.
Если еще учитывать и резкое увеличение расходов Грузии на оборону, и постоянно увеличивающееся военное присутствие Грузии в зоне грузино-осетинского конфликта, и то, что появление в зоне конфликта министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили никогда не проходит бесследно и всегда сопровождается эскалацией напряженности, становится ясным, что и российские миротворцы и СКК, появившиеся в зоне конфликта с подписания вышеупомянутого Сочинского соглашения тогдашними президентами России и Грузии, просто-напросто мешают нынешнему руководству Грузии, полностью поддерживаемому США, в осуществлении своих завуалированных планов.
Независимый политологический центр