Министр обороны и чрезвычайных ситуаций РЮО Анатолий Баранкевич дал интервью корреспондентам «Рес» по поводу текущей ситуации в республике.
– Анатолий Константинович, как, на Ваш взгляд можно охарактеризовать ситуацию в Южной Осетии по сравнению с прошлым годом?
– Вкратце обрисую Вам ситуацию, которая сложилась в нашем регионе. Ситуацию можно назвать тяжелой и нестабильной в результате действий правительства Грузии, которое ведет целенаправленную агрессивную политику против нашей республики. Я могу привести несколько фактов, в частности расстрел четырех граждан Южной Осетии 29 мая в районе Тамарашени, расстрел осетинских миротворцев в прошлом году и множество других случаев, когда Грузия провоцирует Южную Осетию на принятие адекватных мер. В настоящее время президент Саакашвили, министр обороны Окруашвили и другие высшие должностные лица Грузии неоднократно делали заявления, что вопрос по решению грузино-югоосетинского конфликта будет решаться только путем агрессии. На этом фоне на территории Грузии грузинские войска проводят всевозможные учения. Только в этом году дважды были проведены учения с артиллерией, с бронетанковыми частями, в течение года были проведены учения с резервистами. То есть идет целенаправленная подготовка к активной фазе ведения боевых действий. Оборонный бюджет Грузии - официальный - то есть, только то, что мы знаем - составляет 300 млн. долларов, что составляет почти треть от всего бюджета Грузии.
Всевозможные провокации в отношении Южной Осетии проходят повсеместно. У нашего народа уже сложилась такая поговорка: если у грузина сдохла курица, винить будут осетина. Буквально сегодня СМИ Грузии заявили о том, что наши военнослужащие принимали участие в диверсиях на территории Грузии в осенне-зимний период. В прошлом году в Грузии совершались подрывы линий электропередач, железные дороги. Я хочу сказать, пользуясь случаем, что это очередная провокация с грузинской стороны, направленная на дестабилизацию обстановки в нашем регионе. Исходя из всего того, что я сказал, наша Республика, наше Министерство Обороны, наши военнослужащие должны быть готовы к отражению агрессии. В связи с этим мы так же, как и грузинская сторона, проводим учения. Уже дважды были проведены учения с артиллерийскими частями, совершенствуется мастерство наших военнослужащих в одиночной подготовке.
Но при этом хочу подчеркнуть, что мы ведем исключительно оборонительную политику. Мы никогда не думали и не думаем выйти за пределы нашей республики. Наша главная цель - отстоять свободу нашей родины, не дать посягнуть агрессорам на нашу независимость.
По сравнению с прошлым годом ситуация в лучшую сторону не изменилась, единственное, что в прошлом году части грузинской армии были введены на территорию нашей республики, в этом же году грузинские войска концентрируются вокруг наших границ, но они готовы к действиям. Но наш народ, в первую очередь, наши военные готовы к отражению агрессии. Республика Южная Осетия была свободной, есть и всегда будет.
– Не могли бы Вы более конкретно рассказать, какие именно силы и в каких именно местах концентрируются грузинские войска и в чем Вы видите реальную опасность?
– За последний год для укрепления грузинской армии сделано больше, чем за последние 15 лет. Практически по всей территории границы на удалении 10-15 км. концентрируются грузинские войска, в том числе в Гори находится бригада, которая только что проводила учения.
Еще в этом плане хочу отметить следующее: настораживает, что наши союзники по Второй мировой войне, наши братья по бывшему СССР снабжают и обеспечивают Грузию боеприпасами, оружием, военно-техническим имуществом. Не секрет, что в последнее время грузинская сторона получила много боеприпасов и вооружения с Украины, Болгарии, Чехии. Это очень настораживает. В Болгарии, на Шипке, на памятнике из 2000 высеченных там имен русских воинов, павших на этом перевале, 166 принадлежат осетинам. И неужели они не понимают, когда снабжают грузин боеприпасами, что это ни к чему не ведет и неужели не помнят свое прошлое?
– Один вопрос по Рокскому тоннелю. Насколько он защищен и насколько, по Вашим данным, готова будет грузинская сторона в случае активизации конфликта его захватить?
– Одной из первоочередных задач при развязывании агрессии для Грузии будет являться захват Рокского тоннеля. Хочу сказать, что это им никогда не удастся, тоннель находится под надежной охраной. Мы этот тоннель никогда никому не отдадим. Это тоннель, который соединяет нам с Россией, с нашими братьями северными осетинами, с которыми, я думаю, мы вскоре воссоединимся.
– Насколько армия Южной Осетии боеспособна по сравнению с более многочисленной и обученной американцами, армией грузии?
– По сравнению с прошлым годом, когда мы отстояли свою независимость и при этом у нас во время конфликта погиб один военнослужащий, и то попавший в плен и зверски забитый до смерти грузинскими полицейскими, наша армия сделала большой шаг вперед. Сейчас уже четко вырисовывается структура Министерства обороны, каждое подразделение знает свои задачи, и мы очень большое значение придаем одиночной подготовке солдата и тактике действий в мелких подразделениях. Да, нас гораздо меньше, чем грузин, но в условиях горно-лесистой местности мы всегда может дать отпор теми силами, которые мы имеем. И при этом хочу сказать, что наш моральный дух гораздо выше, мы будем стоять за свою родину, за свои земли. Поэтому вот эти заявления о том, что Грузия способна за несколько дней захватить Южную Осетию, беспочвенны и лживы.