ЗАСЕДАНИЕ СМЕШАННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ

Fri, 18/11/2005 - 16:53
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

15-16 ноября в г. Любляна (Словения) состоялось заседание Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, в котором приняли участие делегации Республики Южная Осетия (во главе с министром по особым делам РЮО, Сопредседателем СКК от юго-Осетинской стороны Борисом Чочиевым), Российской Федерации (во главе с послом по особым поручениям МИД РФ Валерием Кеняйкиным), Республики Северная Осетия - Алания (во главе с государственным советником главы РСО-А Таймуразом Кусовым) и Грузии (во главе с госминистром Грузии Георгием Хаиндрава). Приняли участие представители ОБСЕ и Еврокомиссии.
Заседание приветственным словом открыл Действующий председатель ОБСЕ, Министр иностранных дел Словении Димитрий Рупел.
Д. Рупел выразил надежду, что нынешняя встреча будет использована сторонами для придания импульса процессу урегулирования грузино-осетинского конфликта. Он отметил, что реальной основой развития мирного процесса является трехэтапная схема урегулирования, поддержанная руководителями обеих сторон в конфликте.
В практическом плане Д. Рупел подчеркнул значение налаживания взаимодействия по линии правоохранительных органов сторон, включая возобновление деятельности Совместного координационного центра по взаимодействию правоохранительных органов при СКК (СКЦ), а также реализации договоренностей по экономическому восстановлению зоны конфликта. Он подчеркнул необходимость исключительно мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта
Д. Рупел поддержал выдвинутое Российской делегацией предложение об организации четырехсторонней встречи высших политических руководителей сторн СКК, заявив: "Хотелось бы, чтобы возможности, предоставляемые сегодняшним заседанием, были бы использованы для создания условий для скорейшей встречи на самом высоком политическом уровне между сторонами. Существует неотложная необходимость в такой встрече для стабилизации ситуации и демонстрации политической воли к продвижению процесса вперед - позитивно и интенсивно. Я надеюсь, что данное заседание СКК будет способствовать тому, чтобы эта встреча на высоком уровне состоялась".
Данное предложение российской делегации было поддержано также делегациями Южной и Северной Осетии, однако грузинская сторона высказалась категорически против. В ходе обсуждения этого вопроса руководитель грузинской делегации допускал некорректные высказывания в адрес Действующего председателя ОБСЕ, что было с возмущением встречено представителями России и Осетии.
Глава делегации Южной Осетии Борис Чочиев указал, что когда высокопоставленные должностные лица ОБСЕ говорят то, что нравится Грузии, то грузинская сторона отзывается о них как о представителях авторитетной международной организации, а когда Действующий Председатель ОБСЕ выступил с инициативами, которые на сей раз оказались неприемлемыми для Грузии и расходятся с видением США то грузинский госминистр заявляет, что "мнение Рупела - это его личное дело".
Юго-осетинская делегация на заседание приехала с конкретными предложениями по повышению эффективности процесса урегулирования, например, укрепление мер доверия и гарантий безопасности, в соответствии с ранее подписанным решением СКК провести встречу руководителей правоохранительных органов сторон, возобновить деятельность рабочих групп по основным направлениям CКК и т. д.
В отличие от конструктивной позиции юго-осетинской стороны, грузинская делегация приехала с четким заданием от своего политического руководства и западных спонсоров - разрушить формат СКК и во что бы то ни стало включить в переговорный процесс США и ОБСЕ.
Юго-Осетинская делегация категорически выступила против расширения формата СКК, так как гарантом безопасности в зоне грузино-осетинского конфликта является Россия, и урегулирование здесь идет гораздо результативнее и эффективнее, чем в других горячих точках планеты, где гарантами безопасности выступают другие страны. Делегация Южной Осетии не дала возможности грузинской стороне обсуждать этот вопрос, не только потому, что в корне не устраивает юго-осетинскую сторону, но и не входит в компетенцию СКК. Руководитель грузинской делегации предпринял попытку навязать участникам заседания обсуждение этого и ряда других вопросов, которые также не были включены в повестку дня и не были нацелены на конструктивное ведение процесса урегулирования, но эти попытки были пресечены Борисом Чочиевым на правах председательствующего. Тогда Георгий Хаиндрава и некоторые члены грузинской делегации покинули заседание, но впоследствии были вынуждены вернуться обратно. Однако, несмотря на то, что их
предложение не прошло, грузинская сторона воспользовалась правом записать свою позицию в протокол как "особое мнение".
Ввиду невозможности для себя участвовать в разработке законопроекта Грузии по реституции (так как Грузия - это другое государство), Юго-Осетинская сторона не приняла концепцию законопроекта "Право на реституцию и компенсацию пострадавших вследствие грузино-осетинского конфликта", предложив пригласить УВКБ ООН дать заключение по проектам законодательных актов Грузии по вопросам реституции имущественных и жилищных прав беженцев и вынужденно перемещенных лиц
Б. Чочиев с озабоченностью отметил продолжающуюся милитаризацию Грузии. "В то время как Южная Осетия сократила на 50 процентов свои вооруженные силы по инициативе Э. Дж. Кокойты, Грузия активно вооружается и милитаризируется - причем не из каких-то неизвестных источников, а некоторыми странами ОБСЕ, которые тем самым нарушают ряд международных нормативно-правовых актов, запрещающих поставлять оружие в конфликтные регионы, в том числе "Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности" от 1994 г., "Принципы, регулирующие передачу обычных вооружений" от 1994 г., а также документы ОБСЕ о легком и стрелковом вооружении от 2001 г.", - заявил министр.
По этому вопросу юго-осетинская сторона обратилась к Постоянному Совету ОБСЕ и Совету Министров ОБСЕ с просьбой обратить внимание государств-участников на принятые в рамках ОБСЕ обязательства воздерживаться от поставок вооружений странам, находящимся в состоянии конфликта, отметив, в частности, что военная помощь, поставки вооружений и боеприпасов для Грузии способствуют новой эскалации напряженности.
Текст Обращения был лично передан Борисом Чочиевым Димитрию Рупелу в ходе двусторонней встречи в резиденции Министра иностранных дел Словении, которая состоялась после завершения первого дня работы заседания СКК. На данной встрече глава делегации Республики Южная Осетия также изложил позицию руководства РЮО по мироному урегулированию грузино-осетинских взаимоотношений и передал Действующему Председателю ОБСЕ Меморандум Правительства Республики Южная Осетия. Стороны также обсудили перспективы четырехсторонней встречи высших политических руководителей сторон СКК. Д. Рупель высказал готовность в случае проведения этой встречи принять в ней участие и заверил, что предпримет все усилия, чтобы подобная встреча состоялась.
На заседании СКК юго-осетинская делегация выдвинула предложение сторонам СКК способствовать незамедлительной организации встречи министров внутренних дел сторон СКК с целью выработки комплекса мер по улучшению взаимодействия между соответствующими структурами Южной Осетии и Грузии, в том числе по возобновлению деятельности СКЦ по борьбе с преступностью. Однако данное предложение не нашло реального отклика у грузинской стороны, так как она не заинтересована в успешной борьбе с преступностью.
Другим важным предложением юго-осетинской стороны, направленной на повышение мер доверия, было в соответствии с ранее подписанными соглашениями решить вопрос о взаимной передаче сторонами конфликта граждан противоположной стороны, задержанных по подозрению в совершении преступных действий или осужденных судебными органами и отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях для дальнейшего расследования судебного рассмотрения уголовных дел и отбывания наказания в соответствующих специальных учреждениях сторон. Также было заявлено о необходимости до возобновления деятельности СКЦ сторонам СКК создать четырехстороннюю группу сторон в СКК, с привлечением экспертов из международных, в том числе правозащитных, организаций по мониторингу хода расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в отношении граждан сторон в конфликте, задержанных соответствующими правоохранительными органами, а также условий их содержания и такую же проверку проводить в отношении осужденных, содерж
ащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах сторон и указанные полномочия передать СКЦ после начала его деятельности.
Постановка этого вопроса была обусловлена тем, что в последнее время грузинская сторона в политических целях предприняла захваты жителей Южной Осетии, которые содержатся в пенитенциарных учреждениях Грузии и их права систематически грубо нарушаются.
Относительно предложения, содержащегося в п. 1.3. Решения СКК от 24-25 октября 2005 года касательно встречи Кокойты - Ногаидели юго-осетинская делегация довела до сведения участников заседания мнение руководства Республики Южная Осетия о целесообразности провести встречу на уровне глав правительств соответствующих сторон, то есть Председателя правительства Республики южная Осетия Юрия Морозова и премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели.
Поведение грузинской стороны на протяжении всего заседания СКК вызывало удивление как у других сторон СКК, так и у присутствовавших представителей международных организаций. Как оказалось, подобное поведение исходило из инструкций, получаемых от "ведущих" министерств и ведомств Грузии руководителем грузинской делегации.
В целом, было заметно, что неконструктивная позиция грузинской стороны в вопросах урегулирования грузино-осетинского конфликта уже начинает вызывать недоумение и в руководстве некоторых западных государств.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest