ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ

Mon, 18/09/2006 - 11:32
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Дж. Буш: «Иракские бандиты варварски сбили американский самолет, когда он мирно бомбил их города». (Из популярного анекдота).

Похоже, что «мирное урегулирование» грузино-осетинского противостояния в понимании Запада переходит в новую фазу – из увещеваний осетинской стороны согласиться с вхождением в состав Грузии в язык ультиматумов и плохо скрытых угроз. Во всяком случае, визит послов США, Великобритании, Италии и Германии 12 сентября 2006 года в Цхинвал был отмечен своего рода наступательной стратегией, продемонстрированной американским послом Д. Теффтом.

В своем выступлении на встрече с Президентом РЮО Э. Кокойты он фактически обвинил руководство Республики в … уголовном преступлении, коим, по мнению посла, стал обстрел 3-го сентября ПВО Южной Осетии грузинского военного вертолета, вторгшегося в воздушное пространство Республики Южная Осетия. Конечно, посол США не оперировал таким понятием, как «воздушное пространство РЮО». Более того, он не скрывал своего раздражения по поводу инцидента, во всем обвиняя осетинскую сторону. Особое негодование посла вызвало то обстоятельство, что незадолго до этого, примерно этим же маршрутом (что, впрочем, недостоверно), в сторону Сванетии направлялась делегация американского сената во главе с сенатором Дж. МакКейном, и, по мнению Теффта, визитерам из Вашингтона угрожала серьезная опасность. В выступлении посла прозвучал призыв к немедленному прекращению подобных акций со стороны Южной Осетии. Весьма примечательно, что американский посол ни словом не упомянул об ответственности другой стороны конфликта – грузинского руководства, фактически оправдав политику Тбилиси.

Если же рассуждать по существу, то посол Теффт допустил ряд серьезных промахов, которые не вяжутся не только с политической компетентностью, но и с элементарным здравым смыслом.

Во-первых, воздушное пространство, в которое вторгся вертолет-нарушитель – это не только воздушное пространство РЮО, но и зоны неурегулированного грузино-осетинского конфликта, полеты над которым категорически запрещены всем военным летательным аппаратам, независимо от их принадлежности и это положение зафиксировано в документах четырехстороннего формата СКК по урегулированию конфликта. Посол Теффт не мог об этом не знать и придерживаясь заведомо неправедной позиции откровенно лукавил, если же был в неведении, то это свидетельствует о его некомпетентности. И в том, и в другом случае это не работает на его имидж солидного политика;

Во-вторых, если тбилисские руководители проложили сванетский маршрут МакКейна и компании над конфликтной зоной, то это автоматически означает, что Саакашвили намеренно «подставлял» представителей американского сената и создавал максимум вероятности для угрозы их безопасности. Но тогда все претензии Теффта должны быть адресованы Тбилиси, а не югоосетинскому руководству. А если еще сенаторы летели военным вертолетом…

Впрочем, грузинскому президенту не впервой подвергать опасности жизни людей, даже очень близких, именно на вертолетах. В Южной Осетии еще живо вспоминают события лета 2004 года, когда Мишка-гербицид практически насильно отправил свою благоверную Сандру Рулофс в Южную Осетию, когда там шли боевые действия. Только благодаря сдержанности и благоразумию осетин, трагедии тогда удалось избежать. Мотивация лидера «розовой революции» вполне читаема, хотя и до предела цинична. Если бы осетинские ПВО сбили вертолет с его супругой, то в конфликт неизбежно были бы втянуты Нидерланды, ибо Сандра – гражданка «страны тюльпанов». А о такой неслыханной удаче, как обстрелянный, а еще лучше, сбитый вертолет с сенаторами США и их супругами, незадачливому кандидату в нобелевские лауреаты можно было только мечтать. И поэтому, беспристрастный ум сделает вполне логичный вывод о том, что если даже сенаторы были отправлены в Сванетию через зону грузино-осетинского конфликта, то Саакашвили наверняка летел другим вертолетом по безопасному курсу. Если же они были в одном вертолете, то безопасности сенаторов ничего не угрожало и не могло угрожать. А вообще, для грузинского политического истеблишмента характерно прятаться за спины женщин и детей – достаточно вспомнить день национального позора Грузии – 9 апреля 1989 года, когда «мужчины» - демонстранты подставили своих женщин во время разгона демонстрации и фактически затоптали несчастных.

В-третьих, и это было со всей решительностью заявлено послам Президентом РЮО Э. Кокойты, воздушное пространство РЮО за последние несколько недель нарушалось 34 раза именно грузинскими военными летательными аппаратами. А если учитывать то обстоятельство, что грузинская сторона категорически отказывается подписывать документы о неприменении силы в разрешении конфликтных ситуаций, то эти полеты несут серьезную потенциальную угрозу мирным жителям РЮО. Поэтому руководство Республики будет и дальше стремиться к обеспечению безопасности граждан РЮО всеми имеющимися средствами. Что касается воздушных гражданских судов, то, по словам Кокойты их безопасности ничего не угрожает. К тому же, если, как уверяет грузинская сторона, во время инцидента никто не пострадал, а якобы находившийся на его борту министр обороны Грузии И. Окруашвили, отделался легким испугом (хотя во время интервью сразу после вынужденной посадки вертолета на его лице отчетливо читалась предельная степень ужаса), то мера ответственности осетинской стороны заключается только в нанесении материального (за приведенный в негодность ЛА) и морального (за испуг) ущерба. И то, и другое вполне компенсируемо – материальный ущерб можно списать на непредвиденные издержки, что касается морального, то здесь немного сложнее. В частности, можно пообещать министру обороны Грузии небольшое снисхождение во время будущего судебного процесса по его делу за бесчеловечные пытки и зверское убийство военнопленного Г. Санакоева летом 2004 года и попросить заменить ему пожизненное заключение на 99 лет лишения свободы. Только вот на вопрос Президента РЮО, который он задал Теффту о том, является ли уголовным преступлением убийство полицейских из засады, имея ввиду убийство грузинским спецназом трех сотрудников МВД РЮО 8-го сентября 2006 года, ответа не последовало. Также как и осталась без всякой реакции акция по физическому уничтожению миротворцев-осетин осенью 2004 года и тоже из засады. Впрочем, нет, реакция была – Саакашвили наградил убийц орденами. А ведь эти эпизоды – не потрепанный вертолет, а безвозвратные людские потери.

Но, как выясняется, эти факты не произвели на послов никакого впечатления. Более того, присутствовавший на встрече глава миссии ОБСЕ в Грузии Рой Рив как-то подозрительно морщился и строил недовольные гримасы при приведении Президентом РЮО позиции югоосетинской стороны, причем не только руководства, но и общественности. Кстати, посол Теффт постоянно оперировал понятием «международное право», но ни словом не упомянул о главном праве человека – праве на жизнь. Поэтому создается впечатление, что целью визита послов ведущих западных держав было не прояснение позиции руководства Южной Осетии, не «сглаживание острых углов» между конфликтующими сторонами, но исключительно психологический нажим на народ РЮО, его политическое руководство в расчете на то, что неискушенные в политических ухищрениях осетины попросту поддадутся шантажу и угрозам. Впрочем, здесь есть и другой подтекст. Самым инициативным среди послов был представитель США. С одной стороны, это обстоятельство объясняется довольно просто: по мнению визитеров, опасность угрожала делегации американского сената и активность Теффта логична и обоснована. Однако, при этом возникают вопросы, которые могут быть крайне неприятны послу США, а именно: если Теффт не знал о том, что вертолет с американскими сенаторами тифлисские чиновники отправили через воздушное пространство зоны неурегулированного конфликта, то возникают сомнения в компетентности Теффта как дипломата и тогда попытка обвинить югоосетинские власти в «уголовщине» есть ничто иное как стремление свалить все с больной головы на здоровую и оправдаться таким образом за собственные промахи. Если же вертолет был отправлен по безопасному маршруту (скорее всего, ибо вопросами собственной безопасности янки озабочены более остального на свете), то все выступление Теффта в Цхинвале – элементарная и тривиальная ложь, целью и смыслом которой являлось оказание давления на власти РЮО.

Можно, конечно, предположить маловероятное, в том аспекте, что американское посольство сознательно отправляло МакКейна через зону грузино-осетинского конфликта, ибо в случае инцидента с делегацией сената, США были бы втянуты в конфликт и последствия этого трудно представить (при наиболее пессимистическом развитии событий дело могло кончиться и глобальным конфликтом с применением ядерного оружия). Но, повторяем, это маловероятно.

Можно предположить также, что Америка настолько свыклась с мыслью о том, что Грузия является территорией, подконтрольной Вашингтону, что обстрел грузинского вертолета посчитала за личное оскорбление.

Но вероятнее всего Теффт перенял от своих тифлисских хозяев неприязнь к осетинам и моделирует свою политику к РЮО только с точки зрения презумпции виновности народа и руководства Южной Осетии. Это отношение к осетинам в Грузии сформировалось еще во времена недоброй памяти З. Гамсахурдиа, который ничтоже сумящеся огульно называл всех осетин «преступниками». Бывший госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Гога Хаиндрава, оправдывая(!) деяние извергов, напавших на осетинскую бесланскую школу, восклицал: «Что вы хотите, ведь они (?) в Чечне убили 40 тысяч детей!». Человек, который в оправдание чудовищной жестокости пытается привести чужие преступления, впрочем, достаточно спорные, имеет, судя по всему, серьезные проблемы с психикой. Этот же деятель, выступая адвокатом грузинских спецслужб, задержавших летом 2006 года рейсовый автобус с осетинами, которые были незаконно помещены в тюрьму города Гори, избиты и унижены, приводил в качестве аргумента то обстоятельство, что задержанные были…гражданами России. А если учитывать то, что практически все осетинское население РЮО и значительная часть грузинского - имеют российское гражданство, то, по мнению Гоги, все оно априори преступно. Поэтому, совершенно непонятно, когда Хаиндрава некоторые российские и югоосетинские политики идентифицировали, чуть ли не как представителя «партии мира» в грузинском политическом истеблишменте. Абсолютно очевидно, что за весь постсоветский период в Грузии не было и нет такой партии. Прискорбно, что послы ведущих мировых стран не имеют своего видения проблематики, и, ослепленные неприязнью к России, переносят эту неприязнь и на ее граждан в РЮО. Иначе ничем нельзя объяснить то, что один из ведущих функционеров ОБСЕ Карел де Гюхт объявил о том, что у Южной Осетии нет … воздушного пространства. Затем эту глупость повторил в своем выступлении огрузинившийся осетин, председатель грузинского парламентского комитета К. Габашвили. Из этого следует, что будь на то воля ОБСЕ и Грузии, то осетины были бы лишены возможности дышать.

Все вышеизложенное приводит к удручающим выводам. Прежде всего, бросается в глаза то обстоятельство, что на аргументацию осетинской стороны представители Запада не обращают никакого внимания, на всех встречах, будь то переговоры, или какие-либо текущие мероприятия, западные дипломаты демонстрируют жесткие целевые установки и пренебрежение к доводам осетинской стороны, однозначно поддерживая грузинскую сторону, несмотря на ущербность позиции последней по подавляющему большинству вопросов. Более того, Грузия в постсоветский период демонстрирует примеры антидемократического поведения практически во всех сферах социально-политической жизни, тем более в области межнациональных отношений. Причем в этом аспекте Тбилиси порой переходит рамки элементарного психически адекватного поведения. К примеру, недавно грузинское правительство объявило, что армяне и азербайджанцы, проезжающие через территорию Республики Южная Осетия являются преступниками и подлежат уголовному преследованию. Притчей во языцех стали массовые репрессии против оппозиции, когда 16 лидеров политических партий, не согласных с курсом М. Саакашвили были арестованы и брошены в тюрьмы по абсурдному обвинению в попытке государственного переворота. И, тем не менее, Грузию называют «маяком демократии» в регионе. Видимо, в понимании демократии на Западе произошли существенные сдвиги, противоречащие всем нормам классической демократии. За примерами далеко ходить не надо. Президент США Дж. Буш-младший безуспешно пытался провести через Сенат поправки в законодательство, разрешающие пытки в отношении подозреваемых в терроризме. Этим шагом президент США пытался обелить пытки и издевательства представителей американских спецслужб в отношении узников тюрем в Восточной Европе и на кубинской базе в Гуантанамо. Попытка возврата к средневековым методам дознания даже в США привела к резкому неприятию, и глава Белого дома потерпел в сенате унизительное поражение. Тем не менее, эта история свидетельствует о заметном отходе американского общества от принципов и норм демократического государственного управления и игнорировании такого основополагающего принципа как презумпция невиновности.

Что касается осетинской стороны, то вывод для нее состоит в том, что попытки
«понравиться» Западу непродуктивны и бесполезны. А если вспомнить, что западные страны, за исключением Италии, практически продемонстрировали солидарность с убийцами детей в Беслане, то ясно, что весь осетинский этнос чем-то не угодил «цивилизованному миру». В подтверждение этого можно привести следующий факт. После бесланской трагедии в США, чей ВВП составляет 12 трлн. долл. было собрано в помощь пострадавшим … 50 тысяч долл. Разумеется, никакие финансовые компенсации не могут смягчить боль от вселенского ужаса. Но это - тот случай, когда мизерная денежная подачка свидетельствует о степени циничного равнодушия к невообразимой трагедии, причем не только государственных мужей Америки, но и ее народа. Для сравнения, только одна теннисистка М. Шарапова перечислила сумму в два раза превышающую «помощь» американского народа и его руководства. Ни для кого не секрет, что отношение к людям в Осетии в обозримом будущем, к глубокому сожалению, будет определяться их отношением к Беслану. А раз так, то США трудно рассчитывать на благожелательность.

Соответственно, достаточно прозрачно то, что Запад не заинтересован в урегулировании конфликтов, связанных с непризнанными республиками на постсоветском пространстве. Функционеры ОБСЕ получают неплохие командировочные и, заодно, пользуясь фантастической коррумпированностью грузинского чиновничества, имеющей стародавние «традиции», лакомиться своей долей «пирога» от многочисленных грантов Евросоюза и ЕС.

Опасность же поведения послов западных стран состоит в том, что настойчиво проводимый тезис о «уголовном» характере действий республиканского руководства плавно подводит мировое общественное мнение к оправданию будущих силовых акций, которые, возможно последуют со стороны Грузии в отношении Южной Осетии. А что касается декларативных утверждений о недопущении силового варианта решения проблем, то мировая практика бесстрастно свидетельствует о том, что слова и дела политиков расходятся чаще, чем того хотелось бы.

Аналитическая служба Государственного комитета по информации и печати РЮО

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest