3 сентября 2006 г. грузинская сторона совершила очередную провокацию в зоне грузино-осетинского конфликта. В 15:37 воздушное пространство над зоной грузино-осетинского конфликта со стороны Грузии над населенными пунктами Знаурского района нарушил вертолет Ми-8 камуфлированного цвета с опознавательными знаками Грузии. В районе населенного пункта Вахтана Знаурского района он, якобы, был обстрелян. Вертолет пролетел по маршруту н.п. Абано - Кода - Балта - Вахтана - Калети. В 15:43 он пролетел в районе НП МС от РСО-А «Цнелиси» и далее над населенными пунктами Коби, Цагвли, в направлении н.п. Плеви.
Следует отметить, что, пролетая над селом Калет Знаурского района Республики Южная Осетия, вертолет произвел выстрелы, что могут подтвердить многочисленные мирные жители, находившиеся в этом селе на поминках.
Пролеты летательных аппаратов над зоной конфликта резко дестабилизируют ситуацию, крайне негативно отражаются на мерах по установлению доверия, целевым образом направлены на постоянное создание и поддержание нервозного состояния у осетинского населения зоны конфликта. Понятно, что указанные действия грузинской стороны носят ярко выраженный целенаправленный провокационный характер. Юго-осетинская сторона неоднократно указывала, что такие пролеты противоречат ранее подписанным соглашениям в рамках СКК, и призывала как грузинскую сторону, так и ОШ ССПМ не допускать в дальнейшем такие пролеты над зоной конфликта.
Аналогичную позицию в данном вопросе высказал и Глава Миссии ОБСЕ в Грузии Рой Рив в письме № 06725 от 20 апреля 2005 года на имя Сопредседателей СКК и Командующего ССПМ: «Полеты над зоной конфликта/районом ответственности ССПМ являются нарушением договоров, достигнутых в рамках урегулирования грузино-осетинского конфликта. Они являются излишним и ненужным поводом для напряженности. Члены моей Миссии несколько раз беседовали по этому поводу с представителями грузинской стороны... Я искренне надеюсь, что… такие инциденты будут исчерпаны».
Пролеты летательных аппаратов Грузии над зоной конфликта в последнее время стали систематическими. Так, с 1 января 2005 года по 3 сентября 2006 года грузинской стороной совершено 34 незаконных, нарушающих ранее подписанные соглашения, пролетов над зоной конфликта. Это является грубейшим нарушением принятого решения СКК от 30 июля 2002 года «О несанкционированных полетах летательных аппаратов над территорией зоны ответственности Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта» (Приложение 2 к Протоколу № 24), где зафиксировано: «Рассматривать любые несанкционированные полеты над зоной ответственности ССПМ как опасные действия, направленные на срыв мирного процесса».
Также обращает на себя внимание, что в погоне за сенсацией грузинская сторона сегодня объявила о том, что, якобы, 28 августа осетинская сторона обстреляла вертолет, на борту которого находились президент Грузии и группа американских сенаторов. Заявление более чем абсурдное! Если это даже является правдой, то вызывает лишь возмущение, что руководство Грузии не только не ознакомило сенаторов с заключенными в рамках СКК международными правовыми актами, запрещающими несанкционированные пролеты летательных аппаратов над зоной конфликта и зоной ответственности миротворческих сил, но и, зная о существующем запрете, сознательно создало угрозу их безопасности, и, кроме того, делало сенаторов соучастником акции, мешающей ССПМ полноценно осуществлять свои функции. Думается, что и сенаторы, и международное сообщество в целом должно сделать соответствующие выводы из неблаговидной позиции, занятой руководством Грузии.
Напоминаем, что именно грузинская сторона воспротивилась оснащению вертолетами Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта, несмотря на то, что такое решение было принято в рамках СКК в 1992 году (Протокол №1 от 4 января 1992 года). В ночь с 6 на 7 июля 2004 года колонна российского миротворческого батальона, которая во исполнение данного решения провозила комплектующие к вертолетам, подверглась вооруженному нападению со стороны 300 вооруженных человек, которых возглавлял тогдашний министр внутренних дел Грузии Ираклий Окруашвили.
Таким образом, грузинская сторона блокирует выполнение ранее принятых решений СКК об оснащении ССПМ вертолетами, а сама активно использует летательные аппараты для ведения разведывательной и провокационной деятельности, в конечном итоге добиваясь дальнейшей эскалации напряженности в зоне грузино-осетинского конфликта.
4 сентября 2006 года.