В сложившейся ситуации вряд ли кто-то возьмется предсказать результаты президентских выборов в Грузии

Thu, 15/11/2007 - 13:07
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В последнее время в ситуации вокруг Республики Южная Осетия отмечается определенный спад напряженности, что вызвано, прежде всего, переключением внимания грузинского руководства на решение исключительно внутренних проблем. В настоящий момент в Тбилиси всеми силами пытаются преодолеть внутриполитический кризис и восстановить доверие западных партнеров, в значительной степени утраченное после проведенной 7 ноября силовой акции в отношении оппозиции.
Но все же основной фактор, отвлекший политические круги Грузии от «югоосетинской проблемы» – это принятое М.Саакашвили решение о проведении 5 января 2008 г. досрочных выборов главы государства.
Абсолютно понятно, что единственной целью М.Саакашвили, определившего настолько сжатые сроки на подготовку к выборам, является попытка предотвратить консолидацию оппозиционно настроенных сил и, надо признать, ему это отчасти удается. Так, например, условия острой нехватки времени уже вынудили оппонентов М.Саакашвили принять скоропалительное и не до конца согласованное решение о выдвижении Л.Гачечиладзе в качестве единого кандидата от оппозиции.
Невольно встает вопрос о легитимности Л.Гачечиладзе в качестве «единого» кандидата. Предпринимаемые до этого оппозицией неоднократные попытки договориться о выдвижении единого кандидата ни к чему так и не привели. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что и сегодня Л.Гачечиладзе не сможет получить единодушной поддержки всего спектра оппозиционных сил. А это значит, что, несмотря на официально декларируемую поддержку этой кандидатуры всеми оппозиционными партиями и движениями, грузинской оппозиции не удастся избежать раскола и потери части электората, прежде всего из-за разногласий, существующих до настоящего времени между лидерами оппозиционных кругов.
С другой стороны, сжатые сроки, отведенные на подготовку к выборам, в значительной степени снижают шансы самого М.Саакашвили на переизбрание. Уже писалось неоднократно, что согласно конституции страны, нынешний грузинский президент обязан покинуть свой пост за 45 дней до выборов, то есть М.Саакашвили будет вынужден с
21-22 ноября с.г. передать обязанности главы государства председателю парламента. Нет сомнений, это очень негативно скажется на его способности влиять на складывающуюся ситуацию. А учитывая катастрофическое падение рейтинга М.Саакашвили после предпринятых им 7-8 ноября репрессий, становится абсолютно ясно, что в оставшееся до отставки время ему не удастся восстановить прежний уровень популярности и обеспечить себе поддержку абсолютного большинства избирателей в ходе предстоящего голосования.
В сложившейся ситуации вряд ли кто-то возьмется предсказать результаты президентских выборов в Грузии. В настоящее время в этой стране нет ни одного общественно-политического деятеля, который по уровню популярности у населения и наличию реального политического веса мог бы обеспечить себе безусловное лидерство в предстоящей предвыборной кампании.
В принципе, чисто теоретически, реальную конкуренцию М.Саакашвили в борьбе за пост главы грузинского государства могут составить:
Леван Гачечиладзе, «единый кандидат» от оппозиции, член оппозиционной парламентской фракции «Демократический фронт», член финансово-бюджетного комитета парламента Грузии. Ранее являлся президентом одной из ведущих грузинских винодельческих компаний «GWS». По некоторым сведениям, выдвинуть его в качестве «единого» кандидата грузинским оппозиционерам порекомендовали правящие круги США в лице М.Брайза;
Бадри Патаркацишвили, опальный бизнесмен, бывший партнер российского олигарха Б.Березовского. Открыто заявил о своем намерении участвовать в предстоящих президентских выборах. Обладает обширными связями в США. В частности, имеет совместный бизнес с американским медиа-магнатом Р.Мердоком, финансирующим у себя в США успешную предвыборную кампанию Х.Клинтон. В настоящий момент Б.Патаркацишвили находится в Израиле, так как в Грузии в отношении его возбуждено уголовное дело по статье «заговор с целью насильственного изменения конституционного строя».
Шалва Нателашвили, руководитель оппозиционной «Лейбористской Партии Грузии». Один из организаторов акции протеста, насильно прекращенной 7 ноября. Имеет серьезную поддержку со стороны официальных кругов и неправительственных организаций США. Фактически расценивался ими как возможная альтернатива М.Саакашвили. После разгона митинга и последовавших репрессий скрылся из страны. В настоящий момент обратился к властям США с просьбой о предоставлении ему политического убежища. В Грузии в отношении его возбуждено уголовное дело по статьям «шпионаж» и «заговор с целью насильственного изменения конституционного строя»
Помимо перечисленных лиц, в принципе, в предстоящих выборах могут принять участие:
Гия (Георгий) Маисашвили, бывший американский топ-менеджер, имиджмейкер и автор экономического программы М.Саакашвили, лидер оппозиционного движения «Партия будущего»;
Константин Гамсахурдия, лидер оппозиционной политической партии «Тависуплеба», сын экс-президента З.Гамсахурдия;
Давид Бакрадзе, госминистр Грузии по урегулированию конфликтов, ранее занимавший пост председателя парламентского комитета по вопросам евроинтеграции. В разные годы был начальником службы по вопросам безопасности, директором департамента по внешнеполитической безопасности и конфликтам, директором департамента политической безопасности.
Ряд общественно-политических деятелей, рассматриваемых ранее в качестве возможных кандидатов на президентский пост, в настоящий момент по различным причинам отказались от участия в выборах. В частности, выразив поддержку «единому кандидату» Л.Гачечиладзе, судя по всему, отказались от самостоятельной борьбы за президентское кресло:
Давид Гамкрелидзе, глава парламентской фракции «Правая оппозиция», лидер оппозиционной политического движения «Новые правые»;
Коба Давиташвили, глава оппозиционного движения «Партия народа», родственник экс-министра обороны И.Окруашвили;
Саломе Зурабишвили, руководитель оппозиционной политической партии «Путь Грузии», экс-министр иностранных дел, ранее занимавшая пост чрезвычайного и полномочного посла Франции в Грузии.
Между прочим, если верить Л.Гачечиладзе, в случае победы оппозиции на выборах С.Зурабишвили займет пост премьер-министра страны. На самом деле, истинная причина ухода С.Зурабишвили с предвыборной гонки – это ее несоответствие требованиям, предъявляемым к кандидатам на пост президента Грузии. Дело в том, гражданство Грузии она получила только в 2004 году, одновременно с назначением на пост главы грузинского МИДа, а согласно конституции, главой государства может стать гражданин, достигший 35-летнего возраста, являющийся гражданином Грузии в течение не менее 15 лет и проживающий в стране на момент объявления сроков проведения выборов.
Кстати, эти же требования послужили основной причиной устранения с предвыборной арены наиболее опасного соперника М.Саакашвили, экс-министра обороны И.Окруашвили, которому 35 лет исполнится только в ноябре 2008 г. Тем не менее, не исключено, что, в случае победы на выборах оппозиционных сил, И.Окруашвили вернется один из ключевых постов в обновленном грузинском руководстве.
Но оставим в стороне возможных кандидатов, это не главное. Интересно другое: а стоит ли ждать каких-нибудь позитивных перемен?
Вряд ли. Все, что происходило в последние годы в политической жизни Грузии наглядно показывает, что, вне зависимости от исхода президентских выборов 2008 года, вновь избранное руководство страны продолжит проведение того же самого политического курса, краеугольным камнем которого является восстановление территориальной целостности Грузии. И, конечно же, следующей целью после проведения выборов и решения первоочередных внутриполитических задач для вновь избранного грузинского руководства, станет возвращения непризнанных республик Южная Осетия и Абхазия под свою юрисдикцию. А это значит, что возможность проведения грузинскими войсками силовой операции против Республики Южная Осетия по-прежнему исключить нельзя.
Но вот возможные сроки принятия подобного решения и, соответственно, проведения войсковой операции напрямую зависят от результатов президентских выборов.
В случае повторного избрания на президентский пост М.Саакашвили, решение о проведении операции может быть принято им уже весной 2008 г. В данной ситуации эффективные действия силовых структур Грузии, продемонстрированные при нейтрализации внутренней оппозиции, могут вызвать у М.Саакашвили «головокружение от успехов». Он запросто сможет убедить всех и вся, что армия и полиция способны столь же результативно ликвидировать «очаги напряженности» на территории РЮО. Кроме того, победа М.Саакашвили на выборах, конечно же, будет подана мировому сообществу как свидетельство одобрения большинством населения не только избранного им политического курса, но и способов, применяемых для достижения поставленных целей.
В случае же прихода к власти в Грузии представителя оппозиционных кругов, можно гарантированно утверждать, что в течение нескольких месяцев решение о проведении операции против РЮО принято не будет. Еще бы, ведь основные усилия вновь избранного руководства первые полгода будут сосредоточены только на решении кадровых вопросов. И основное внимание, несомненно, будет отведено сведению старых счетов и расстановке на ключевые посты в силовых структурах «своих людей». В очередной раз глубокому реформированию подвергнутся правоохранительные органы и структуры госбезопасности. Кроме того, вероятно, новыми властями будет предпринята попытка пересмотреть основные принципы формирования и приоритеты госбюджета Грузии (будет увеличено финансирование социальных программ за счет сокращения расходов на национальную оборону). Словом, в случае победы оппозиции, народ Республики Южная Осетия сможет жить относительно спокойно где-то до середины лета 2008 г..
В любом случае, эта передышка временная. Кто бы ни одержал верх в предвыборной гонке, на готовности грузинской стороны к нормальному и конструктивному диалогу с независимыми республиками это, к сожалению, никак не скажется. Антифашистские лозунги грузинской оппозиции – вещь сугубо личная, так сказать «для внутреннего употребления». Как только речь заходит об отношении грузинской власти не к самим оппозиционерам, а к осетинам, например, или абхазам, воинственный пыл оппонентов М.Саакашвили сразу улетучивается. Они точно также, как и действующее руководство страны, абсолютно уверены, что в борьбе за территориальную целостность все средства – хороши.
А это значит, что опять надежды осетин и абхазов на приход к власти в Грузии нормального, здравомыслящего человека, скорее всего, не оправдаются. Диалог, как и прежде, вести будет не с кем.
Впрочем, посмотрим. До выборов в Грузии остаются считанные недели. Чем черт не шутит…

Ирина Каджаева, политолог.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest