На днях Парламент Грузии принял Постановление о миротворческих операциях, которые проводятся в Южной Осетии и Абхазии. В нем предусматривается требование вывода российских миротворцев. Деструктивное по своей сути, Постановление вызвало недоумение и озабоченность у всех людей в мире, искренне заинтересованных в мирном процессе урегулирования. За комментариями по поводу этого Постановления и нынешнего состояния переговорного процесса редакция газеты «Южная Осетия» обратилась к Министру иностранных дел М. Джиоеву.
- В Южной Осетии высоко оценивают миротворческую операцию, осуществляемую в зоне грузино-осетинского конфликта трехсторонними миротворческими силами. Присутствие миротворцев является гарантом безопасности в зоне конфликта для простых людей, независимо от национальной принадлежности. И лишь тот не замечает важности миротворцев, кто не думает об интересах простых людей.
Если миротворцы в чем-то и не выполняют свои функции полностью, то это, пожалуй, потому, что грузинская сторона, притом на довольно высоком уровне, создает им препятствия. После принятия Парламентом Грузии постановления, в котором содержится требование предпринять конкретные меры для достижения реального прогресса в деле выполнения мандата миротворцев, будем надеяться, что представители исполнительной власти Грузии впредь не будут мешать Командованию Миротворческих Сил выполнять свои функции в соответствии с регламентирующими миротворческий процесс документами и договоренностями. Только в этом плане Постановление Парламента Грузии может быть конструктивным.
Антимиротворческая кампания, развернутая властями Грузии в последние дни, расценивается, во-первых, как очередной виток в деле дискредитации миротворцев и срыва процесса мирного урегулирования, усилившийся в Грузии в последние два года и, во-вторых, как неуклюжая попытка уйти от ответственности за минометный обстрел города Цхинвал 20 сентября.
В целом же цель нынешнего руководства Грузии прозрачно указала лидер фракции парламентского большинства Майя Надирадзе, заявившая, что: «поддерживает стремление завтра же избавиться от российских солдат на территории Грузии». Вопрос присутствия российских солдат в Грузии – это дело двух сторон: Грузии и России. Однако, Южная Осетия – это не территория Грузии и присутствие российских миротворцев в Южной Осетии и миротворческие операции на ее территории - дело всех сторон, участвующих в урегулировании. Это зафиксировано как в многосторонних, так и двусторонних грузино-осетинских документах.
Отказ от ранее достигнутых договоренностей, способствующих прогрессу в урегулировании, не является признаком мирных намерений, о чем часто говорит руководство Грузии. Солидное государство и его политики должны уважать свои подписи под документами.
Что касается позиции Южной Осетии, то она остается неизменной: мы четко и последовательно придерживаемся пути мирного переговорного процесса. Несмотря на провокационные действия и декларации грузинской стороны, Руководство Южной Осетии не только выступает за продолжение переговорного процесса в сложившемся формате, но и предлагает повысить значимость и статус Смешанной Контрольной Комиссии, в рамках которой удавалось находить взаимопонимание по сложным вопросам регулирования.
Об этой позиции вновь заявил Президент Республики Южная Осетия Э.Д. Кокойты на встречах с Первым заместителем министра иностранных дел России В.В. Лощининым и Специальным представителем Действующего Председателя ОБСЕ Мирчей Дан Джеоана.
Высоко оценив посреднические усилия Российской Федерации и ОБСЕ, с удовлетворением отметив своевременную реакцию Действующего Председателя ОБСЕ, осудившего в своем заявлении минометный обстрел города Цхинвал 20 сентября, Президент РЮО вновь подтвердил свои мирные инициативы, выдвинутые 24 декабря 2004 года. Суть этих инициатив такова: восстановление взаимодоверия между народами и гарантии их безопасности. Это можно осуществить активной демилитаризацией зоны конфликта и выполнением взятых на себя обязательств; экономическая реабилитация зоны конфликта, выполнение экономических проектов. Реализация и соблюдение этих пунктов позволит обсуждать политические вопросы взаимоотношений между Грузией и Южной Осетией.
Хочется выразить уверенность, что намеченное на ближайшее дни заседание СКК вернет процесс урегулирования на путь положительной динамики.