О ситуации в Южной Осетии, о роли российских миротворцев в урегулировании грузино-осетинского конфликта, чем будет чреват их вывод, на котором настаивает Грузия, и планах мирного урегулирования рассказал в интервью спецкорру РИА Новости Андрею Малышкину глава Южной Осетии Эдуард Кокойты.
Эдуард Джабеевич, как Вы можете оценить последние инциденты с российскими миротворцами в зоне грузино-осетинского конфликта, а также ситуацию в Южной Осетии, изменения по сравнению с прошлым годом?
- Во-первых, это не первый подобный случай в зоне конфликта. Провокации начались сразу же после прихода к власти участников "революции роз". При поддержке своих западных спонсоров, уже с первых дней нынешний грузинский режим начал атаку на российских военных сначала в Аджарии, затем в Ахалкалаки. Все эти действия сопровождались захватами военной техники, блокированием колонн и т.д. При этом все эти провокации сопровождались организованными массовками: митингующие толпы, лазерные шоу у штаба российских военных и у диппредставительств России в Тбилиси, прямая трансляция в грузинских СМИ.
Что касается развития ситуации вокруг Южной Осетии, могу сказать, что, к сожалению, мы наблюдаем только нагнетание нездоровых тенденций и рост напряженности. При этом мы всегда стояли на позициях недопущения возобновления боевых действий. Считаю и сейчас, в ответ на провокации грузинской стороны вновь заявить, что альтернативы мирному урегулированию взаимоотношений между Южной Осетией и Грузией не существует. Мы и впредь будем не просто на словах отстаивать это положение, но и на деле доказывать свое стремление к миру.
Кстати, наступивший год объявлен нами Годом мира и стабильности, и мы всячески будем стремиться к восстановлению доверия между действительно братскими грузинским и осетинским народами. Убежден, что провокаторам не удастся ввести в заблуждение грузинский народ.
Парламент Грузии планирует в ближайшее время рассмотреть вопрос о возможном выводе российских миротворцев. Чем чреват вывод миротворцев, к каким последствиям может привести их уход?
- Нам известны истинные намерения руководства соседней Грузии. Однозначно могу заявить, что эти планы не имеют ничего общего с мнением самого народа Грузии, более того, мнение народа вообще не берется в расчет. Выдавливание России из региона через организацию провокаций против ее миротворческих сил является тактическим ходом, своеобразной "программой минимум". Главная же цель сил, которые стоят за спиной правительства Грузии, совершенно проста и прагматична: после вытеснения России и "наведения порядка" по-американски, а мы с вами наблюдаем за тем, как это делалось на Балканах и делается в Афганистане и Ираке сегодня, Грузия будет превращена в крупномасштабную военную базу регионального значения.
Что касается вывода российских миротворцев из зоны конфликта, то это вовсе не является прерогативой грузинского парламента. Существует ряд соглашений и договоренностей, подписанных, в том числе, и самой Грузией, которые не предусматривают ни каких односторонних решений, более того, миротворческие силы приданы Смешанной контрольной Комиссии (СКК) и несут службу согласно ее мандату. А все решения в СКК принимаются исключительно на основе консенсуса. Так что вся возня вокруг миротворцев ни что иное, как блеф, направленный на нагнетание ситуации в общем антироссийском контексте.
Известен Ваш план мирного урегулирования. Когда возможна встреча с представителями руководства Грузии для его обсуждения, на каком уровне она может состояться и где?
- История с нашими предложениями также отчетливо показывают отношение тбилисских властей к проблеме урегулирования. Сначала они получают полное одобрение высшего руководства соседней Грузии, а спустя неделю мы видим, как торпедируется эта продуктивная идея. Мы настаиваем на том, что встреча высших политических руководителей сторон, участвующих в грузино-осетинском урегулировании явилась бы мощным импульсом к продвижению по мирному пути. Грузинская сторона - против. Мы - за.
Когда состоится Ваша встреча с президентом Абхазии Сергеем Багапшем, возможна ли выработка каких-либо совместных позиций, поскольку Тбилиси ставит вопрос о выводе российских миротворцев и из Абхазии?
- Мы часто встречаемся с президентом Абхазии. Эти встречи носят регулярный характер. 20 сентября 2005 года во время празднования 15-летия нашей независимости между нашими республиками подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. У нас много общего и не только в плане давних исторических и культурных связей. Сегодня наши народы сталкиваются с проблемами, которые надо решать сообща.
Не планируется ли в ближайшее время встреча глав Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья, какие проблемы можно было бы обсудить на такой встрече?
- Такая встреча уже была в прошедшем году, и все стороны остались довольны ее результатами. Взаимодействие наших трех братских республик не случайно, нам противостоят страны-участницы ГУАМ, в частности Грузия и Молдова. Процессы, которые происходят на этом пространстве, взаимосвязаны подобно принципу сообщающихся сосудов. У нас подписан Договор и с Приднестровьем о дружбе и взаимопомощи. С удовлетворением хочется отметить, что в 2005-м году исполнилось десять лет со дня его подписания.
Что касается очередной встречи глав трех наших государств, то могу определенно сказать, что работа в этом направлении ведется нашими соответствующими службами. В настоящее время ведутся консультации и между президентами, и такая встреча состоится, исходя из дальнейшего развития политических процессов вокруг наших стран по мере необходимости.