Эксклюзивное интервью Президента Республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты юго-осетинской газете "Республика".
- Эдуард Джабеевич, охарактеризуйте пожалуйста общую обстановку, ситуацию вокруг нашей Республики. С чем связано внезапное осложнение обстановки? В народе уже установилось мнение, что мы находимся в преддверии войны.
- Во-первых, я бы сразу хотел сказать, что высказывания о том, что мы находимся в преддверии войны или что война неизбежна - не соответствуют действительности. Да ситуация напряженная, Грузия продолжает пытаться оказывать давление на Южную Осетию. Она также пытается оказывать давление уже и на международное сообщество, которое все больше и больше начало разбираться в истоках и причинах конфликта, в объективном развитии ситуации. Западные представители в ОБСЕ, других представительных организациях начинают понимать, что Грузия попросту не готова сегодня к мирному политическому диалогу. Это следует из того что, во-первых, руководство Грузии и лично Саакашвили отказываются от встречи с руководством Южной Осетии для подписания мирного договора о неприменении силы и невозобновлении боевых действий. Это связано и с тем, что Грузия проводит широкомасштабные учения, отрабатывает элементы вторжения на территорию Республики Южная Осетия. Но мы спокойно к этому относимся, потому что уверенны в своих силах и мы в состоянии отразить любую агрессию со стороны Грузии. Это не высокопарные слова. И не слова чтобы просто успокоить свой народ. Это заверение Верховного главнокомандующего. Что же касается обстановки то в принципе никакого особого осложнения не произошло, задачи и цели у грузинского руководства остаются одни и те же, просто наши противники избрали новую тактику и другими путями хотят добиться своей цели. Проанализировав, что широкомасштабной открытой агрессией они ничего не добьются, Тбилиси перешел на диверсионно-террористическую деятельность. И те два взрыва, которые произошли в Цхинвале, а также два готовящихся теракта, которые нам удалось предотвратить, подтверждают это. Также имеют место попытки подкупа граждан нашей республики. Грузинская сторона сейчас занимается поиском, особенно среди молодежи, тех кто не обустроен, имеет материальные проблемы, и предлагает за простую якобы информация вознаграждение скажем в 500 долларов для начала. Я хочу обратиться ко всем гражданам Республики, в случае если будет поступать такие предложения или у кого уже есть "зацепки" с грузинской стороны, к примеру, кого-то где-то заставили под нажимом что-то говорить перед видеокамерами, склонили к сотрудничеству, мы просто готовы за своевременную информацию нашим соответствующим службам, в принципе, закрыть на все это глаза. Мы понимаем и знаем, как это делается.
Я бы попросил всех быть очень бдительными, потому что от этого зависит очень многое. К примеру, Тбилиси сейчас также использует фактор недовольных людей, которые не смогли сегодня себя реализовать. Интересно, что многие из них в свое время занимали довольно-таки высокие ответственные посты, но практически провалили работу. Это такая категория неудачников, которые при любом строе или любой власти были неудачниками и остались таковыми. И сегодня желая себя как-то реализовать, они вошли в сговор с грузинскими спецслужбами. Такие люди, как оказалось, к сожалению, есть в нашем обществе, и они по сути страшнее, чем открытый агрессор с пушками и танками. Это подлые и коварные люди, для которых сиюминутные две-три тысячи долларов дороже жизни десятка своих сограждан, а то и судьбы всей Осетии. У нас уже есть такая информация по персоналиям. Это довольно известные в республике люди, и сейчас они находятся в оперативной разработке.
- После произошедших терактов высказывались мнения, что в республике стоило ввести чрезвычайное положение с перекрытием трассы Тамарашени-Кехви, дорогу со стороны ТЭКа, и вообще обратиться к России, как к главному на сегодняшний день борцу против террора, за помощью в борьбе против этого зла.
- Россия действительно сейчас прилагает много усилий и довольно успешно в борьбе с терроризмом, и мы готовы оказать ей всевозможную посильную помощь, я имею ввиду территориально. Но принимать сейчас какие-то чрезвычайные меры, или обращаться за помощью, на мой взгляд, пока нет особой необходимости. Ситуация сегодня контролируется. Перекрытие дороги и ввод жесткого контроля - в принципе мы контролируем все выезды и въезды на территории нашей республики и в город Цхинвал. Больше ужесточать, значит играть на руку тем, кто сегодня пытается дестабилизировать ситуацию. Не стоит поддаваться провокациям, чтобы невольно не стать исполнителями сценария, который нам навязывают.В этой связи нужно учитывать, что жители сел республики с преимущественно грузинским населением ведут себя мирно, и разбираясь в складывающейся ситуации делают правильные и серьезные шаги и заявления. Они открыто говорят о том, что война им не нужна, признают, что именно тбилисский режим склоняет их к этой напряженности. Сегодня все больше и больше чиновников, посещающие эти села, встречают здесь отпор. Поэтому, насколько нам известно, тбилисский режим и такие как Окруашвили и Карели вынуждены уже направлять сюда людей с криминальным прошлым, которым фактически негласно объявили амнистию, чтобы как-то усмирить местных грузин. Это люди, у которых руки по локоть в крови, в том числе и в крови грузинской. И я хочу заявить, что в случае если будет обращение к руководству Южной Осетии мы готовы оказать им любую помощь. Это наши граждане, и мы не позволим чтобы кто-то воспользовавшись складывающейся ситуацией начал как-то сводить с ними счеты. Эти люди фактически оказались заложниками ситуации, и мы готовы обеспечить их безопасность в любой момент.
- Как проходит расследование произошедших терактов?
- Нашими органами задержано несколько людей. Но утверждать о том, что кто-нибудь из них причастен к теракту против секретаря Совета безопасности Олега Алборова или повинен в гибели двух подростков - Тедеева и Газзаева, у нас пока нет оснований. Некоторые из них отпущены под подписку о невыезде. В тоже время могу сказать, что среди задержанных есть лица, которые занимались подготовкой ряда террористических актов. Как я уже сказал, два теракта мы уже смогли предотвратить. Спецслужбами также выявлен информатор в Дзауском районе, который работал на небезызвестных нам людей и за определенную плату, что называется "сливал" информацию о происходящем в районе. Хочу добавить, что это было чистосердечное признание, что, безусловно, будет учитываться в дальнейшей судьбе этого человека. Нашими спецслужбами дальше ведутся оперативные мероприятия и разработки.
- В одном из интервью российскому телеканалу вы сказали, что если Грузия начнет новую агрессию против Южной Осетии - это будет последнее упоминание Грузии как государства.
- И я хочу еще раз это подтвердить. Это будет крах грузинского государства. Причем я имею в виду не столько военное поражение, которое, несмотря на всевозможные публичные широко разрекламированные приготовления грузинской армии, попросту неизбежно. На сегодняшний день экономически дотационная республика Грузия попросту не выдержит этой войны. Скажу более, в Грузии открытый политический и экономический кризис, который пока протекает в вялотекущей форме, но первые симптомы агонии уже видны. А особым ударом будет нанесение поражения грузинским войскам. Это та основная сила, на которой еще держится кровавый режим Тбилиси. Говорю кровавый, потому что не отказываюсь от своих слов - в смерти наших детей повинен президент Грузии Михаил Саакашвили. Нам уже доподлинно известно, что именно спецслужбы Грузии финансируют диверсионно-террористические акты на территории Южной Осетии. Это подтверждают и задержанные люди и оперативная информация.Поэтому Грузии лучше сейчас успокоиться и попробовать сохранить территориально то, что есть. Агрессия против Южной Осетии или Абхазии приведет лишь к распаду грузинского государства. Мы уже не так слабы, как это было 15 лет назад и признание наших стран очень близко.
- Кстати, о признании. В последнее время Вы часто говорите, что обретение независимости Южной Осетией перспектива ближайшего будущего. Чем подкрепляется эта уверенность?
- Мы действительно очень близки сейчас к признанию, как бы кто не старался отрицать наши успехи в укреплении нашей государственности. Подкрепляется же она дипломатической работой. Скажу, что у нас есть серьезные контакты с различными странами, мы их наращиваем, ведутся консультации по признанию. Это все, что сегодня можно огласить. Свою роль в этом аспекте сыграло и создание в июне текущего года в Сухуме Сообщества государств за демократию и права народов. Что же касается России, то Москва свою позицию уже обозначила. И я хочу сказать, что наша сегодняшняя цель - независимость Республики Южная Осетия, но при этом мы не отказываемся от своего исторического союза с Россией. Россия является нашим надежным гарантом, главным партнером и союзником.В этой связи хочется обратить внимание на нападки и критику России со стороны некоторых наших неудачников, иначе я их не могу назвать. В них говорит ревность и обида. Обида за то, что в свое время, когда они были у власти, Россия не помогла им, не поддержала, как поддерживает сейчас. Но тогда и позиция Южной Осетии благодаря им была иная, потому что управляя республикой, они пытались сидеть сразу на нескольких стульях и в итоге провалили многие направления. Поэтому все это не объективная критика, а элементарная зависть. И надо не будоражить население и пытаться оправдать себя в первую очередь в своих же глазах, а попросту сплотиться и идти в ногу с мнением народа. Народа, который обречен на независимость.
Инга Кочиева, газета "Республика"