Давид Санакоев, Уполномоченный по правам человека при президенте РЮО:
Права человека играют определяющую роль во взаимоотношениях человека и государства, и они призваны контролировать и регулировать в осуществление государственной власти над отдельным человеком.
Конституция РЮО гласит, что РЮО – суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа республики.
Права и свободы человека признает и гарантирует государство, эти слова наполнены смыслом. У нас демократически избранный Парламент и демократическим путем избран Президент. Существуют как государственные институты защиты прав человека, так и неправительственные правозащитные организации. Вводятся в систему управления институты, деятельность которых дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. Но для того, чтобы эти механизмы работали необходимо приводить их в движение. Особое место в этом процессе отводится непосредственно гражданину, который обращает внимание соответствующих институтов на нарушения прав соответствующими органами власти, по тем или иным причинам не выполняющих своих полномочий или превышающих их.
Как и во всех странах, в РЮО существует множество проблем в области соблюдения прав человека. Эти проблемы возможно и необходимо решать своими силами, однако есть вопросы, для решения которых нам необходима поддержка международных институтов. Эти вопросы связаны с фактами нарушения прав граждан РЮО властями Грузии. Это будет продолжаться до тех пор, пока власти Грузии будут чувствовать свою безнаказанность за совершаемые правонарушения. При этом теряется принцип универсальности соблюдения прав человека.
Анатолий Жажиев, директор Независимого информационного агентства «IR» РЮО:
С правами человека в нашей республике нет проблем, но сложилась (об этом даже не заикаются наши явные недоброжелатели) ситуация, когда мы бессильны защитить права наших граждан, защитить в той мере, которая предусмотрена международными стандартами. Когда гражданин Республики Южная Осетия попадает в руки представителей «правоохранительных» органов Грузии по заведомо надуманным обвинениям, цель которых представить Республику Южная Осетия как криминальную, становится ясно, что понятию «права человека» наступил конец, и ему выбраться из глубочайшего политизированного забвения с помощью, казалось бы, авторитетных западных организаций которые действуют вкупе с недефашизированной Грузией.
Разве кто-нибудь из нас может назвать хоть один пример, когда осетин, томящийся в застенках Грузии без всякой на то вины, был освобожден?
И кто из наших тбилисских оппонентов, какими бы они непримиримыми не были, сможет отрицать факт того, что Республика Южная Осетия, неуклонна следуя гуманным принципам доброй воли, не освобождает засланных вредителей грузинской национальности. Следует вывод, что проблема соблюдения прав человека не может в полной мере функционировать в отдельно взятой стране, если другая, соседняя профашистски настроена.
Ирина Каджаева, политолог:
Несомненно в РЮО сложилась неоднозначная ситуация с правами человека. В силу военно-политической обстановки вокруг республики нарушение прав человека происходит практически ежедневно и в самой грубой форме. Не говоря уже о том, что за последние 80 лет осетины дважды подверглись прямому геноциду с тысячами жертв. Грузия не останавливается ни перед чем, что может нанести ущерб народу Южной Осетии в целом и любому осетину в частности. Пользуясь попустительством международного сообщества и особенно западных стран, грузинские силовые структуры бесчинствуют в зоне грузино-осетинского конфликта. Здесь о нарушении прав человека и говорить не приходится.
Если, например, задержанному полицией подозреваемому не дают позвонить своему адвокату, то это нарушение прав человека. Грузинские же спецназовцы хватают не в чем неповинных мирных людей, в том числе женщин и детей и увозят их в неизвестном направлении, подвергая пыткам и издевательствам. Нападают по ночам на посты правоохранительных органов убивая из-за угла, и затем на весь мир объявляют это внутренними разборками осетин, а свои внутренние разборки интерпретируют как нападение с осетинской стороны. Можно бесконечно долго перечислять бесчинства грузинских властей по отношению к Южной Осетии и это не нарушение прав человека. Во всем мире, это имеет четкое определение – фашизм. Это смертельная опасность, нависшая над народом Южной Осетии, сплачивает его вокруг своего руководства перед лицом медленно тлеющего геноцида.
В Южной Осетии тоже есть проблемы с правами человека. Республика живет в режиме войны и предвзятого отношения к ней тех, кто должен помогать отстаивать человеческие ценности в свободу, независимость, равенство. А вот в Грузии, которую признали вопреки международным нормам, права человека нарушаются. И, прежде всего, нарушаются права - осетин, абхазов, лезгин, армян, азербайджанцев. И из всех западных политиков поющих дифирамбы Грузии как демократически формирующемуся государству, серьезных проблем со зрением еще ни у кого не отмечалось.