РЯДОВОЙ БАХУС

чт, 27/04/2006 - 12:11
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Возможно, Государственная Дума все же рассмотрит вопрос, инициированный депутатом Алексеем Митрофановым - представителем фракции ЛДПР. Вопрос касается политики, проводимой в последнее время президентом М.Саакашвили. В подготовленном проекте постановления говорится, что после прихода к власти М.Саакашвили грузинское руководство стало придавать приоритетное значение строительству современных вооруженных сил, и это очень опасная тенденция. Действительно, слушая Митрофанова, ощущение опасности в связи с последними процессами в военной сфере в Грузии еще больше усиливается. В проекте приводятся давно известные нам, открытые для прессы устрашающие цифры: на финансирование программ и проведение военных реформ идет более 70 млн. долларов из бюджета Минобороны Грузии и 300 млн. долларов субсидий США. Военные специалисты США осуществляют в Грузии программы по "Обеспечению операций поддержки и стабильности" и "Содействию в обеспечении безопасности Грузии". Турецкие инструкторы проводят в Батуми и Ахалкалаки программу переподготовки личного состава бригад сухопутных войск. В 2003-2004 годах на подготовку грузинских солдат выделено около 70 млн. долларов, в 2005 - около 60 млн. В этом году курс интенсивной подготовки пройдут до 6 тыс. грузинских солдат. Численность грузинского контингента в Ираке составляет 850 человек. Около 3 тысяч грузинских военно-служащих проходят курс интенсивной боевой подготовки в составе международных коалиционных сил в Ираке и Афганистане. Грузинская армия оснащается американским вооружением, в первую очередь, штурмовой авиацией.
Митрофанов считает, что завершена материальная подготовка группировки вооруженных сил Грузии к вторжению в Абхазию и Южную Осетию, которое, по данным компетентных источников (на них опирается Митрофанов), может начаться в ближайшее время. В постановлении сказано, что Россия должна принять своевременные и адекватные меры по недопущению вторжения грузинских войск в Абхазию и Южную Осетию.
Что же происходит в грузинской армии столь неожиданного для России, что вызвало беспокойство не только у беспокойного Митрофанова? Вопрос был внесен в повестку дня Госдумы и готовился к рассмотрению 11 апреля, но был перенесен на неопределенное время, чтобы подготовить очередное традиционное постановление, в котором, как водится, осудит милитаризм Грузии и снова провозгласит лозунг: "Руки прочь от Южной Осетии и Абхазии!" В общем-то, ничего нового для нас не происходит, не возможно, что в контексте нынешнего состояния российско-грузинских отношений Дума найдет какие-то новые категории, чтобы сформулировать официальную позицию России - пока озвучивать эту новую позицию берется только пресса.
Как известно, с 27 марта Россия ввела запрет на импорт грузинского вина, а затем еще и грузинского коньяка и шампанского. Для грузинских предпринимателей этот удар оказался ниже пояса: вино - стратегический национальный продукт для Грузии, ну там еще яблоки с мандаринами, но они сейчас уже не актуальны. По заключению российской стороны, грузинское вино содержит повышенный процент тяжелых металлов и пестицидов, что и стало официальной причиной запрета на импорт. О том, что стало неофициальной причиной, тоже есть предположения, которые вращаются вокруг темы вступления России во Всемирную торговую организацию: во время очередного раунда переговоров о присоединении России к ВТО, Грузия и Молдова высказались за пересмотр двусторонних торговых договоров с Россией. Без согласия всех стран, с которыми у нее есть подобные соглашения, Россия не сможет вступить в ВТО. Грузия и Молдова требуют пересмотреть договоры в связи с тем, что они лишены возможности контролировать растаможивание.
е грузов, поступающих в Южную Осетию, Абхазию и Приднестровье из России. Грузия, со своими четырьмя стратегическими национальными продуктами (еще у них есть "Боржоми", который Россия тоже запретила ввозить), является членом ВТО и использует этот рычаг, как может.
Грузия и Молдова, как видно, собираются координировать свои усилия, чтобы добиться возвращения своих пестицидов на российский рынок. Об этом договорились президенты М.Саакашвили и В.Воронин в телефонном разговоре. Грузинский президент недавно поддержал действия Молдовы и Украины по введению таможенных санкций на приднестровской границе, так что сейчас выход напрашивается сам собой: пусть Грузия и Молдова обмениваются своими винами в рамках культурного и алкогольного сотрудничества, этим они сохранят и импорт, и партнерские отношения. Впрочем, сделать это будет не так легко: те, кто делают "Пиратскую лагуну", без труда разберутся, из чего состоит "Хванчкара", а авторы "Цинандали" тонко оценят высокое количество пестицидов в "Цыганской душе".
