Серьезную озабоченность в Осетии вызывает кризис, в котором оказался процесс урегулирования грузино-осетинского конфликта. Мы видим, как вместо налаживания открытого диалога грузинское руководство планомерно нагнетает ситуацию в зоне конфликта, включая противоправные действия по отношению к жителям Южной Осетии, блокирование дорог и систем водоснабжения, строительство объектов и сооружений военного назначения в непосредственной близости от границ республики, саботаж переговорного процесса, неумело прикрытый громкой риторикой о мирном решении ситуации.
Население республики находится под постоянным давлением, преодолевая регулярно возникающие проблемы экономического, гуманитарного и военного характера со стороны Грузии. Под угрозой сегодня находятся ранее достигнутые договоренности, сам процесс мирного урегулирования фактически заведен в тупик. Такая линия поведения не может привести к позитивным результатам.
Вызывает удивление то, что декларирующие свою заинтересованность в урегулировании грузино-осетинского конфликта западные правительства не видят усиливающегося давления на Южную Осетию.
Уверен, что ныне существующий формат урегулирования имеет все возможности – при наличии доброй воли – кардинально изменить ситуацию к лучшему. Мы намерены и в дальнейшем работать в рамках этого формата, рассматривая Южную Осетию как неотъемлемую часть культурного и исторического пространства единой Осетии.
У Севера и Юга – общие интересы. Это интересы мира и благополучия осетинского населения, создания подобающих условий для возвращения десятков тысяч беженцев-осетин, вынужденных покинуть родину в результате войны.
Южная Осетия для нас не только и не столько политический вопрос, сколько вопрос социальный, гуманитарный, человеческий.
Мы будем последовательно и принципиально настаивать на том, чтобы Южной Осетии были предложены гарантии мира и безопасности. В частности, такие гарантии, которые позволили бы избавить народ от судьбы фактического заложника стремления сопредельного государства использовать военно-политические блоки в узконациональных интересах. Кроме того, для Южной Осетии должны быть сохранены условия, позволяющие поддерживать тот уровень отношений, который сегодня связывает ее с Россией, со страной, гражданами которой является подавляющее большинство жителей республики.