Поэтому обе страны сейчас ищут пути проникновения на рынки Центральной Европы и Центральной Азии. Приле-тевший 7 марта в Пекин президент Молдовы В.Воронин застал там М.Саакашвили, который уже обсудил с китайским руководством перспективы экспорта грузинского вина в КНР. Китай, который сам бесплатно экспортирует пестициды и прочую химию в виде бензельных пятен, даже внял просьбе грузинского президента простить Грузии 3 млн. долларов долга, теперь Грузия выплатит лишь 400 тысяч долларов. Михаилу Саакашвили это понравилось, как и многое другое в Китае, во всяком случае, он задержался в Поднебесной еще на неделю, невзирая на парламентский кризис и другие, большие и малые проблемы у себя дома.
Запуганная пресса не имеет возможности отразить удивление общественности, вызванное 10-дневным отсутствием президента, занятого там дегустацией собственных вин. Впрочем, он и из Китая неплохо руководит страной. К примеру, запустил в массы идею возможного роспуска парламента и правительства - чтобы проверить реакцию, напомнить о своих полномочиях, и вообще - чтобы жизнь малиной не казалась.
Заодно он объявил, что назначает министра обороны Ираклия Окруашвили уполномоченным по вину - чтобы он продвигал вино на новые внешние рынки, старые, вернее, единственный прежний рынок, куда поставлялось 90% грузинского вина, похоже, еще не скоро откроется. Собственно, министр вина не очень на это рассчитывает. Зато он знает, что предпринять в первую очередь - это, конечно, репрессии. Под флагом борьбы с фальсификацией будут закрыты определенные заводы, в том числе в Гори и в Западной Грузии - это для силового министра более привычно и характерно. Поговаривают, что винная миссия станет последней ступенькой для И.Окруашвили к креслу премьер-министра.
Рядовой Бахус под управлением Окруашвили будет проникать в Европу и Азию агрессивно. Так считают и другие министры, в частности, министр иностранных дел Г.Бежуашвили. Он сказал, что грузинское вино должно заходить на эти рынки агрессивно. Ну, пока заходить агрессивно у Грузии получается только в Южную Осетию и Абхазию, причем именно в кризисный для самой страны момент.
Ну так как? Ждать нам очередной летней авантюры или Грузия внемлет предостережениям российской Госдумы и депутата Митрофанова? Грузия действительно, что называется, сушит порох. Правда, после того, как грузинскому руководству сделали замечание в ООН и Госдепе США, милитаристская риторика на время ослабла. Но позиции сохранились. В то же время, стремясь к членству в НАТО, Грузия должна придерживаться требований, которые предъявляет эта организация. Как это ни парадоксально, одним из требований этого военного альянса является "не быть агрессивным" и не применять силу для восстановления территориальной целостности. Но это требование только к членам НАТО, каковым Грузия еще не является, поэтому она может тихонько проводить реформы, учения, выполнять план индивидуального партнерства с НАТО и в то же время, пока есть возможность, попытаться все же урегулировать конфликты, или один из них, силовым путем. Об этом были туманные слова госминистра по интеграции в НАТО Г. Барамидзе:
"Мы должны не только возвращать территории. Мы должны урегулировать конфликты". В то же время госминистр не исключил возможности того, что "один из двух конфликтов на территории Грузии может быть урегулирован еще до вступления страны в НАТО".
Грузия по мере возможности стремится выполнить требования НАТО, хоть и не всегда адекватно. Одним из требований плана индивидуального партнерства было упразднение Фонда Обороны Грузии, который неизвестно из каких источников финансировался. Сейчас Фонд только готовится к ликвидации, но министр обороны уже отчитался комиссии (куда не пустили представителей оппозиции) об израсходованных за 2 года 35 млн. лари, поступивших в Фонд. Комиссия послушно сообщила, что все средства Фонда использовались для улучшения бытовых и жилищных условий грузинских военных. Мы, разумеется, очень рады, что грузинские военные будут жить в хороших бытовых условиях. Правда, непонятно, для чего Грузии хорошо благоустроенная армия, на содержание которой уходит большая часть бюджета страны - эта такая программа соцобеспечения или все же Грузия намеревается решить одну из своих территориальных проблем силовым путем?
Запрет США применять силу диктуется очевидной целью: добиться стабильности в зоне своих стратегических интересов, а территориальные и политические конфликты решить привычным способом - методом оранжевых революций.
В этой ситуации приходится больше верить депутату Митрофанову, который своим проектом постановления Гос-думы дает понять, что России следовало бы поторопиться с принятием решения по Южной Осетии и Абхазии. Хотя нельзя сказать, что Россия по-прежнему сохраняет полное хладнокровие, учитывая вино-минеральную войну. Это, конечно, уже после того, как Грузия обвинила ее в фашизме и ксенофобии. Но во всяком случае, согласно опросу ВЦИОМ, 40% россиян считают, что Москва должна помочь самопровозглашенным республикам на территории бывшего СССР получить полную независимость.

Инга Кочиева, газета "Республика", № 13-14, апрель 2006 г.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest